Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: "Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Обучающая:

  • познакомить с жизнью и творчеством М.Врубеля, П.Чайковского, Ф.Достоевского, А.Горького;
  • пробудить познавательный интерес к искусству XIX–XX вв.

Воспитательная:

  • формировать интерес и уважение к отечественной культуре;
  • обогатить духовный мир студентов.

Развивающая:

  • развивать знания о творчестве писателей, композиторов, художников.

Место проведения: актовый зал Брянского базового медицинского колледжа.

Оснащение: видеокассеты, фонограммы, мультимедиа, плакаты.

План подготовки к вечеру
"Искусство-зеркало, отражающее того, кто в него смотрится"

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата

Ответственные

1

Организационное заседание: составление плана проведения вечера:
а) подбор конкурсантов;
б) подготовка сценария (Ковалькова И.Г.);
в) назначение ответственного за фотосъемку, оформление

15 ноября

преподаватели:
Ковалькова И.Г.
Анищенко Е.В.
Поживилко А.А.

студенты:
Меркулова В.
Маклюсова С.
Коновалов В.
Моргунова Н.
Петрухин А.

2

Работа с участниками вечера: знакомство со сценарием, отбор чтецов, ведущих, распределение ролей в театральных играх

25 ноября

преподаватели:
Ковалькова И.Г.
Анищенко Е.В.

3

Оформление зала: надпись “Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится”; подготовка декораций

к 15 декабря

Меркулова Е.
Коновалов В.

4

Репетиция с участниками вечера

1–15 декабря

Ковалькова И.Г.
Анищенко Е.В.

5

Репетиция с мультимедиа

14 декабря

Поживилко А.А.

6

Репетиция с ведущими вечера

10 декабря

Ковалькова И.Г.

7

Генеральная репетиция вечера, оформление зала 15 декабря преподаватели:
Ковалькова И.Г.
Анищенко Е.В.
Поживилко А.А.
гр. 4фм-6, 3фм-3,
2фм-3, 1фм-3

(Фонограмма – электромузыка, видеофильм “Виртуальная реальность”)

Ведущий:

– Сегодня мы откроем достаточно интересные страницы из жизни великих людей: писателей, композиторов, художников, прикоснёмся к тайнам их деятельности, затронем некоторые стороны психического состояния гениев, благодаря замечательной книге Игоря Ивановича Щиголева "Психиатры о великих", медика, литератора, который присутствует в нашем зале.

Игоря Ивановича интересует вопрос: "Не является ли сама болезнь формой творчества, иного бытия, ведь и литература, и живопись, и музыка – виртуальное существование в другой жизни, где действуют другие законы и правила?" Постараемся на него ответить и мы.

Несомненно, искусствоведение не может и не должно входить в подробности чисто медицинского анализа болезни, но личность художника необходимо раскрыть, чтобы понять истоки творчества.

(Презентация “Картинной галереи” сопровождается фугами И.С. Баха)

Ведущий:

– Жизнь художника, "вестника других миров", может быть внешне простой, как у всех, и вместе с тем духовно сложной, необыкновенной, как "житие подвижника".

Таким был Михаил Александрович Врубель. Творческий подвиг его был уделом человека убеждённого, стремящегося к совершенству, уверенного в своём призвании, обладающего выдержкой, трудолюбием и способного вынести все испытания, выпавшие на его долю.

(Портреты Врубеля)

Яремич, автор первой монографии о художнике:

– Я нашёл во Врубеле не только гениальность, но и великое очарование личности, в которой вижу не меньше силы, чем в его творениях.

(Видеозаставка – храмы)

Врубель:

– Я, Врубель Михаил Александрович, испытал жизненный подъем сил во время работы в киевских храмах и создал около 150 фигур на религиозно-мистическую тему.

Изучая стиль византийской и древнерусской живописи 12 века, киевские подлинники и репродукции, я не собирался копировать.

В фигурах святых и ангелов я старался быть ближе к живописи 19 века.

("Сошествие святого духа", "Положение во гроб", "Ангел с лабарами")

Яремич:

– В Киевский период в результате познания византийского и древнерусского искусства Врубель нашел притягательную выразительность возвышенного, величавого в каменной оцепенелости фигур, икон и фресок 6–12 веков, духовную глубину в реалистической простоте венецианских живописцев 15 века, которые оказались ближе всего его собственному видению образа.

В средневековой живописи он открыл мир суровых и вдохновенных ликов, полных таинственной и величавой жизни духа.

В росписи Владимирского собора обнаружилась тема мировой скорби, фатальной неизбежности смерти.

(" Воскрешение ", "Ангел с кадилом", "Надгробный плач", "Оплакивание"; " Воскресение ")

Врубель:

– Как хотелось показать в лике Христа не восковую застылость покойника, а умиротворенность, словно в глубоком летаргическом сне...

Коленопреклоненная богоматерь, словно приросшая к гробу, изображена не в унынии и плаче. Проникновенный взгляд сильной женщины-матери обращен к лику усопшего и полон почти гипнотической застылости, в нем можно прочесть немой вопрос: "Что с тобой, сын мой?"

