Игра – это важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка, это многогранный метод обучения и воспитания, она создана самой природой для всесторонней подготовки детей к жизни. Ребенок любого возраста только в игре раскрывает основные черты своего характера. При правильном подборе игровых программ можно добиться совершенствования не только физических и нравственных качеств детей, но и развития их творчества.
Применение игр в учебном процессе, бесспорно, должно быть оправдано, и соответствовать возрасту занимающихся.
С целью повышения двигательной активности учащихся в рамках внеклассной работы в нашей школе ежегодно проводятся Малые Олимпийские игры для учеников 5-11 классов. Сборные команды классов соревнуются в течение учебного года в различных видах спорта (легкоатлетическая эстафета, баскетбол, футбол, пионербол, волейбол, кросс). Как правило, в этих соревнованиях участвуют дети, которые активно занимаются спортом и имеют хорошие результаты по конкретному виду. Но наша задача состоит в том, чтобы привлечь к регулярным занятиям физической культурой как можно больше детей. Кроме этого, любые соревнования подразумевают победителей и побежденных, а этот момент негативно влияет на отношения учеников в параллельных классах. Для решения всех этих вопросов в нашей школе мы проводим спортивные праздники с элементами игры на определенную тематику. Формирование команд происходит по параллелям. В нашей школе есть классы с буквой “А”, “Б”, ”В”. Например, в состав первой команды входят ученики 5 “А” класса, 6 “А” класса, 7 “А” класса, в состав второй команды соответственно - 5 “Б” класса, 6 “Б” класса, 7 “Б” класса и т.д. Команда может быть стабильной (спортсмены участвуют во всех эстафетах, от начала и до конца не меняется состав команды) или “плавающей” (в каждом виде игровых занятий участвуют новый состав команды, заранее утвержденный). Такое формирование команд лучше способствует воспитанию чувства взаимовыручки, товарищества, заинтересованности в качественной подготовке к разным видам спортивной деятельности.
Подготовка к проведению таких праздников включает в себя следующие моменты:
- формирование команд,
- тренировочные занятия для выступлений групп поддержки разных команд,
- подготовка инвентаря и оборудования (подбор музыкального сопровождения, спортивного инвентаря, карточек с заданием),
- формирование группы судей на финише из числа старшеклассников (объяснение и правильный показ проводимых заданий),
- оформление спортивного зала (написание плакатов по тематике праздника).
Нельзя забывать и о тех детях, которые по состоянию здоровья не могут принимать участие в спортивных соревнованиях. Для них мы проводим конкурсы болельщиков, которые так же влияют на результат соревнований.
Ниже приводится сценарий спортивного праздника “Веселые состязания Олимпиоников”. Для проведения этого мероприятия был использован следующий инвентарь (участвовало 3 команды): 3 кегли, 3 обруча, 3 малых баскетбольных мяча, 3 “ядра” из скомканной в плотный комок газеты, 3 деревянных пенечка высотой 15-20 см, 3 больших баскетбольных мяча, 3 хоккейных клюшки, 3 набивных мяча весом 1 кг, 3 футбольных мяча, 6 овальных салфеток из плотного материала, 3 плотных мешка, карточки спортлото.
Карточки спортлото разного цвета. В нашем празднике принимали участие 3 команды и цвет формы был синий, красный, белый. Карточки были сделаны также на бумаге этих цветов. В каждой карточке 5 вопросов об Олимпийском движении (по тематике праздника). При правильных ответах на все вопросы дополнительный балл получает команда того цвета, какого цвета карточка. Любой болельщик может выбрать карточку по цвету команды, за которую он болеет и принести ей дополнительный балл. На другом празднике мы сделали “стоимость” таких карточек для болельщиков разной – 1 балл, 3 балла, 5 баллов – соответственно были усложнены вопросы на этих карточках. Если болельщик выбирает карточку “стоимостью” 5 баллов, он знает, что там самые сложные вопросы. Эта система нравиться нашим детям еще и тем, что ученик вправе сам решать какой команде оказать ему помощь. Во время судейства мы не раз наблюдали такую ситуацию. Одна команда отстает с большим количеством очков и чтобы ей помочь, одноклассники лидирующей команды специально выбирают карточки цвета отстающей команды и старательно отвечают на вопросы, чтобы прибавить им баллов и сократить разрыв. Для быстроты подсчета правильных результатов вопросы в карточке даются в виде тестов с 3 или 4 вариантами ответов. Ученик ставит в таблице свой вариант ответа.
