Тип урока: изучение нового материала.
Используемая технология: элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Цели урока:
1. Показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.
2. Познакомить учащихся с хищными насекомыми, уменьшающими численность вредителей растений, с мероприятиями по охране полезных насекомых.
3. Продолжить формирование умений работать с учебником, составлять кластер и синквейн.
4. Делать выводы и обобщения, работать с инструктивными картами, давать развернутый ответ.
Оборудование: коллекции насекомых, открытки с изображением насекомых, слова для составления кластера, инструктивные карточки, тестовое задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Стадия вызова
Учитель объявляет тему урока. Класс с учителем вспоминают систематическое положение изучаемых организмов.
Учитель: Мы продолжаем изучать группу животных организмов, которые относятся к типу... (Членистоногие).
К классу... (Насекомые).
Учитель, по мере ответов детей, открывает на доске таблички с систематическим положением: тип и класс. Также открывается центр кластера на доске.
Учитель: Как называются учёные, изучающие насекомых?(Энтомологи.)
Представьте, что вы энтомологи, а наш кабинет это лаборатория энтомологических исследований.
Класс делится на четыре группы. Каждая группа выбирает себе одну инструктивную карточку. На работу отводится 10 минут. На ответ каждой группе отводится 3 минуты.
Стадия осмысления
3. Работа в группах.
Выбрав инструктивную карточку обучающийся называет всему классу тему, учитель открывает часть кластера на доске, в которой указаны темы по которым учащиеся будут работать самостоятельно.
Инструктивная карточка для 1 группы
Тема: насекомые- переносчики возбудителей болезней человека.
Задание: прочитайте в учебнике параграф 31 стр. 95, составьте в тетради кластер. Устно ответьте на вопросы:
1. Определите отряд и представителей данной группы насекомых.
2. Какие заболевания переносит комнатная муха?
3. Меры борьбы с этими насекомыми.
Какие правила личной гигиены мы должны помнить?
Инструктивная карточка для 2 группы
Тема: насекомые-паразиты сельскохозяйственных животных.
Задание: прочитайте в учебнике параграф 31 стр. 95–96, составьте в тетради кластер.
Устно ответьте на вопросы:
1. Определите отряд и представителей данной группы насекомых.
2. Какой вред приносят эти насекомые животным?
3. Меры борьбы с этими насекомыми.
Инструктивная карточка для 3 группы
Тема: хищные насекомые.
Задание: прочитайте в учебнике параграф 32 стр. 97–98, составьте в тетради кластер.
Устно ответьте на вопросы:
1. Определите отряд и представителей данной группы насекомых.
2. Какую пользу приносят эти насекомые?
Инструктивная карточка для 4 группы
Тема: яйцееды и наездники.
Задание: прочитайте в учебнике параграф 32 стр. 98, составьте в тетради кластер.
Устно ответьте на вопросы:
1. Определите отряд и представителей данной группы насекомых.
2. Какую пользу приносят эти насекомые?
Ответы по группам: обучение других изученному материалу, составление кластера на доске, используя слова и открытки с изображением насекомых. В ответах обучающиеся указывают систематическое положение насекомых и открывают на доске:
Отряд “двукрылые”
Представители:
Комнатная муха
Комар
Овод
Слепень
Муравьи
Отряд “жуки”
Представители:
Божья коровка
Жужелицы
Отряд “перепончатокрылые”
Представители:
Теленомус
Трихограмма
3. Первичная проверка усвоенности знаний.
Учитель: Вы хорошо потрудились и познакомили друг друга с насекомыми разных групп. Теперь я предлагаю вам ответить на тест. Ваша задача: за 5 минут рядом с номером предложения в таблице поставьте буквы правильного ответа.
Тест-соответствие
Задание: для каждого предложения определите соответствующие буквы правильного ответа.
- К отряду "двукрылые" относятся.......................
- Божьи коровки – враги.......................................
- Переносят яйца аскарид.....................................
- Переносят возбудителя малярии.......................
- Разводят рыб для уничтожения личинок..........
- Их разводят искусственно..................................
Ответы:
А. комары
Б. тля
В. трихограмма, теленомус
Г. комнатная муха
Д. малярийный комарТаблица для ответа
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
По окончанию времени учитель открывает доску с правильными ответами и шкалой оценивания для самопроверки.
Ответы: 1. а, г, д. 2. б. 3. г. 4. д. 5. д. 6. в.
Шкала оценивания:
0 ошибок- “5”
1-2 ошибки- “ 4”
3 ошибки- “ 3”
Целесообразно собрать тест для перепроверки и выставления положительных оценок в журнал.
Стадия рефлексии.
Учитель: Наша научная работа по изучению насекомых подошла к заключительному этапу: составлению синквейна. Какое ключевое слово мы возьмем?
Учащиеся называют слова, на нашем уроке мы взяли слово НАСЕКОМОЕ
К нему дети подбирают:
2 глагола,
3 прилагательных,
словосочетание,
вывод, резюме, своё отношение.
Наш синквейн выглядел так:
1. Насекомое.
2. Кусают, переносят.
3. Хищные, полезные, паразитические.
4. Вредные насекомые.
А вывод я предложила составить из слов, напечатанных на бумаге:
5. Охраняйте полезных насекомых, их места обитания!
Весь синквейн записывается на доске.
Учитель: Мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке: что понравилось, что запомнилось, что узнали нового?
Учащиеся высказывают своё мнение.
Учитель: Спасибо за урок.
Домашнее задание: параграфы 31–32, вопросы после параграфов для устного ответа.
Индивидуальное задание по желанию: подготовить сообщение о понравившемся насекомом.