Мать жаждет увидеть в лике сына не смерть, конец всему, а лишь тяжёлую болезнь, которую можно преодолеть любовью. Её ладонь лежит на руке сына, как рука врача-исцелителя. Мария верит в спасение, ждет его.

Васнецов, современник Врубеля, художник (оценка иконописи Врубеля).

Чтец: "Молитва" (Лермонтов)

("Портреты Н.И. Забелы-Врубель)

Врубель:

– Я счастливый человек. Моя жена, Надежда Ивановна Забела-Врубель, солистка Частной оперы. Надежда, твой голос – чудо! Я боготворю твое пение! Для тебя театр стал вторым домом, как и для меня. Душа моя, твой облик вольно или невольно вдохновляет меня на создание лучших произведений самого великолепного периода моей жизни, с 1896 по 1901 годы.

Чтец: "Она поёт" (Апухтин)

Яремич:

– С Надеждой Ивановной Врубель нашел свое счастье. При всех страданиях и лишениях, непризнании, травле, которые сопутствовали художнику, судьба даровала ему верного друга, почти единомышленника в понимании искусства.

(Кадры из фильма “Садко”, сопровождаемые музыкой из оперы Римского-Корсакова “Садко”)

Врубель:

– Восхитительно, Наденька! Римский-Корсаков – чудо! Какую музыку написал!

Надежда Ивановна:

– Миша, неужели тебя не надоело смотреть мой 90-й спектакль "Садко"? Сколько раз ты уже слышал партию "Морской царевны"?

Врубель:

– Нет. Нет. Надя, я могу без конца наслаждаться оркестром... и представлять море... Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу фантастические образы...и слушаю...слушаю...твой голос, божественный, прекрасный. Спасибо тебе, любовь моя! За твой талант! Как я счастлив, что ты у меня есть!

Чтец:

"Вот голос дрогнул от волненья"
Вот голос дрогнул от волнения,
И снова буря вдохновенья
Её на крыльях унесла.
И песня полилась,
Широкая, как море,
То страсть нам слышалась,
Кипящая в крови,
То робкие мольбы разбитой жизни горе,
То жгучая тоска отринутой любви.
О, как могла понять так верно сердца муки
Она, красавица, беспечная на взгляд.
Откуда эти тающие звуки,
Что за душу хватают и щемят?

(Звучит песня о любви в исполнении студентки)

Ведущий:

– В счастливое 5-летие Михаил Александрович создал свой шедевр, поставил как театральный художник оперу по Сказке о царе Салтане" по произведению А.С. Пушкина, придумал декорации и костюмы и имел крупный успех.

(Видеофрагмент "Сказка о царе Салтане")

Чтецы: (отрывок из “Сказки о царе Салтане” А.С. Пушкина)

Сестра Михаила Александровича, Анна Александровна:

– Счастье было недолгим. Любящих супругов настигли страшные испытания, нравственные и физические.

("Портрет сына")

Их сынишка Савва родился с раздвоенной верхней губкой. Это так глубоко поразило брата, что вскоре наступает постепенное погружение его психики в стихию "демонианы". Он создаёт рисунки к поэме Лермонтова "Демон". Хотя они, как говорят специалисты, образуют вершину творчества Врубеля.

Чтец:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
Клянуся сонмищем духов,
Судьбою братий мне подвластных,
Мечами ангелов бесстрастных,
Моих недремлющих врагов;
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой,
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей,
Клянусь блаженством и страданьем,
Клянусь любовию моей:
Я отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;
Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.

Сестра Михаила Александровича:

– У Михаила Александровича начинает преобладать угнетённое настроение в связи с лихорадочной работой (1902), которое переходит в резкое возбуждение. Брат видит Демона без цели, охваченного тоской, пониманием своего одиночества, безысходности, напрасности надежд и борьбы. Начинаются скорбные годы болезни Миши.

Ведущий 1:

– Болезнь пришла к художнику в 1902 г. после плодотворного, вполне здорового расцвета его творчества, когда им были созданы почти все лучшие произведения в Киеве, Венеции, Москве.

Ведущий 2:

– Как могло такое раздвоение существовать в одном человеке: душевная болезнь и здоровое творчество? Ни лечащий врач Врубеля, никто другой объяснить не могли. Несомненно, одно: Врубель – феномен.

Надежда Ивановна:

– Судьба нанесла нам ещё один удар. В мае 1903 г. (роковой год для нашей семьи), едва оправившись после первого приступа болезни, Михаил Александрович, я и сын поехали на Украину в имение нашего друга-художника Мекка. Но по дороге Саввочка заболел…Господи… Саввочки, нашего сыночка, не стало.

Любимый Врубелем город в довершении всех зол стал ещё и " Саввочкиной могилой". Несчастный отец почувствовал себя ужасно и сам попросил отправить его в лечебницу. Я была на грани сумасшествия...

