Цели:
- Знакомство детей с особенностями жизни и быта народов Севера на основе книги М. Пляцковского "Елка бегает по тундре"
- Прививание любви, бережного отношения к природе севера, её суровой красоте. Развитие интереса к необычной жизни местных жителей, их обычаев, образу жизни, фольклору.
- Развивитие желания читать детские книги по северной тематике.
- Побуждение желания участвовать в школьных мероприятиях.
Предварительная работа:
- Изготовление костюмов к мероприятию, увеличение иллюстраций (размер – лист ватмана-А2.
- Разучивание песен "Тундра", "Морошка".
(Музыкально-литературная композиция по книге М. Пляцковского "Елка бегает по тундре".
Звучит музыка из репертуара долганского ансамбля"Хейро", на сцену выходит Ведущая.
Вед. – Дорогие ребята! Сегодня мы хотим познакомить вас с одной интересной книгой. Это книга для детей. Она называется "Елка бегает по тундре". Как вы думаете, елка может бегать? (ответы) Верно! Елки бегать не могут и тем не менее книжка так называется, а почему, вы узнаете, когда посмотрите наше выступление. Книгу эту написал известный детский поэт и писатель Михаил Пляцковский. Однажды он побывал на севере, познакомился с местными жителями и все свои впечатления описал в этой книге. Итак, глава первая знакомит нас с Севером.
Вед.
Кто из вас бывал на Севере? Что известно вам о нем?
На далеком белом Севере даже ночь бывает днем!
Север – это звон упряжек. И под снегом мерзлый мох.
Север – это край, где пляшет над ярангами дымок.
Север – это в небе синем тарахтящий вертолет.
Север – это крик гусиный, это - вьюга, это – лед.
Приглашаю вас в Олению, приглашаю вас в Снежинию,
В интересную Тюлению, в неизвестную Моржинию!
Но ведь мы с вами тоже на севере живем, правда? Нас можно назвать северянами. Но есть еще северяне, которые живут в тундре, ловят рыбу, пасут стада оленей, кочуют вместе с ними по тундре. Таких жителей севера называют коренными жителями. С одним из них, мальчиком по имени Велюрка вы сегодня познакомитесь.
Глава вторая, которая знакомит нас с Велюркой (выходят 4 ребенка по мере чтения, под сценой выходят дети с большими рисунками о прочитанном, выстраиваются в ряд).
1 реб.
В далеком стойбище чукотском, под хмурым и студеным небом,
Там, где пурга кружиться может почти неделю напролет,
В обычной северной яранге, засыпанной обычным снегом,
Обычный северный мальчишка в семье охотника живет.
2 реб.
Быть может, он Зимы внучонок? Быть может, он племянник Ветра?
Его морозы не пугают и никакие холода.
Когда Велюрка засыпает, для одного него, наверно,
Звенит тихонечко Нгер – нумга, звенит Полярная звезда.
3 реб.
А в Ледовитом океане плывут, поскрипывая льдины.
И умки – белые медВед.и в торосах прячут медвежат.
А у раскормленных тюленей лоснятся глянцевые спины,
Лениво целыми часами на берегу они лежат.
4 реб.
Олени ищут корм под снегом, дымясь, поземка вьется юрко,
Повсюду тундра, тундра, тундра, она без края и границ…
Живет на Севере в яранге сын Тундры – маленький Велюрка,
Приятель всех Цветов и Ягод, Хозяин Рыб, Зверей и Птиц!
Вед. – Ребята, мы недавно разучили с вами песню " Тундра". Текст этой песни тоже сочинил писатель, автор книжки " Елка бегает по тундре " Михаил Спартакович Пляцковский. Давайте споем ее.
"Тундра "муз. Т. Колерт.
Тундра, тундра, край родной,обогретый всей страной.
Всю тебя объехать трудно, обойти и вовсе трудно,Хей-ого, хей-ого, обойти и вовсе трудно – 2 раза
Я лечу в упряжке санной, солнце гонится за мной,
Я теперь веселый самый, самый-самый озорной.Хей-ого, хей-ого, самый-самый озорной – 2 раза
Заметает путь поземка голубым своим хвостом,
Поть-поть-поть, кричу я громко и собак гоню шестомХей-ого, хей-ого я собак гоню шестом – 2 раза
Пусть навстречу ветер мчится, злой и сильный, как медведь
Нартам легким, словно птица в небо хочется взлететьХей-ого, хей-ого, в небо хочется взлететь – 2 раза
Вед. – А в следующей главе злая пурга притворяется доброй.
(выбегает девочка в костюме пурги – длинное белое платье из белых полосок разной длины, на концах полосок голубые и синие снежинки)
Пурга
Все меня считают злою, только я ничуть не зла.
За ночь белою метлою тундру чисто подмела.
Пошумела, посвистела, погудела громко всласть.
Надоело это дело – и плясать я принялась.
Никому на целом свете не желаю я вреда.
Почему же вдруг медВед.и разбежались кто куда?
Почему моржи куда-то быстро спрятались опять?
Почему при мне реб.ята не хотят в снежки играть?
Не успею показаться – вмиг олени наутек.
Врассыпную мчатся зайцы, а зачем - и невдомек.
Ох, меня ругает каждый, видят все во мне врага.
Никогда никто не скажет: "Ты – хорошая, Пурга!"
(убегает)
Вед. – Ну вот, улетела! Унесла с собою снег и холод! А правда Вед.ь, реб.ятки, так хочется тепла, солнышка, да очень уж короткое оно, северное лето. Но зато сколько разных подарков дарит нам тундра летом и осенью, и сейчас мы вспомним теплые, погожие денечки, когда лакомились в тундре нашей знаменитой ягодкой – морошкой.
