Обобщающий урок по теме: "Уравнения. Координатная прямая. Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


Ход урока

Цель урока: “Действия с натуральными числами. Закрепление нахождения компонентов в уравнении с использованием регионального компонента”.

Оборудование:

планшет,
сигнальные карточки,
мультимедийное оборудование, показ слайдов презентации.

ПУЛЬТ:

Рисунок 1

I. Организационный момент.

После проверки домашнего задания переходим к данному уроку.

Учитель: “В 2006 году 26 декабря ученик МОУ гимназии № 40 5 “В” класса пришел после школы домой и приступил к выполнению домашнего задания по математике. В результате вычислений к нему пришла интересная идея. Он решил проверить ее на компьютере и … изобрел машину времени (переключатель из кнопок, пульт). Он принес его в школу.

Мы попробуем перемещаться с помощью этого пульта по временным этапам с уже имеющимися знаниями”.

(Учитель доводит до сведения учащихся моменты перехода к эпизодам урока с помощью пульта, догадываясь быстрее учащихся и формулируя объяснения в виде заданий.)

II. Эпизод 1 (нажали на кнопку 1)

Учитель: “Куда мы попали? 2004 год, школьный урок, что за предмет?”.

Учитель предлагает учащимся задания, решив которые получаем ответ на вопрос.

Задание № 1. В 2004 году в школьную программу был введен новый предмет, название которого есть корни уравнений, приведенных ниже.

(В классе 6 рядов, по 2-3 уравнения решает каждый ряд, учитель проверяет, обсуждая с учащимися решение, учащиеся заполняют таблицу.)

а) 3х + 8х – 10 = 1 (К) ж) 5х – 12 = 2х (А) к) у + у – 2 = 2 (У)
б) 100у = 1000 (Е) з) (3+ 2)х = 65 (Е) л) 2у 9 = 54 (Б)
с) 36 : х = 6 (О) е) у7 = 77 (Н) м) 3х – х = 24 (И)
д) у – 4 = 5 (Д) и) 5х = 25 (Н) н) 49 : у = 7 (В)
е) х + 8 = 16 (Е)    

(Корни уравнений – числа от 1 до 13, корень – буква.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

                         

(КУБАНОВЕДЕНИЕ)

Учитель: “Кто же ввел этот предмет?”

Задание № 2. Предмет “Кубановедение”, был введен губернатором города Краснодара, фамилию которого вы узнаете, если

а) найдете соответствие координат и букв на координатном луче:

Рисунок 2

b) заполните таблицу:

(5)

(4)

(1)

(6)

(3)

(2)

           

(ТКАЧЕВ)

III. Эпизод 2 (нажали на кнопку 2)

Куда мы попали? Начальная школа, это ваша первая учительница, вы изучаете алфавит.

На доске изображен алфавит и каждая буква имеет свой порядковый номер от 1 до 33.

Задание № 1. С помощью расположения букв на координатной прямой с учетом порядкового номера в алфавите отгадать, как назывался раньше город Краснодар, если известно, что на координатной прямой названию соответствуют координаты (6), (12), (1), (20), (6), (18), (10), (15), (16), (5), (1), (18).

Учитель: буква А – Александр, буква П – победитель (имя и значение имени Александр).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А Б В Г Д Е Ё Ж З И
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Й К Л М Н О П Р С Т
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
У Ф Х Ц Ч Ь Ы Ъ Ш Щ
31 32 33              
Э Ю Я              

Рисунок 3

6) (12) (1) (20) (6) (18) (10) (15) (16) (5) (1) (18)
                       

(ЕКАТЕРИНОДАР)

Задание № 2. Учитель: “Давайте узнаем, в каком году его переименовали?”.

  1. В стандартной записи числа года, на месте сотен и тысяч стоит число, порядковый номер которого в алфавите соответствует букве С.
  2. А на месте единиц и десятков – число, соответствующее порядковому номеру следующей буквы.
            

(1920)

IV. Эпизод 3 (нажали на кнопку 3)

Учитель: “Куда мы попали? Везде спортсмены, вижу море, пальмы – это курорт Краснодарского края”.

Задание № 1. Учитель: “Разгадай кроссворд и узнай!”

  1. Арифметическое действие (сложение).
  2. Самое маленькое натуральное число (один).
  3. Результат деления (частное).
  4. Латинская буква, которая служит для обозначения неизвестных или переменных величин (игрек).

Рисунок 4

Рисунок 5

Результат:

Первые буквы слов
С О Ч И

Задание № 2 “Сколько народу собралось, видно неспроста. Какой это год?”

Учитель:

1) 1-я цифра – наименьшее простое число (2).

2) 2-я цифра – число, обычно используется для начала отсчета, не является натуральным (нуль).

3) 3-я цифра – наименьшее натуральное число (один).

4) 4-я цифра – наименьшее составное натуральное число (4).

           

(2014)

2014 год – это олимпиада. Мы то же здесь. Кто сейчас выступает? Присмотритесь внимательнее. Это женщина. Знакомый образ, кого-то он мне напоминает. Мы – земляки, я откуда-то это помню.