Чтец:

Бывало, в глубокий полуночный час,
Малютки, приду любоваться на вас;
Бывало, люблю вас крестом знаменать,
Молиться, да будет на вас благодать,
Любовь Вседержителя Бога.
Стеречь умиленно ваш детский покой,
Подумать о том, как вы чисты душой,
Надеяться долгих и счастливых дней
Для вас, беззаботных и милых детей,
Как сладко, как радостно было!
Теперь прихожу я: везде темнота,
Нет в комнате жизни, кроватка пуста;
В лампаде погас пред иконою свет.
Мне грустно, малюток моих уже нет!
И сердце так больно сожмется!
О дети, в глубокий полуночный час
Молитесь о том, кто молился о вас,
О том, кто любил вас крестом знаменать.
Молитесь, да будет и с ним благодать,
Любовь Вседержителя Бога.

Фёдор Арсеньевич Усольцев, лечащий врач Врубеля:

– Натурные рисунки Врубеля последних лет, сделанные в светлые промежутки болезни, заслуживают специального внимания. Я, доктор, утверждаю, что как человек Врубель был тяжело болен, но как художник, он был здоров и глубоко здоров.

Чтец: "Роза" (Федоров)

Ведущий:

– То, что рисовал Врубель во время болезненного подъёма чувства, мысли, головокружительной быстроты идей, как он покрывал стены своего домика-палаты фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками, чудовищными фигурами, являлось обрывками неудержимо мчавшихся в сознании художника ярких образов.

В этих работах следует отметить искренность, доходящую до наивной непосредственности. Лучшие рисунки поражают остротой наблюдательности художника, который брался за карандаш, увидев в человеке какую-то острую черту характера или психического состояния в данный момент (1903–1906).

Портретно-натурные зарисовки имеют своим духовным источником благожелательность и чуткость Врубеля к своим товарищам. Он изобразил их людьми чувствующими, увлеченными каким-то занятием: игрой в карты, шахматы, чтением, но не погруженными в печальные размышления о своей болезни.

("Момент игры", "Обдумывает ход", "Спящий молодой человек"
"Портрет больного в халате", "Мужской портрет", "Портрет при вечерней свече")

Усольцев:

– В нашей клинике появилась серия "Бессонница". Рисунки потрясают. Врубель в трудные для него ночи при слабом свете рисовал свою постель, смятые простыни ,подушку, одеяло – и вещи обретали свои особый язык – они обладали настолько сильной выразительностью переживаний человека, рассказывали о его беде, измученности, смятении и одиночестве, что кажется, что карандашным рисункам нет равных по очеловеченности вещей.

("Рука художника, держащего платок" 1905 г.)

Искусствовед:

– Рисуя врачей, Врубель проникался к ним доверием, симпатией и дружеским отношением. В молодом враче Карпове Петре Ивановиче он подчеркнул внимательность, задумчивость и человеколюбие, замкнутую таинственность, душевную мучительную борьбу с самим собой. Федора Арсеньевича Усольцева, которого Врубель изображал в своих видениях то Христом, то Адамом, нарисовал на фоне иконы Богоматери с младенцем.

Большинство работ второй половины 1904 г., января и февраля 1905 г., не имеют заметных черт болезненности или творческого утомления Врубеля. Они удивляют живостью, остротой видения художника и твердостью руки рисовальщика.

(“Портрет П.И. Карпова”)

Надежда Ивановна, жена:

Мог ли Миша предположить, что никогда не излечится и сойдет с ума, мало того, в конце концов, он ослепнет и будет вопрошать небо: "Господи, отчего ты покинул меня?.." Умер Мишенька 14 апреля 1910 г.

Миша, Миша! Что ты наделал? Как мне жить теперь без тебя? Но я ненадолго тебя переживу.

Гроб с телом Миши несли студенты Академии Художеств из академической церкви до Новодевического кладбища.

Ведущий:

– Сегодня Врубель видится нам талантливым художником, подвижником искусства, человеком трагической судьбы. И мы склонны верить тем его современникам, которые полны восторженного увлечения творчеством и любви к нему. Индивидуальность Врубеля, человека и мастера, многогранность его искусства не дали возможности породить последователей. Гениальный художник не может повториться в другом гении.

Чтец: "Ты помнишь, как забившись в музыкальной" (Апухтин)

(Портрет П.А. Чайковского)

Ведущий:

– Чем больше появляется разновидностей нового, тем чаще привлекают внимание к себе произведения классического искусства, вечного, не стареющего, а наоборот, раскрывающего все новые глубины.

На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения, по свидетельству статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского.

Патриот и гражданин, он поднял музыкальное искусство 19 века на недосягаемую высоту, но вместе с тем, благодаря гуманизму, доходчивости, доступности воплощения человеческих чувств и мыслей, подлинной народности и демократизма музыка Чайковского стала неотъемлемой частью нашей жизни.

Ведущий 2:

– С детских лет Чайковский любил балет, сам танцевал, сочинял танцы к домашним спектаклям, поэтому с большой радостью принялся за создание балетной музыки. Гибкая, выразительная мелодия передаёт душевные движения, вносит духовную живую красоту в танцевальные ритмы. Но балетная музыка требует от композитора ощущение танцевальных движений, пластики, жеста. Чайковский в высшей мере наделён всеми этими качествами.

