Творческий проект – одна из форм итоговой аттестации учащихся. Разработка урока "Конкурс творческих проектов"

Разделы: Информатика, Технология


Модуль “Информационные технологии”, 10 класс

Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний (итоговый урок).

Вид урока: урок деловой игры, защита проектов.

Форма проведения урока:

Урок построен на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики выступают в качестве претендентов на подписание контрактов со Школьным издательским домом (ШКИД) на издание своих произведений. Ученики заранее выполнили творческие работы по выбору в зависимости от уровня знаний и желания познакомиться поближе с различными компьютерными программами (текстовые редакторы, графические редакторы, программы верстки изданий, обработки фотографий).

Цели урока для учителя:

  1. Контроль и систематизация знаний учащихся о возможностях использования компьютерных программ, изучаемых в разделе, в некоторых сферах деятельности человека, в частности в издательстве.
  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к предмету “Технология”, к информационным технологиям, к профессиям, связанными с информационными технологиями.
  3. Воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности за свой труд; воспитание информационной культуры.
  4. Научить сотрудничеству в группах для получения более эффективного результата.
  5. Способствовать пониманию и принятию друг друга
  6. Способствовать опыту социального партнерства как важному аспекту социализации.

Задачи урока:

  1. Обучающая - обобщение и систематизация, контроль знаний учащихся о возможностях использования компьютерных программ, изучаемых в разделе, в некоторых сферах деятельности человека (в издательстве).
  2. Развивающая – развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение); развитие творческой познавательной деятельности; развитие общетрудовых политехнических умений (умений нешаблонно подходить к решению самых разнообразных задач, умений планировать и контролировать свои действия, умений оценивать результаты своих действий).
  3. Воспитательная – воспитание навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения (воспитание культуры речи, свободное владение специальной терминологией); пополнять и активизировать словарный запас учащихся; воспитание уверенности в собственных силах.

Цели урока для учеников:

Учащиеся должны убедиться в том, что:

  1. В современном мире успешен тот, кто умеет выгодно использовать свои знания и интеллектуальную собственность.
  2. “Мы все, насколько нам позволяют наши возможности, хотим быть лучшими, хотим успеха, и если мы будем работать вместе, мы вместе его и добьемся” (Джерри Скро, главный финансовый директор Showtime Network)
  3. Рассуждать и убеждать – этому можно и нужно научиться.
  4. Творчество – специфическая форма решения проблем, и каждый человек от рождения обладает каким-либо талантом в этой области.   Творчество и знание – залог успеха в жизни.

Подготовка кабинета: Отдельный стол для администрации компании ШКИД (3 ученика 9-х классов, занимающиеся выпуском школьных изданий в рамках элективного курса “Основы предпринимательства” и “Компьютерного дизайна”, кружка “Юный журналист”).

Оборудование и материалы к уроку:

  • Компьютер для демонстрации презентаций и для подсчета результатов защиты (Microsoft Office Excel), Приложение 1.
  • Лист оценки защиты проектов по количеству экспертов и критерии оценки ШКИД. Приложение 2
  • Набор тестов для итогового тестирования с ключом ответов, Приложение 3
  • Стенд для демонстрации печатной продукции.

Оформление доски:

I. Рекламный проспект компании ШКИД, Приложение 4.

II. Тема и цели урока для учащихся.

III. Перечень тем проектов.

IV. Сводная ведомость оценок защиты проектов, Приложение 5.

План урока:

Урок 1

Организационный момент – 2 минуты

Актуализация знаний, вводный инструктаж – 8 мин

Защита проектов защита проектов с обсуждением – 30 минут, (доклад ученика - 6 мин, обсуждение - 4 минуты)

  1. Оформление сборника стихов “Любовь и смерть в реальном мире”, Приложение 6.
  2. Оформление календаря, Приложение 7.
  3. “Восьмое чудо” - диск-презентация класса, Приложение 8.

Урок 2

Организационный момент, подведение итогов первого урока – 2 минуты

Защита проектов – 20 минут (защита проекта с обсуждением)

  1. Выпуск газеты “Живой родник”, №7, Октябрь, Приложение 9.
  2. Оформление книги “Чародеи в городе лошадей”, Приложение10.

Тестирование - 10 минут.

Итоги урока - 8 минут

Урок первый: Здравствуйте, ребята и уважаемые представители ШКИД. У нас сегодня с вами необычный урок. Урок-конкурс проектов. Мы его проведем в виде деловой игры, в ходе которой вам необходимо будет показать, чему вы научились на уроках технологии, изучая раздел информационных технологий и продемонстрировать результаты своей работы над творческими проектами.