Варианты карточек с заданием для болельщиков (приложение 1)
Вариантов карточек может быть много. Для данного праздника были подготовлены 3 варианта карточек по числу записанных в сценарии туров лотереи спортлото. Так же необходимо подготовить место и ручки для болельщиков для заполнения карточек и выделить судью, который смотрел, чтобы карточки заполнялись индивидуально, а не после коллективного обсуждения.
Для проведения спортивного праздника готовились красочные плакаты с различными высказываниями:
Старайся победить, но не бойся проиграть.
Борись за победу не жалея сил, но честно.
Чтобы добиться успеха, нужно много потрудиться.
Учиться трудно, еще труднее переучиваться.
Кроме этого спортивный зал был украшен разноцветными флагами и воздушными шариками. Музыкальное оформление было продумано заранее:
- спортивный марш (когда входили команды в зал, в заключение праздника),
- веселая ритмичная музыка при выполнении спортивных заданий,
- тихая спокойная музыка при выполнении заданий болельщиками.
Сценарий спортивного праздника “Веселые состязания Олимпиоников”
Цели и задачи:
- пропаганда здорового образа жизни,
- формирование интереса к регулярным занятиям физической культурой,
- совершенствование двигательных качеств,
- проверка знаний школьников об Олимпийских видах спорта,
- формирование чувства товарищества.
Место и время проведения: спортивный зал МОУ СОШ №1 г. Пущино,
Участники: сборные команды 5,6,8 классов.
Судейская коллегия: заместитель директора школы по воспитательной работе Борисова Е.В., классные руководители 5Б класса, 6А класса, 8В класса.
В спортивный зал под музыку входят 3 команды.
Ведущий:
Олимп – Богов великое творенье!
Спортивный мир – единая семья!
Олимпа получив благословенье,
Спортивный праздник открываю я!
Мы видим здесь приветливые лица,
Спортивный дух мы чувствуем вокруг.
У каждого здесь сердце олимпийца,
Здесь каждый спорту настоящий друг!
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех вас в нашем спортивном зале! Не так давно погас олимпийский огонь в Турине, закончились 23 зимние Олимпийские игры. И вот сегодня мы проводим веселые состязания Олимпиоников, чтобы убедиться, что растет достойная спортивная смена нашим прославленным олимпийским чемпионам. Все они, как и вы учились в школе, занимались в спортивных секциях, клубах, совершенствуя каждый день свое мастерство. Может быть, после этих соревнований кто-то из вас впервые придет на занятия в секцию любимого вида спорта, а для кого-то из вас эти соревнования может быть станут одной из ступенек на пути к олимпийскому пьедесталу. Итак, я представляю вам членов жюри:…
А теперь познакомимся с участниками:
Мы игры олимпийцев открываем,
На этот праздник приглашаем всех!
Здоровья, счастья, радости желаем,
Пусть Олимпийский к вам придет успех!
Команда “Атлеты”! Белоснежные футболки этой команды символизируют, наверное, чистоту помыслов участников. Они настроены на честную борьбу.
Команда “Богатыри”! Это решительно настроенная команда, не случайно выбрала красный цвет своей формы.
Команда “Викинги”! Членов этой команды мы можем узнать по синему цвету футболок.
Теперь сразу становится ясно, почему в нашем зале преобладают сегодня три этих цвета. Болельщики постарались и у каждого есть элемент одежды по цвету команды, за которую они болеют.
Я хочу вас предупредить, что игры наши будут не простые, а веселые и посвящены они олимпийским видам спорта, а участие будут принимать не только соревнующиеся, но и болельщики.
Итак, я задаю вопрос, судьи внимательно смотрят - какая команда первая ответит. Какой вид называют “королевой” летних Олимпийских игр. Ни один вид спорта не включает в себя такое разнообразие спортивных соревнований. Вы догадались? Правильно, это легкая атлетика. Бег, прыжки в длину, в высоту, с шестом, метание копья, диска, и даже толкание ядра – все это разновидности легкой атлетики. Назовите, пожалуйста, фамилии российских спортсменов, ставших Олимпийскими чемпионами в разных видах легкой атлетики. (Команды называют фамилии, судьи отмечают правильность и количество).
Эстафетный бег – самый зрелищный, самый захватывающий вид, с него мы и начнем наши состязания.