(Вальс из балета "Щелкунчик")

Лев Бакет, декоратор:

– Это было давно. Прошло более 25 лет с того события, о котором я хочу рассказать…

Я был ещё безусым, но уже обожал театр.

Генеральная репетиция долгожданного балета Чайковского "Спящая красавица". Прежде чем зайти в кишащий зрительныйзал, я попал в кабинет режиссёра.

Режиссёр:

– Лёвушка, иди-ка, я представлю тебя нашей славе, нашей гордости, Петру Ильичу (протягивает руку, обращаясь к Чайковскому).

Вот этот малыш обожает театр и рисует уже эскизы, на днях он импровизировал декорации по своему вкусу.

Лёвушка:

– Я нахожу вашу музыку, Пётр Ильич, прекрасной! (Вскричал от изумления.)

Чайковский:

– А! Вы уже знакомы с моим балетом?

Лёвушка:

-Да! Да! В течение 3-х часов я жил в волшебном сне, опьянённый феями и принцессами, роскошными дворцами, очаровательными сказками. Всё моё существо как бы вторило этим ритмам, этому лучезарному и светлому потоку чудесных звуков.

В этот вечер моё призвание определилось. Я посвящу себя декоративной живописи. Мои декорации к Вашему балету, Пётр Ильич, скоро будут украшать вашу "Спящую красавицу".

(Кадры из мультфильма "Спящая красавица", сопровождаемые музыкой П.И.Чайковского)

Критик Ларош:

– "Спящая красавица" открывает новые горизонты. Чайковский назвал её французской сказкой на русский лад. Сюжет написан почти 200 лет назад французским писателем Шарлем Перро, поэтичен и благодатен для музыки. Чайковского привлекала возможность воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, победу светлых идей Красоты, Радости, Любви. В "Спящей красавице" принц пробуждает от векового сна прекрасную принцессу Аврору.

В "Щелкунчике" Маша, полюбив уродца куклу Щелкунчика, преодолевает и спасает его мышиного короля. Мысль о подвиге ради любви, самопожертвовании во имя высокого чувства и сострадания была бесконечно дорога и близка Петру Ильичу – выше этого он ничего не знал.

Чайковский (пишет письмо и читает):

– 29 мая 1877 г. началось счастливое время сочинения оперы "Евгений Онегин". 9 июня, в разгар работы, окончив сцену письма Татьяны, пишу тебе, брат Модест. Я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку. Идеальные условия для работы: свобода, любимая русская природа, небывалый подъем творческой энергии – казалось, все соединяется для того, чтобы "Евгений Онегин" был закончен в это лето. Но тут произошло событие, перевернувшие все мои первоначальные планы.

 

Чтец: (читает “Письмо Татьяны к Онегину”) из поэмы А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Невеста Чайковского, Антонина Ивановна Милюкова, сидя у рояля:

– Весна 1877 г. Петруша проговорился, что мечтает о семейных отношениях. Его первая любовь к певице Дезире Арто окончилась весьма печально. Арто вышла замуж за другого. С тех пор он о женитьбе не помышлял. Мои длинные восторженные письма, кажется, подействовали на Петю и заставили его расстаться с холостяцким неустроенным образом жизни. Я пианистка, недурна собой, смогла растопить холодное сердце Петруши. Буду ему преданной женой и заботливой хозяйкой. Люблю его и надеюсь на счастье.

Чайковский (пишет письмо отцу):

– Милый мой папочка! Женюсь я на девице 29 лет Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая. Буду ей преданным и благородным другом. Вы знаете, что в мои годы не решаются жениться без спокойной обдуманности, а потому не тревожьтесь за меня. Совершаю благородный и обдуманный поступок.

Брат Модест:

– Брат мой, Петр, как ты жестоко ошибся. Ничто не может быть большим насилием над собственной личностью, чем жениться без любви. Твоя жена казалась заурядной мещанкой, лишенной чувства такта и чуткости: она беспристанно ссорится с нашими приятелями. Первые впечатления твоей, Петруша, семейной жизни были удручающими.

Чайковский:

– Я провёл 2 недели со своей женой в Москве, которые были полны самых невыносимых нравственных мук. Я сразу почувствовал, что любить свою жену не могу и что привычка, на силу которой я надеялся, никогда не придёт. Я впал в отчаяние, искал смерти. На меня ночами находили минуты безумия, во время которых душа наполнялась ненавистью. С каждым днём приближался наш разрыв.

Такой тропою уйду!
Чтобы сам чёрт
Найти не смог.
Да, это правда,
И с тобою
Бывал я часто одинок.
Бывало, надвое расколот,
Сидел я в смутной тишине,
И часто отчужденья холод
Закрадывался в душу мне.
Пойми,
От сладкого начала
До этих поздних горьких дней
Ты безотчётно расточала
Мою любовь, не дав своей.

Чтец: "Знаю, милый мой"

Брат Модест:

– Петр тяжело заболел: стали случаться эпилептические припадки. Помимо того, у него были не раз приступы психических расстройств. Эти нарушения всегда связывались с эмоциональными переживаниями. У отца и деда наблюдались аналогичные состояния, проходившие на фоне негативных событий. Приступы страха смерти Петру приносили жесточайшие страдания. Чем дальше, тем невозможнее становилась семейная жизнь.

