Интегрированный урок по курсу "Мир вокруг нас" – литературное чтение по теме: «О молниях, змеях, собаках и прочем. Белов В.И. "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Изучить с учащимися правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой, воспитывать ответственность за свою жизнь, показать на практических примерах отрицательное влияние природы на жизнь и здоровье человека, учить защищаться от природы.
  2. Воспитывать экологическую культуру школьников, бережное отношение к природе, любовь ко всему живому.
  3. Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание, речь путём беседы, обогащать словарный запас, учить сравнивать, рассуждать и обобщать.
  4. Познакомить детей с творчеством В.И.Белова.
  5. Развивать навык беглого осмысленного чтения, умение пересказывать по вопросам, развивать связную диалогическую и монологическую речь учащихся.

Оборудование.

  1. Выставка книг В.И.Белова, портрет писателя.
  2. Рисунки ребят о защите природы, об опасных местах для человека.
  3. Таблица "Царства живой природы".
  4. Учебники и рабочие тетради, альбомные листы, краски.
  5. Картинки с изображением грибов и растений, животных, природных явлений, старинного корабля.

Ход урока

1. Организационный момент.

Кто на остров сокровищ прорвётся,
С нами вместе пускай запоёт.
Кто весел, тот смеётся,
Кто хочет, тот добьётся,
Кто ищет, тот всегда найдёт.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, дорогие мои ребятки, мы отправляемся в гости к Робинзону Крузо на необитаемый остров вот на этом древнем корабле. Путешествие далёкое, но интересное, достаточно опасное. На нашем пути могут встретиться всякие неожиданности.

Вы готовы, ребята? Ко всему готовы?

Когда мы вместе – нам ничего нестрашно. Дружба победит в любой схватке!

3. Проверка домашнего задания.

Сначала, проверим домашнее задание!

а) карточки

б) фронтальный опрос

1. Какие опасные места могут быть дома? (доказывают рисунками)

2. Какие опасные места могут быть недалеко от дома? (доказывают рисунками)

3. Безопасно ли гулять в одиночку, с наступлением темноты?

4. Расскажите о правилах поведения на льду. (ребята показывают нарисованные условные знаки к правилам безопасности)

Ребята, мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь.

Какую формулу безопасности мы теперь знаем?

(Предвидеть опасность. По возможности избегать её. При необходимости действовать решительно и чётко. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать) .

Основные положения формулы вывел из личного опыта известный путешественник Яцек Палькевич. Если мы научимся просчитывать события наперёд, предвидеть опасность, нам будет легче её избежать или выйти из нее без потерь.

- Расскажите о Листопадничке.

- Хотелось зайчонку вернуться домой, к маме?

- Удалось ему это сделать?

- Какой вывод вы для себя сделали, прочитав рассказ Соколова-Микитова И.С. “Листопадничек” и познакомившись с опасными местами, с которыми и мы можем столкнуться?

4. Объяснение нового.

Ребята, пора в путь.

Давайте прежде познакомимся с основными правилами безопасности на природе.

- Нужно ли летом опасаться солнца?

- Ребята, палящие лучи перегревают наш организм. Защищайте голову и шею от солнца, надевайте панамы, платочки, чтобы спастись от теплового удара, солнечного ожога. (на доске плакат)

- По каким признакам можно узнать, что эта опасность постигла вас летом?

  • Покраснение кожи.
  • Высокая температура.
  • Рвота.
  • Головная боль.

- Что же делать? Как оказать помощь при солнечном ожоге? (положить на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняя его)

- Поиграем в игру “Угадай по описанию”.

Шляпка снизу розовая, на ножке черная сеточка, мякоть на срезе розовеет, его путают с “царем грибов”. (ложный белый)

Гриб похож на шампиньон, но пластинки чисто белые, в основании ножки разорванный мешочек, шляпка зеленоватая. Самый опасный из ядовитых грибов. (бледная поганка)

Это – опасное растение. Его единственная ягода сизовато-черного цвета. Это растение ядовитое. (вороний глаз)

- О чем мы только что говорили? (выводы – ответы ребят)

- А что вы знаете о ядовитых растениях и грибах?

(на доске плакат и картинки)

  1. Не собирай грибы и ягоды, которые не знаешь.
  2. Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения.
  3. Постоянно пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений не будет.

(выступают подготовленные ребята с рассказами и картинками о ядовитых грибах и растениях.)

- Как уберечь себя от укуса осы или пчелы?

(рассказ подготовленного ученика)

- Ну, а если укусила змея?

(рассказ подготовленного ученика)

- Итак, ребята, мы познакомились с основными правилами безопасности на природе и теперь можем смело отправляться в путешествие.

Итак, в путь!

(звучит музыка про остров Сокровищ и на фоне музыки)

Наш корабль плывёт к острову. Чёрная туча нависла над кораблём. Гром гремит, молнии сверкают. Гром как ударит – страшно становится. Не то, что молнии – это красиво.В глубокой древности грозы боялись все. Люди думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома. Ещё бы: как загремит – даже земля дрожит. Кажется, вот-вот расколется!

- Ребята, а как вы думаете, что опасней, гром или молния?

- Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетит она по небу несколько километров. Воздух раскаляется, его объём увеличивается, происходит самый настоящий взрыв – это гром. От удара молнии вспыхивают здания и деревья, даже вековые дубы, раскалываются пополам!

Гром гремит так долго потому, что звук многократно отражается от других туч и от земли. Это тоже самое, что и эхо.