Построение команд в следующем порядке: первые 4 человека из 5 класса, следующие – из 6 класса, затем 4 человека из 8 класса.
Конкурс №1. “Эстафетный бег”. В руках первого участника кегля – это эстафетная палочка. Он начинает движение до финиша, оставляет кеглю, возвращается и передает эстафету касанием руки следующему участнику. Следующий участник должен забрать кеглю и принести ее к месту старта и т.д. Расстояние до финиша для 5-классников – 6 м, 6-классников – 10м, 8-классников – 15м. Побеждает команда, которая раньше закончит перенос кегли.
Что главное в спортивной ходьбе? Правильно, ноги спортсмена ни на одну секунду не должны отрываться от земли, ступать на землю необходимо всей ступней. Наши соревнования по спортивной ходьбе будут проходить по более сложным правилам.
Конкурс №2. “Спортивная ходьба”. Передвижение осуществляется следующим способом – пятка одной ноги приставляется вплотную к носку другой ноги. Одновременно девочки вращают обруч, а мальчики осуществляют передачу малого баскетбольного мяча вокруг своей талии из одной руки в другую. Таким образом, надо преодолеть дистанцию для 5-классников – 3м, 6-классников – 4м, 8-классников – 5м.
Очень зрелищный вид спорта – прыжки. Разновидностей очень много: в длину, в высоту, с шестом. Вроде все очень просто: разбежался, оттолкнулся, пролетел и приземлился. Главное, чтобы не было “заступа”. В наших соревнованиях разбега не будет и заступать категорически нельзя.
Конкурс №3. Прыжки в длину. Первый участник встает на линию старта и выполняет прыжок с места. Второй участник осуществляет прыжок с места приземления первого и т.д. Длина зала не позволяет вместить прыжки всех 12 участников, поэтому эстафета проводиться только для мальчиков.
В программе по легкой атлетике есть “тяжелый” вид спорта – толкание ядра. Если бегать и прыгать могут наверно все, то поднять и толкнуть тяжелое ядро дано не каждому. Вот в этом виде мы и предлагаем посоревноваться нашим хрупким девочкам.
Конкурс №4. Толкание ядра. Ядро берется в одну руку и плотно прижимается к щеке, толкатель группируется, а затем резко распрямляется, чтобы все усилия были направлены на ядро, которое надо вытолкнуть. (Показ и объяснение проводятся с настоящим ядром).Участвуют только девочки. Им раздаются “ядра” - по одному на каждую команду. “Ядро” сделано из скомканной в плотный комок газеты. Первая участница выполняет упражнение, судьи отмечают место падения “ядра” и следующая участница толкает “ядро” с этого места и т.д.
А сейчас мы проводим первый тур лотереи спортлото. Приглашаются 10 болельщиков. Каждый выбирает карточку цвета команды, кому он хотел бы отдать свой голос. В карточке 5 вопросов, относящихся к олимпийскому движению. Засчитывается один балл команде, если даны правильные ответы на все вопросы. Вашему вниманию предлагается выступление мастера спорта по гимнастике ученицы 11 “А” класса Барышниковой Дарьи. На ответы отводится 3 минуты, после этого карточки сдаются в жюри.
Жюри подвело предварительные результаты и мы можем увидеть на нашем табло какая команда лидирует на этом момент.
Наши спортсмены отдохнули и могут продолжать соревнования. Очень красивый вид спорта – гимнастика. Она бывает двух видов. Каких? (ответы команд, которые фиксируют судьи). Правильно. Художественная гимнастика - с предметами (обручи, ленты, мячи, булавы) и спортивная - на гимнастических снарядах ( конь, брусья, перекладина, бревно). Сейчас мы и попробуем посоревноваться на бревне. Гимнастки выполняют на бревне упражнения неслыханной сложности и точности, посмотрим, смогут ли наши олимпионики покорить этот снаряд.
Конкурс №5. Упражнения на бревне. Перед каждой командой стоят 3 деревянных пенечка высотой 20 см. С их помощью первый участник добирается до отметки 3м, оставляет их там, бежит обратно, передает эстафету касанием руки. Передвижение осуществляется следующим образом – участник встает на 2 пенечка, третий в руках и переставляя пенечки, переступая на них, продвигается вперед. Нельзя касаться пола ногами. Следующий участник бежит к месту финиша и возвращается заданным способом. Расстояние для всех участников разное: для 5-классников – 3м, 6-классникоа – 4м, 8-классников – 5м. Побеждает команда, которая раньше всех закончит упражнение. Судьи четко фиксируют количество ошибок (касание ногами пола).