Чайковский:

– В конце сентября по настоянию врачей я уехал за границу – Италия, Швейцария, Франция... и на долгие годы стал в Москве гостем. Начался новый период в моей жизни. Это с годами всё острее я чувствовал гнёт обстоятельств, от которых я не в силах избавиться. Нарастало желание всё перевернуть, совершенно изменить свою жизнь.

Чтец:

“Мне незнакома горечь ностальгии”

Ведущий:

– Постепенно росла известность Чайковского как композитора. В Германии, во Франции, в Австрии исполняли его произведения. Он выразил с предельно эмоциональной силой свои чувства в опере "Евгений Онегин", которая явилась вершиной творчества 70-х годов.

(Aрия из оперы “Евгений Онегин”, кадры из фильма-оперы “Евгений Онегин”)

Чайковский:

– Я жестоко хандрил, но стремился к тому, чтобы всё время, все силы отдавать главному делу своей жизни – творчеству.

Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова, владелица нескольких железных дорог, любящая музыку меценатка:

– После отъезда за границу Чайковский оказался в очень тяжёлом положении. Он считал своим долгом обеспечить материально свою оставленную жену.

Композитор наделал много долгов. Я предложила ему ежемесячное денежное пособие, которое давало возможность вполне независимое существование. В течении 12 лет я покровительствовала Чайковскому, выплачивала ему определённую сумму, преклоняясь перед его талантом, хотя мы никогда не виделись, а поддерживали отношения только посредством переписки.

Брат Модест:

– Слава Богу! Кризис миновал! Из материальных затруднений брата вывело вмешательство Надежды Филаретовны, а выздоровление ему принесла его любимая работа. Открылись новые перспективы в развитии жанра симфонии. Мощным подъёмом творчества характеризовались последний 4 года жизни брата, когда были созданы "Пиковая дама", "Иоланта", "Ромео и Джульетта", 6 симфония. В этих произведениях Чайковский – мастер предстаёт во всём своём величии.

(Фрагмент из фильма "Ромео и Джульетта")

Чайковский:

– Чем больше живу за границей, тем больше скучаю по России. Тоскую по русскому лесу, скромной русской природе.

(Музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года")

У всех истинно любящих людей чувство любви к Родине обостряется в разлуке с ней. Страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лица, русские обычаи.

В России излюбленным местопребыванием для меня стала Каменка. 80-е годы. Ищу, стремлюсь к новизне, разнообразию. Сюиты, вальсы, песни, романсы, гимн природе и даже марш... Как много всего написано! А вдохновенье всё не покидает!

Из записной книжки Чайковского:

– Напрасно выразить словами всё неизменное блаженство рождения музыки. Забываешь всё, делаешься точно сумасшедший, все внутри трепещет и бьётся, едва успеваешь намечать эскизы, одна мысль покоряет другую. Трудно передать наслаждение, которое испытываешь вследствие передачи тому или другому инструменту или группе инструментов реальную форму. Это если не самая приятная, то одна из самых приятных минут в процессе сочинения. Живу жизнью своих героев, страдаю, плачу, ужасаюсь вместе с ними.

Ведущий:

– Чайковский, пожалуй, более чем какой-либо композитор, одарён талантом проникать в тончайшую область человеческого сознания, показывать течение мыслей и переживаний от самого их зарождения. Это море человеческих страстей, падения и взлёты душевных сил. Не случайно Чайковский принадлежит и прошлому, и настоящему, и будущему.

В дни блокады Ленинграда, в первую зиму, унесшую многие тысячи жизней, среди сигналов воздушной тревоги, среди фронтовых сводок звучала как победный клич торжественная увертюра "1812 год".

В белокаменном зале филармонии истощённые, замёрзшие оркестранты играли для героических защитников Ленинграда симфонии Чайковского.

("Концерт для фортепиано с оркестром")

Ведущий:

– Жизнь композитора оборвалась. Внезапно 25 октября 1893 г. он умер от холеры, по рассеянности выпив стакан сырой воды. Но сегодня она предстаёт перед нами, как законченное целое, увековеченное в бессмертных творениях. Бессмертие гения – это вечное движение вперед.

Подобно Пушкину в поэзии, Чайковскому в музыке удалось создать удивительное единство, благодаря которому русское искусство поднялось на уровень высочайших достижений искусства Европы и в то же время сохранило национальное своеобразие. Музыка адресована всем и вместе с тем обращена к каждому в отдельности. Похоронен композитор в Некрополе (кладбище при Александро-Невской лавре в Петербурге) рядом с Глинкой, Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным.

Ведущий:

– Петр Ильич Чайковский не был знаком с Ф.М.Достоевским. Но в одном они сходятся: Достоевский, как и Чайковский, доводит выражение чувств до крайности, обнажает порой с жестокой беспощадностью тёмные тайники человеческого сознания. Но переживания никогда не подавляют.

Оба мастера поднимаются над бездной, и итог переживаний – чувства глубоко человеческие.

