Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма: семинарское занятие (возможна подготовка мультимедийных презентаций учащихся по отдельным вопросам).
Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания;
- Выявить закономерности развития России;
- Проанализировать степень влияния русского менталитета на отечественную историю.
Оборудование: раздаточный материал, дополнительная литература (из списка).
На столах учащихся лежит раздаточный материал с высказываниями современников и историков о Февральской революции 1917 года.
“…Неизбежная революция, мчавшаяся к нам на всех порах”.
Н. Суханов
“Важнейший урок всех революций: она происходит тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию”.
А. Степанский
“Царь Николай II своей бездарной политикой привел страну к революции”.
К. Шацилло
“Русский народ - самый покорный из всех, когда им сурово повелевают, но он не способен управлять сам собою”.
Палеолог (франц. посол)
“Тысячелетняя борьба власти с ее верховной оппозицией окончилась вдруг; началась великая смута”.
В. Маленков
“Русский трон опрокинули 27 февраля… толпы рабочих, которые начали восстание и увлекли за собой солдат”.
М. Туган-Барановский (кадет)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Постановка проблемы. |
|
Посмотрите на тему, прочтите высказывания современников и историков о Февральской революции 1917 года и попробуйте сформулировать план урока. | В ходе обсуждения предлагается
следующий вариант: Вспомнить особенности русского менталитета. Дать характеристику личности Николая II. Ответить на вопрос - можно ли назвать Февральскую революцию заговором оппозиции? |
2. Особенности русского менталитета. |
|
Назовите традиционные черты русского характера? | Противоречивость (живем по принципу: сначала создать проблему, а потом героически ее решить), коллективизм (особый тип сотрудничества), общительность, самопожертвование, поиск абсолютных ценностей (чтобы всем было хорошо), нерациональность (главное - правда, а те, кто ее восстанавливают и хранят - герои). |
Вечная российская проблема - личность и власть. Какое отношение к власти закрепилось в русских традициях к началу XX века? | Патриархальный характер власти. Царь - отец, а отец всегда один. Его нельзя выбрать, поменять, но можно уйти от него или убить его. |
Но власть (отец) может быть сильной или слабой. Кого из русских правителей вы бы назвали сильным, а кого слабым? Почему? | Сильные: Иван грозный, Петр I, Екатерина
II. Слабые: князь Василий II Темный, Федор, сын Грозного, Екатерина I. |
Сформулируйте выводы. | *Чем более усиливается власть, тем более
растет сопротивление ей. Но стоит ослабить
власть и сопротивление ей снова приобретает
форму открытого конфликта. *Никогда слабость монарха (физическая или духовная) не была причиной отстранения от власти. |
А знает ли наша история примеры отстранения от власти? | Были убиты в результате заговора: князь
Андрей Боголюбский, Петр III, Павел I. Отрекались от престола: князь Василий II Темный, Иван Грозный (эти вернулись на престол), Василий Шуйский. |
Сделайте выводы. | *Инициаторами заговоров были близкие к
власти люди. *Их цели и цели общества совпадали тогда, когда речь шла о свержении власти. *При отсутствии царя никогда не ставился вопрос о демократии; все силы бросались на поиск нового “правдивого” царя (роль самозванства на Руси). *Искусственный переход со вторых ролей на первые был сопряжен с разрушением традиций, и начиналась борьба за власть. |
3. Николай II - царь и человек. |
|
Каким царем был Николай II - сильным или слабым? | Прекрасный семьянин, но недальновидный политик. Не готов был к уступкам (уступил в 1905 году, но все последующие годы упорно сопротивлялся). К началу 1917 года - равнодушный, усталый, одинокий, “слабовольный муженек” (о себе), несведущий, “безвольный исполнитель ее желаний”. Надеялся, что заговор против него спланирован, поэтому ничего не предпринимал. Им были недовольны все слои населения, его ближайшее окружение, вся семья (кроме жены). |
Заговор начала именно ближайшая оппозиция, убив в декабре 1916 года Распутина. За отречением к Николаю II поехали именно монархисты. Но они не ожидали, что Николай отречется и за сына (такого в истории никогда не было, и болезнь не являлась поводом к отречению). Отрекся и Михаил, и монархисты растерялись. Общество оказалось в тупике: “кто же теперь царем будет?”, “как же теперь жить-то будем?” | Выход найден в русских традициях: отрекаясь, и тот и другой проявили монаршую волю: Николай назначил главу Временного правительства, а Михаил повелел созвать Учредительное собрание. |
Как вы думаете, что бы решило Учредительное собрание? | Скорее выбрали бы вариант ограниченной монархии по принципу “ монарх царствует, но не управляет”. |
4. Подведение итогов.
Еще раз обратимся к высказываниям современников и историков, и сделаем выводы по уроку:
- русский народ рассматривал выборность власти не как необходимое условие, а как крайнюю необходимость.
- для нормального развития общества наличие оппозиции власти обязательно.
- Николай II скорее слабый политик, который недооценил оппозицию и поэтому не смог проконтролировать ситуацию в феврале 1917 года.
- Февральская революция началась как заговор ближайшей оппозиции, но переросла в массовое движение.
- даже в феврале1917 года многие не мыслили Россию без царя.
- отсутствие четкого плана и сильного лидера в стане заговорщиков привело к победе большевиков и разгону Учредительного собрания.
Список литературы.
- Документы и материалы к учебнику по отечественной истории: 10 класс: Книга для учащихся. \ Сост.О. Лебедев.- М.: Просвещение, 1992.
- Ф. Раскольников. Кронштадт и Питер 1917 году. М.: издательство политической литературы, 1990.
- Э. Радзинский. Николай II:Жизнь и смерть. М.: “Вагриус”,1993.
- А. Боханов, М. Горинов, В. Дмитренко и др. История России.XX век. М.: ООО “Издательство АСТ - ЛТД”, 1998.
- Трудные вопросы истории. М.: издательство политической литературы, 1991.
- Страницы истории советского общества. М.: издательство политической литературы, 1989.
- А. Степанский \ История (приложение к газете “Первое сентября”.1999год №6).
- В. Маленков.\ История (приложение к газете “Первое сентября”.1998год №32).
- И. Ионов. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: Учебная книга для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: “Просвещение”,1995.