Задание (в таблицу записываем первые буквы слов):

1) Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).

2) Утверждение, не требующее доказательства (аксиома).

3) Параллелограмм, у которого все стороны равны (ромб).

4) Прямая, к которой ветвь гиперболы стремится приблизиться, но это приближение бесконечно (асимптота).

5) Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противоположную сторону или ее продолжение (высота).

6) Независимая переменная (аргумент).

7) Школьная оценка, которую нельзя ставить в журнал (единица).

8) Точки пересечения сторон треугольника (вершины).

9) Предмет, изучаемый школьниками с 7-го класса (алгебра).

                 

(КАРАВАЕВА)

 

Рисунок 6

Рисунок 7

Ирина Караваева – девятикратная чемпионка России по прыжкам на батуте.

Родившись 18 мая 1975 года, она в семь лет начала свою спортивную карьеру в акробатике, но уже в возрасте четырнадцати переключилась на прыжки на батуте. Ее городом был и остается Краснодар – один из ведущих российских центров спортивной акробатики и батутного спорта.

V. Эпизод № 4

Пора возвращаться на урок математики в 2006 год.

Домашнее задание: (номера из учебника, Виленкин)

Край наш с вами многолик:
Спортсменами он знаменит,
Широки его просторы,
Горы, реки и озера.
Преимущество в нем есть –
Курорт Сочи, нам за честь,
В 2014 году претендентом быть:
В Олимпиаде победить.

Фомина С. В.

VI. Итоги урока:

1. Что повторили на уроке?

2. Что нового узнали?

3. Учитель объявляет полученные результаты:

1) На уроке повторили правила нахождения компонентов в уравнении, закрепили навыки составления уравнений, поработали с элементами устного счета, вычислительными навыками, вспомнили понятие координатного луча, уловили межпредметную связь.

2) Пополнили познания о родном крае.

3) Выставили оценки.

Приложение
(урок проводился в параллелях 5-6 классов)

 

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Прилагаю к работе презентацию к уроку.

Региональный компонент и новые формы обучения на уроках математики

Проблемы обычного школьного урока привлекают в последнее время пристальное внимание всех участников образовательного процесса. О них спорят на страницах газет и журналов. От школы и учителя требуется не только дать знания, сформировать умения и навыки у ребят, но главное научить школьников творчески распоряжаться ими. К сожалению, урок математики, как и любой другой, часто сводится лишь к прохождению программы, причем преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода “делай как я” (посмотри–повтори–запомни).

Дети идут на урок чаще всего за общением с друзьями, учителями. Наивысшую радость и удовольствие они испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои способности, возможности. Глазки загораются в тот момент, когда их учат значительному, важному для жизни вообще, а не для получения оценки.

Прекрасно, когда ученик находится во внутреннем диалоге с учителем, мысленно спорит, сомневается и соглашается лишь тогда, когда четко осознал свою мысль. Я считаю, что урок удался. Он был не только полезен, но и интересен учащимся.

Участвуя в конкурсе приоритетного национального проекта “Образование”, “Лучшая школа” победителями стали учителя и учащиеся гимназии № 40 и получили возможность приобрести мультимедийное оборудование, интерактивную доску, ноутбуки.

Данный урок математики включает и региональный компонент “Кубановедение” в базовую программу по математике.

Использование регионального компонента позволяет проявить творчество, повысить эффективность восприятия базовой программы и закрепления изученного материала, что благоприятно сказывается на качестве обучения учащихся. Таким образом, раскрываются новые перспективы в решении проблем образования.

Особая роль отводится психологическим исследованиям. Тестирование, проведенное в 8-9 классах, показало, что учащиеся на первое место в рейтинге ценностей ставят материальные, затем – отношения в семье и на последнее – отношения к природе, окружающей среде. В результате была выявлена потребность применения новых форм и видов деятельности с использованием информационных технических средств.

Несмотря на то, что рассматриваемый предмет носит научно-теоретический характер, применение регионального содержания в стандартном уроке способствует воспитанию и привитию у учащихся нравственных качеств. Очень важно на первых этапах развития личности формировать социальную среду и ориентировать направленность обучения. Именно такие уроки носят эффективный интегрированный характер.

Цели, поставленные учителем перед началом урока, были полностью реализованы.

На уроке учащиеся повторяли и решали уравнения и задачи с использованием регионального компонента. Очень важно, когда и слабые учащиеся с интересом работают на уроке. Активность проявляли и сильные, и слабые учащиеся.

Работа с интерактивной доской заметно повышает интерес учащихся к обучению не только по данному предмету, но и расширяет круг возможностей.

Живя на Кубанской земле, мы стараемся использовать межпредметные связи и на уроках математики, прививать учащимся любовь к своему краю, знакомить их с его историей. Хотелось построить урок так, чтобы он доставил радость и детям, и нам. Надеемся, что урок будет полезен и вам, коллеги, в вашей работе, поможет отыскать новые пути совершенствования обычного школьного урока.