(Портрет Ф. М. Достоевского)

(Кадры из документального фильма о Достоевском)

Психиатр Яновский:

– Эпилептические припадки наступали после аффектов или нравственных потрясений. Такие патологические явления настраивали писатели на мистические переживания, суеверие, а также на повышенное внимание ко всему загадочному.

Ведущий:

– Достоевский предельно точно воспроизвёл ряд проявлений расстроенной психики. Причём примечательно, что душевное расстройство Голядкина, героя одной из лучших повестей художника слова "Двойник", изображается как следствие социальной и нравственной деформации личности, обусловленной ненормальным устройством общества. Эта история о чиновнике, который сошёл с ума, вообразив, что его сослуживец присвоил себе его личность.

(Инсценирование эпизода из повести Ф.М. Достоевского "Двойник")

Голядкин:

– У господина Голядкина дух захватило. Незнакомец остановился прямо перед тем домом, в котором квартировал господин Голядкин.

Послышался звон колокольчика и почти в то же время скрип железной задвижки. Калитка отворилась, незнакомец нагнулся, мелькнул и исчез. Почти в то же самое мгновение поспел и господин Голядкин и, как стрела, влетел под ворота. Не слушая заворчавшего дворника, запыхавшись, вбежал он на двор и тотчас же увидал своего интересного спутника, на минуту потерянного. Незнакомец мелькнул при входе на ту лестницу, которая вела в квартиру господина Голядкина. Господин Голядкин бросился вслед за ним. Лестница была тёмная, сырая и грязная. На всех поворотах нагромождена была бездна всякого жилецкого хлама, так что чужой, небывалый человек, попавши на эту лестницу в тёмное время, принуждаем был по ней с полчаса путешествовать, рискуя сломать себе ноги и проклиная вместе с лестницей и знакомых своих, неудобно так поселившихся. Но спутник господина Голядкина был словно знакомый, словно домашний; вбегал легко без затруднений и с совершенным знанием местности. Господин Голядкин почти совсем нагонял его; даже раза два или три подол шинели незнакомца ударил его по носу. Сердце в нём замирало. Таинственный человек остановился прямо против дверей квартиры господина Голядкина, стукнул и (что, впрочем, удивило бы в другое время господина Голядкина) Петрушка, словно ждал и спать не ложился, тотчас отворил дверь и пошёл за вошедшим человеком со свечою в руках.

Вне себя вбежал в жилище своё герой нашей повести; не снимая шинели и шляпы, прошёл он коридорчик и, словно громом поражённый, остановился на пороге своей комнаты. Все предчувствия господина Голядкина сбылись совершенно. Всё, чего опасался он и что предугадывал, совершенно теперь наяву. Дыхание его порвалось, голова закружилась. Незнакомец сидел перед ним, тоже в шинели и в шляпе, на его же постели, слегка улыбаясь, и прищурясь, немного, дружески кивал головой. Господин Голядкин хотел закричать, но не мог, – протестовать каким-нибудь образом, но сил не хватило. Волосы встали на голове его дыбом, и он присел без чувств на месте от ужаса. Да и было от чего, впрочем. Господин Голядкин совершенно узнал своего ночного приятеля. Ночной приятель его был не кто иной, как он сам, – сам господин Голядкин, другой господин Голядкин, но совершено такой же, как и он сам, – одним словом, что называется, двойник его во всех отношениях.

Чтец:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
Ночь морозная.
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится, приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
Слушай, слушай! –
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. –
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
“Черный человек!
Ты прекрасный гость.
Эта слава давно
Про тебя разносится”.
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу ….

Ведущий:

– "Двойник" – одна из самых любимых юношеских повестей Достоевского, которую назвал петербургской поэмой. Его вечно мучил этот конфликт, когда лучшая часть человека противостояла худшей. Двойничество – наказание грешника.

Искусствовед:

– "Двойник" носит на себе отпечаток таланта огромного. Автор обнаружил великую силу творчества. Повесть удалась донельзя, это шедевр. После "Мёртвых душ" Гоголя не было ничего подобного. Я утверждаю как искусствовед: “Двойник” – произведение гениальное”.

Психиатр Яновский:

-" Двойник" – несомненно психиатрическая правда автора. В нём отразилась навязчивая идея раздвоения личности.

Ведущий: (рассказывает об отце Ф.Достоевского, чрезвычайно скупом человеке, самодуре, повлиявшем на психику писателя)

Искусствовед:

– Навязчивой идеей Достоевского стало отцеубийство. За свой деспотизм отец поплатился собственной жизнью. И в те мгновения, когда он испускал дух под ударами напавших на него мужиков, Федор Михайлович мысленно обвинял его в пьянстве и старческом эгоизме. Роковое совпадение? Преступление, совершённое другими, и ненависть, переполнявшая его самого, потрясли его сознание. Руки сына не были обагрены кровью, но именно он был главным виновником совершившегося преступления.

Ведущий:

– Осознав до конца, что виновен в отцеубийстве, Достоевский испытывал жесточайшее потрясение и, хрипя и брызгая слюной, упал на пол. То был первый придаток эпилепсии. Воспоминание о смерти отца преследовало его всю жизнь. Иногда призрак отца являлся ему во сне: Фёдор Михайлович толковал этот сон как дурное предзнаменование. Всю жизнь он мучился комплексом вины.