И так, у нас сегодня заключительный урок раздела “Информационные технологии” образовательной области “Технология” по теме “Конкурс творческих проектов”.

Цель нашего урока следующая: вы должны убедиться в том, что

  1. В современном мире успешен тот, кто умеет выгодно использовать свои знания и интеллектуальную собственность.
  2. “Мы все, насколько нам позволяют наши возможности, хотим быть лучшими, хотим успеха, и если мы будем работать вместе, мы вместе его и добьемся” (Джерри Скро, главный финансовый директор Showtime Network).
  3. Рассуждать и убеждать – этому можно и нужно научиться.
  4. Творчество и знание – залог успеха в жизни.

В нашей сегодняшней работе мы смоделируем следующую ситуацию .

У нас на уроке сегодня присутствует администрация Школьного издательского дома, это ученики 9-х классов, занимающиеся выпуском школьных изданий в рамках элективного курса “ Основы предпринимательства” и “Компьютерный дизайн”. ШКИД объявил конкурс на заключение контрактов с писателями, поэтами, дизайнерами на выпуск их работ. Вы должны в выделенное вам время – не более 6 минут - рассказать о своем творческом проекте, так защитить его, чтобы заинтересовать ШКИД сотрудничать с вами. В течение не более 4 минут вы должны будете ответить на вопросы администрации издательского дома. По итогам урока мы должны будем заполнить Сводную ведомость оценок защиты проектов, которую я вам сейчас демонстрирую (плакат на доске). Она у нас есть и в компьютере. Здесь уже выставлены оценки с Листа оценки выполнения проекта. У каждого из вас на парте, лежит ведомость Лист оценки защиты проектов, куда вы будете вносить ваши оценки своим товарищам по итогам защиты проектов по представленным критериям.

Свою оценку выставит администрация ШКИД, Лист оценок ШКИД, и я, по результатам тестирования, которое мы проведем в конце второго урока. Результаты будут обработаны компьютером, и в зависимости от общего количества баллов будет выдано заключение о принятии вашего проекта на издание. Контракт будет заключен при условии, что вы набираете максимальное количество баллов, соответственно получая оценку “отлично”.

Желаю успехов в защите ваших проектов и в заключении с вами выгодных контрактов со ШКИД.

Защита проектов

Возможные вопросы для обсуждения:

  1. Этапы работы над проектом? Каковы виды деятельности на каждом этапе?
  2. Самый интересный этап работы.
  3. Какие компьютерные программы использовались?
  4. Как вы оценивали стоимость вашего проекта?
  5. Если бы вы оформляли проект заново, чтобы вы изменили в нем?
  6. Какие у вас дальнейшие планы по работе над этим проектом?

Перерыв - 10 мин (музыка, неформальное общение учеников и гостей, занесение оценок в компьютер в Сводную ведомость оценок защиты проекта)

Урок второй

Организационный момент – 2 минуты:

Продолжаем защиту наших проектов. Напоминаю условия защиты - Вы должны в выделенное вам время – не более 6 минут - рассказать о своем творческом проекте и в течение не более 4 минут ответить на вопросы. Проводим оценку работ согласно критериям ведомости

Лист оценки защиты проектов.

Тестирование - 10 минут (подсчет результатов защиты и оценка ШКИД),

Итоги урока - 8 минут (результаты теста и выдача рекомендаций, распечатка результатов).

Если набранная сумма оценок составила:

  • баллов - контракт с издательским домом заключен (оценка “5”),
  • 45- 49 баллов – контракт не заключен (оценка “4”)
  • 40-44 балла – оценка “3”

Рефлексия

Учитель. Теперь я предлагаю каждому из вac подвести итог своей работы, ответив на следующие вопросы:

  1. Интересно ли было вам работать над проектом?
  2. Какие затруднение вы испытывали при работе над проектом?
  3. Считаете ли вы актуальной такую работу?
  4. Чем интересен был урок для вас?
  5. Каковы ваши пожелания самому себе?

Большое спасибо всем вам за работу. Завершая наш урок, хочу зачитать вам слова из рецензии на ваши работы учителя русского языка и литературы:

“Если рука тянется к перу, если есть желание писать, значит, душу переполняет море чувств, значит голова полна дум – и это замечательно! Строгий критик может сказать, что это наивно. А я скажу, что переработать творчески знакомый сюжет – это тоже талант, а может получиться забавная пародия на популярную книгу, а может… Ведь сюжетов в мире не так много, только каждый пишущий разрабатывает старый сюжет по-своему. Мое пожелание авторам: дерзайте, ведь талант оттачивается в труде, только с трудом придет и мастерство”.