"Морошка" – песня
Есть на Севере моем ягода морошка
Вам понравится она, съешьте хоть немножко.
Ничего на всей земле нет вкусней морошки,
Мы домой всегда несем полные лукошки.От писклявых комаров не свернем с дорожки.
Хватит мне и всем друзьям ягоды морошки.
Говорю я вам всерьез, а не понарошку
Это здорово ходить в тундру по-морощку.
Вед. – Хорошо пели, теперь можно и поиграть. А игра называется
"Северные упряжки" (игра – эстафета, 2 команды выстраиваются параллельно друг другу, по команде Вед.ущего начинают бежать по одному. Первый реб.енок из каждой команды обегает препятствие, возвращается, берется за руки с другим, вдвоем обегают препятствие, возвращаются …и т. д. Выигрывает команда, первая завершившая эстафету.)
Вед. – А теперь сядем, успокоимся, сказку посмотрим " как олень и кит силами мерялись ". Когда-то давным-давно олень и кит жили рядом, только кит в море, а олень – рядышком – на берегу. И решили они силами померяться.
Однажды в погожий безветренный день шел берегом моря рогатый олень.
Вдруг выплыл навстречу задиристый кит и голосом громким ему говорит:
(ребенок,исполняющий роль оленя – на сцене, кита – под сценой)
Кит
Эй, слушай, давай-ка займемся борьбой!
Хочу я померяться силой с тобой!
Вед. – Ответил олень:
Олень – Не боюсь я китов! Твой вызов принять хоть сейчас я готов!
Вед.
Олень свил канат, ягель в тундре собрав,
А кит свил канат из морских длинных трав.
Покрепче канаты связали они, кит крикнул оленю:
Кит – А ну-ка, тяни!
Вед. – Олень проворчал, поглядев на кита:
Олень – Смотри, чтобы канат не сорвался с хвоста!
Вед. – Нахмурился кит:
Кит – Зря волнуешься, брат. Смотри, чтоб с рогов не сорвался канат.
Вед.
Могучий олень, поднатужась чуть-чуть
Стал в тундру кита что есть силы тянуть.
А кит в свой черед поднатужась чуть-чуть
Стал в море оленя упрямо тянуть.
Хвостом по воде бьет рассерженный кит, об землю олень зло копытом стучит
Друг-другу они уступать не хотят. Но вдруг – оборвался плетеный канат.
Кит
Так вышло. И разве, друзья, мудрено,
Что плюхнулся кит, будто камень, на дно?
Олень
Рогатый олень, хоть силен был и смел,
По воздуху в тундру стрелой отлетел.
Тогда – то он там поселился. И вот
С тех пор возле моря совсем не живет.
Вед. – Вот какую сказку рассказал Велюрке его дедушка, старый охотник Тэулялькот. А еще он очень любит загадывать загадки. Хотите их послушать? Наши реб.ята их вам загадают и если будет правильный ответ, то они покажут вам отгадку. Слушайте внимательно, загадки сложные.
1 реб.
Много рыбы у нее, много зверя у нее,
Не скупа, наоборот: все нам щедро отдает - тундра
2 реб.
Идет по небу бабушка, идет и горько плачет.
Эй! кто обидел бабушку? И что все это значит? (туча)
3 реб.
– В тундре зимой без нее – ни на шаг,
С места рванет – только ветер в ушах (собачья упряжка)
4 реб.
- К небу тянется, чудак - не дотянется никак (дым над ярангой)
5 реб.
Из капкана он уйдет, от аркана убежит
В тундре звездной и морозной всюду путь ему открыт (ветер)
6 реб.
Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра.
Не пищит и не кусает, просто так себе летает (снежинки)
7 реб.
Скачет по тундре то взад, то вперед,
воет, гудит и яранги трясет. (пурга)
8 реб.
Кто по снегу, по траве носит лес на голове?(олень)
(с каждой отгадкой на сцену выходят дети с увеличенной иллюстрацией отгадки)
Вед. – Молодцы, реб.ята! Все загадки отгадали! Но вот и настала пора узнать, почему книжка называется " Елка бегает по тундре " (выходят 4 реб.)
1 реб.
Кто слышал, чтоб елка фырчала сердито?
Кто видел, чтоб были у елки копыта?
Вы скажите: " Это нелепые толки,
Ну разве фырчат, разве бегают елки?
2 реб.
Минутку! Я все вам сейчас растолкую.
Поверьте, что елку я видел такую.
Глазам не поверил и сам я сначала,
Но елка по тундре бежала, бежала!..
3 реб.
Ах, это Вилюрка для малых и старых
Придумал смешной новогодний подарок.
И долго звенели средь белых снегов
Игрушки на ветках оленьих рогов!
Вед. – Теперь вы, реб.ята, знаете, почему такое интересное название у этой книжки. А если вам еще захочется узнать что-нибудь о Севере, то обращайтесь к нам, мы вам все расскажем! А сейчас мы приглашаем вас на выставку рисунков, которые нарисовали ребята нашей школы, познакомившись с этой книжкой (дети проходят на выставку рисунков, Вед.ущая выступает в роли экскурсовода. На выставке кроме рисунков висят иллюстрации с пояснениями незнакомых вещей, названий: яранга – Велюркин дом, ягель – мох, собачья упряжка, стойбище – поселок, поземка – низовой ветер со снегом)