Но гораздо сильнее признание Достоевского в этой душевной травме выражено в его последнем романе "Братья Карамазовы".

(Инсценирование эпизода)

Иван (шагнул к столу):

– Все здесь... (развернул пачку с деньгами).

Смердяков:

– Все здесь-с, все три тысячи, хоть не считайте.

Иван:

– Ты убил отца?

Смердяков:

– Неужто до сих пор не знали?

Иван:

– Нет, не знал. Я всё на Дмитрия, брата, думал. Брат! Брат!

Ах! (голову обхватывает обеими руками).

Слушай, ты один убил? Без брата?

Смердяков:

– Всего только вместе с вами, Иван, с вами вмести убил-с, А Дмитрий Фёдорович как есть безвинны-с.

Иван:

– Говори, говори, как ты это сделал, говори?

Смердяков:

– Схватил это самое пресс-папье чугунное, на столе у барина, помните, размахнулся, да сзади в самое темя углом…

Не крикнул даже. Только вниз вдруг осел, а я в другой раз, и в третий…

На третий почувствовал , что проломил. Они вдруг навзничь повалились, лицом кверху, всё-то в крови.

Иван:

-Чего я весь дрожу, слова не могу выговорить?

Смердяков:

– Хочу вам в сей вечер в глаза доказать, что главный убийца во всём здесь едины вы-с, а я только самый не главный, хоть это и я убил. Я только вашим приспешником был.

Иван:

– Хотел ли я убийства, хотел ли?

Искусствовед:

– Всё творчество Достоевского – искоренение низменных инстинктов, гнездившихся в его собственной душе. Он облегчает, очищает свою душу через посредничество своих персонажей. Передавая им свои пороки, писатель от этих пороков избавляется.

(Кадры из фильма о Достоевском)

Ведущий:

– Уклад жизни порождает преступление за преступлением.

Генерал затравил собаками дворового мальчика: на глазах матери псы растерзали ребёнка в клочья. Ища способ освободиться от деспотизма, Иван Карамазов приходит к преступной мысли: зная о готовящемся кучером убийстве, он, не предотвратив его, стал соучастником.

(Кадры из фильма "Братья Карамазовы")

Ведущий:

– Ф. М. Достоевский показал российскую действительность и общество, в котором страдания униженных и оскорблённых безмерны, а преступление, несправедливость выражают самую сущность социальных отношений. Но, осуждая бесчеловечность, автор проповедует товарищеский союз, свободный от жестокости и розни, мечтает об объединении людей христианской религией с её идеалами братства и взаимного сострадания о Достоевского.

(Кадр из фильма “Преступление и наказание” – “Покаяние Раскольникова”)

Ведущий 2:

– Значение Достоевского для нас и всего человечества не уменьшается, а растёт с каждым годом. Ведь он не только нарисовал беспощадную картину людских пороков, но и предсказал все ужасы ХХ века.

(Кадры из фильма “Крушение церквей”)

Ведущий 1:

– 20 век для России ознаменовал двумя мировыми воинами, тремя революциями, Гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принесших народу России неисчислимые страдания. И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая нашла своё воплощение в православии, музыке, живописи, литературе.

Ведущий 2:

Права были Марина Цветаева и Борис Пастернак, самые прозорливые современники, угадав в А. М. Горьком "великого титана".

Искания и открытия, заблуждения и отступления помогают увидеть в нём активное отношение к жизни, волевой напор, жажду деяния. В творческих исканиях Горького находит отражение та "адова суматоха" эпохи, в которую ему довелось жить.

 

(Танец "Галлюцинации" исполняет танцевальная группа колледжа “Модерн”)

Горький:

– Мне исполнилось 22 года. Я слушал лекции Кимина Васильева и стал видеть нечто неописуемое страшное: внутри огромный бездонной чаши, опрокинутой набок; носятся уши, глаза, ладони рук с растопыренными пальцами, катятся головы без лиц, идут человеческие ноги, каждая отдельно от другой, прыгает нечто неуклюжее и волосатое, напоминая медведя, летают разноцветные крылья, немо смотрят на меня безглазые морды огромных быков, а круглые глаза их испуганно прыгают за ними, вот бежит окрылённая нога верблюда, а вслед за нею стремительно несётся рогатая голова совы, – видится мною внутренность чаши, заполненной вихревым движением изорванных тел, величественно движущихся, противоборствуя друг другу. Мой мозг плавится и кипит, рождая странные мысли...

(Видео “Виртуальная реальность”)

Психиатр, лечащий врач Горького:

– Я посоветовал Горькому прекратить временно занятия умственным трудом и перейти на труд исключительно физический.

-У Вас, батюшка, умственное истощение. Фантазия преобладает над логическим мышлением; запойное чтение и постоянные бессонные ночи работы возбудили в вас фантазию, которая непримирима с действительностью.