Гром – это звук летящей молнии. Он убить не может. А вот молния – страшная. Грозу следует переждать в укрытии.

Летом есть вероятность попасть в грозу, стать жертвой ударов молнии.

  • Если вы на возвышении, спуститесь немедленно вниз.
  • На открытом пространстве держитесь дальше от высоких предметов.
  • Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
  • Если вы в лодке, немедленно гребите к берегу: быть на воде во время воды опасно.
  • Держитесь подальше от металлических заборов и вообще от всего металлического.
  • Дома выключите радио и телевизор, закройте окна.

- Вы знаете теперь как вести себя во время грозы. Я вижу остров. Нас там встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, можете ли вы уберечъся от ударов молнии.

(Работа по учебнику Плешакова – стр. 23) (читаем текст, отмечают важные правила)

- Что сделать самое лучшее, заметив приближение грозы? (покинуть открытое место)

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

- Мы снова отправляемся в путь!

Скорее на корабль. Нас ждёт Робинзон Крузо!

- Вот он – остров, покрытый растениями, здесь клещи и змеи!

Будьте внимательны, вступая на эту Землю, помните правила, обезопасьте свою жизнь!

(рассказ подготовленного ученика)

- Вспомните, ребята, как избежать отравления растениями или грибами?

- Чем опасны клещи?

- Как избежать укуса змеи?

- Здравствуйте, гости дорогие. Я – Робинзон. Живу на этом острове. Добро пожаловать на мою землю!

- Ребята, есть у меня к вам вопросик – живут на земле животные, которых многие люди считают опасными, а на самом деле они безобидные. О ком идёт речь?

- Я загадаю загадки, а вы в этих рисунках найдёте отгадки.

Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (корова)

Хвост крючком,
Нос пяточком. (свинья)

У порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдёт –
Замурлычет, запоёт. (кошка)

Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
- Кто же это? (собака)

Как назвать одним словом эти картинки? (домашние животные)

Я расскажу одну историю вам про добрую собаку Мальку из рассказа В.И.Белова “Малька провинилась”.

(рассказываю начало рассказа из другого источника)

- Как вы думаете, ребята, о ком пойдёт речь в этом рассказе?

- А вот верны ли ваши предположения, мы узнаем, если прочитаем этот рассказ. Робинзон Крузо тоже хочет нас послушать.

(первичное чтение подготовленными учениками) .

С. 77 – 78.

Беседа по прочитанному.

- В чём провинилась Малька?

- О ком этот рассказ?

- Скажите, а понимала ли Малька, что её ругают?

- Кому хозяйка отдала щенков?

- Куда бегала Малька каждый день? Зачем?

- Понравился ли вам рассказ про Мальку?

- Могла ли Малька повести себя по-другому, как вы думаете? А как?

- Это была добрая собака, милая, послушная.

Хотите узнать про неё что – нибудь ещё?

- Дома прочитаете второй рассказ и составите диафильм про Мальку, используя эти два рассказа.

- Как вы считаете, ребята, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему?

- Ребята, а бывает совсем наоборот: домашние животные, от которых не ожидаешь никакой опасности, могут нанести очень серьезный вред нашему здоровью.

- И всё-таки: собака бывает кусачей! Желание любого ребёнка, когда он видит собаку, погладить её. Но это не всегда безопасно.

- Ребята, что же делать, если на вас напала собака?

(ответы детей)

- Давайте разработаем вместе с родителями дома правила вежливости с кошками и собаками! Это будет ваше д/задание.

- Друзья, собака никогда не нападёт первой. Виноват часто бывает сам человек, потому что неправильно себя ведёт. Например, входит во двор, который собака считает своим и охраняет его. Опасно встречаться с собакой в узких проходах. Лучше пропустить их мимо. Мойте руки после общения с животными, можно заразиться кишечными заболеваниями. Если незнакомая собака или кошка укусили, обратились к врачу.

5. Проверка изученного на уроке.

Представьте, что вы зимой гуляете рядом с парком. Вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками.

Ваши дальнейшие действия – определите очерёдность.

(на доске записаны действия, но порядок нарушен)

1) замахнуться клюшкой и отогнать собаку;

2) убежать от неё;

3) закричать, отгоняя её клюшкой, бросить в неё сумкой;

4) упасть на землю;

5) остановиться, повернувшись к собаке лицом вполоборота;

6) подразнить собаку;

7) громко позвать хозяина;

8) при подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой;

9) сохранять спокойствие;

10) при укусах промыть рану, отправиться в больницу.

(9, 5, 7, 8, 10) .

- А почему нельзя поступать так, как говорится в 1, 2, 3, 4, 6?

6. Домашнее задание.

1) .Повторить все правила; прочитать с.23-28 учебника “Мир вокруг нас”, прочитать и пересказать рассказы на с.77-80 учебника по чтению.

2) .Придумать и нарисовать условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке, составить правила вежливости при общении с животными.

7. Итог урока.

Ребята, нам пора возвращаться в родные края. Спасибо

Робинзону за тёплую встречу, интересные рассказы.

Чему вы, ребята, научились, побывав далеко от дома? (ответы детей)

Страшно вам было? (ответы ребят)

Почему кому-то да? (ответы)

Почему кому-то нет? (ответы)

Действительно страшно, нет рядом мамы, папы, но очень интересно и познавательно, можно проверить себя, на что способен в одиночестве.

Я хочу теперь оценить ваш труд. (выставляю оценки)

(звучит песня и Робинзон покидает класс)