Вас преследует невроз навязчивых состояний, и уже посетили галлюцинации... Осторожно, голубчик, возможно, вы во сне кричите так, что квартирной хозяйке не уснуть.

Почитывал Ваши рассказы "Пожары", "Испытатели". Психопатические состояния и душевные болезни Вы рисуете с необычной правдивостью и научной точностью.

Жена Горького, М.Ф. Андреева:

– Муж ясно осознавал собственное нарушение психики и пытался объяснить причины этих проявлений.

Горький:

– Как с материнской стороны (Кашириных), так и с отцовской (Пешковых) на протяжении нескольких поколений, наряду с родственниками, имеющими нормальную психику, отмечаются семь предков моих с наличием измененной психики, в том числе дед Саватей Пешков, отец Максим Пешков и мать Варвара Каширина. Эти обстоятельства не могли не повлиять на меня.

Жена: – Хочу рассказать об интересном случае самовнушения Алексея Максимовича. Это произошло в нашем доме на острове Капри. Я услышала из соседней комнаты, как что-то тяжёлое упало на пол в кабинете мужа, поспешила и увидела нечто невероятное... На полу около письменного стола во весь рост лежит на спине, раскинув руки в сторону, Алексей Максимович. Расстегнула рубашку, разорвала шёлковую сетчатую фуфайку на его груди, чтобы компресс на сердце положить, и вижу – у него на груди розовую узенькую полоску. А полоска становится всё ярче, багровее...

Горький:

– Больно как.

Жена (шепчет):

– Да ты погляди, что у тебя на груди-то, Алексей Максимович…

Горький:

– Фу, чёрт... Ты понимаешь как это больно, когда хлебным ножом крепко в печень!...

Жена (с ужасом):

– Заболел и бредишь, Алексей Максимович…

– Только когда Алексей Максимович окончательно пришёл в себя, он рассказал о той сцене убийства, которую он только что перед этим описал в своей повести "Городок Окуров". Это бывало с мужем не раз, но этот случай крепко запомнился мне.

Критик Вячеслав Полонский, видный деятель советской литературы:

– В этой повести Максим Горький большой художник, опять палитра блещет яркими красками и вновь, как прежде, поддаешься обаянию его кисти и веришь каждому шагу, каждому поступку, каждому движению его героев, жестоко обойденных судьбой, и проникаешь неприятием провинциальной тягомотной скуки, которая поражает преступления. Сука для Горького– выражения бездуховности. Скука далеко не безобидна: от нечего делать человек способен совершать самые агрессивные поступки, компенсируя внутреннюю пустоту.

(Кадры из кинофильма "На дне")

Ведущий 1:

– Протестом против бездуховности стала пьеса Горького "На дне". Тема дна в творчестве возникает не случайно. И в Нижнем Новгороде, и в Казани, и в Москве он неоднократно встречал людей, сброшенных обстоятельствами в преисподнюю. Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого выкинуты его обитатели, но каждый из них хотел бы начать новую жизнь.

(Звучит песня “Это здорово” в исполнении студентки)

Ведущий 2:

Утративший память, спившийся актер вспоминает строки французского поэта Беранже, пронизанные оптимизмом:

Если б завтра Земли нашей путь
Освятить наше солнце забыло,
Завтра ж целый бы мир освятило
Мысль безумца какого-нибудь...

Ведущий 1:

– Строки о безумце, вносят в жизнь надежду, пробуждают в людях сострадание к тем, кто унижен, раздавлен обстоятельствами.

Ведущий 2:

– Пробудить в человеке жажду добра, стремление к справедливости, помочь найти своё место в жизни, выработать умение взглянуть на самого себя и подумать, так ли он живет, вот на что были устремлены помыслы великих русских писателей, художников, композиторов.

Ведущий 1:

– Сегодня, в самом начале ХХI века, можно отчетливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играют особую роль в сохранении и развитии духовного облика россиян, демонстрируя нравственную силу России.

Ведущий 2:

– Мы затронули особенности творческого процесса некоторых талантливых людей и старались использовать субъективность оценок современников, показать трагизм творческой судьбы в связи с болезнью через призму эпохи. Известные личности привлекали внимание к себе глобальностью своего творчества.

(Проецируются на экран фотографии Врубеля, Чайковского, Достоевского, Горького)

Ведущий:

– У нас в гостях Игорь Иванович Щиголев – психиатр, историк медицины, главный врач Мглинской психиатрической больницы № 4, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, действительный член Российского общества медиков-литераторов, неоднократный участник последних съездов психиатров России, автор книги "Психиатры о великих". Именно эта книга и побудила сегодня пролистать интересные страницы из жизни талантливых людей.

Просим Вас, Игорь Иванович, пройти на сцену.

Игорь Иванович, как специалист, психиатр, как вы считаете: "Не является ли болезнь формой творчества великих"?

(Выступление Щиголева И.И.)

Чтец:

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – очеловечить
Несбывшееся – воплотить!
Пусть дышит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество! (А.Блок)

(Звучит музыка Штрауса: танцевальная группа “Модерн” исполняет “Вальс” – все участники вечера выходят на сцену)

(Выступление директора колледжа Тимошенко В.А.)