Конечно, как обойти вниманием спортивные игры. Гандбол, всеми мальчишками любимый футбол, волейбол, баскетбол. И это не полный перечень всех спортивных игр. Мы вам предлагаем посоревноваться в разных играх.
Конкурс №6. Построение команд в следующем порядке: 2 пятиклассницы, 2 пятиклассника, 2 шестиклассницы, 2 шестиклассника, 2 восьмиклассницы, 2 восьмиклассника. В руках у первой участницы- пятиклассницы большой баскетбольный мяч, она выполняет ведение мяча до обруча (расстояние 5м), обводит его и возвращается обратно, передает мяч следующей спортсменке. В руках у пятиклассника хоккейная клюшка, он выполняет ведение клюшкой набивного мяча весом 1 кг до обруча, обводит его и возвращается для передачи эстафеты следующему игроку.
В руках у шестиклассниц два мяча – большой и малый баскетбольные. Первая выполняет ведение большого мяча, малый мяч в руках, обводит обруч( расстояние 8 м) и возвращается обратно, передает эстафету следующей участнице. Шестиклассник выполняет ведение клюшкой набивного мяча весом 1 кг между кеглями и возвращается обратно так же с ведением “змейкой”.
В руках у восьмиклассниц также 2 мяча, только они выполняют ведение малым баскетбольным мячом, большой держат в руках и ведение осуществляется “змейкой” между кеглями до обруча (расстояние 10м) и обратно. Восьмиклассники выполняют ведение хоккейной клюшкой футбольного мяча “змейкой” на расстояние 10 м. Можно поменять построение игроков ( сначала только девочки, затем – мальчики или девочка, мальчик, девочка, мальчик и т.д., или пятиклассница, пятиклассник, шестиклассница, шестиклассник, восьмиклассница, восьмиклассник и опять в той же последовательности). Вариантов много.
Одним из пяти видов, по которым проводились Олимпийские игры в Древней Греции, была борьба. Кстати, какая команда назовет остальные 4 вида? Судьи фиксируют ответы. За многие столетия развития борьбы возникло огромное число школ борьбы: от бокса в Англии до каратэ в Японии. Ежегодно, кроме Олимпийских игр, проводятся национальные чемпионаты по национальным видам борьбы. В каждом виде единоборства свои правила, свои разрешенные и запрещенные прием. У нас борьба будет вольной. Но это совсем не то, что вы подумали, просто мы будем вольно обращаться с правилами, а участвовать в конкурсе будут капитаны
Конкурс №7. Вольная борьба. В круг выходят 3 капитана и встают спиной друг к другу. Цель – вытолкнуть из круга двух соперников. Можно упираться ногами, но помогать себе руками нельзя. Побеждает тот, кто остался в кругу.
Сейчас настало время нашим участникам отдохнуть, а болельщикам поработать. Проводим второй тур лотереи спортлото, приглашаем еще 10 болельщиков, не участвовавших ранее в лотерее. Напоминаем, что любой может взять карточку цвета команды за которую он болеет и в случае правильных 5 ответов дополнительный балл будет у этой команды.
А пока судьи подводят предварительные итоги, вашему вниманию предлагается выступление учениц 8 “Б” класса, солисток городского танцевального коллектива “Чародеи”.
Время истекло, пора сдавать карточки на проверку членам жюри и продолжать нашу веселую борьбу.
Погас Олимпийский огонь в Турине, но зажглись новые имена на олимпийском небосклоне. Назовите фамилии российских олимпийских чемпионов 23 зимних игр.
Конечно, как можно представить зимние игры без лыжного спорта. Для этих соревнований необходимы хорошие пластиковые лыжи, легкие палки, удобная форма и проложенная лыжня. Снег растаял, но это не помеха для нас, мы и в зале можем устроить лыжный забег, ведь у нас шуточные олимпийские игры.
Конкурс №8. Лыжные гонки. Перед каждой командой лежат овальные салфетки из плотного материала – это лыжи. Наступив на них, передвигаться, имитируя лыжный ход до определенного ориентира. Для 5 классов – 3 м, 6 кл. – 5 м, 8 кл. –10 м. В случае, если нога соскальзывает с салфетки, нужно вновь встать на нее и продолжить движение. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету.
Фигурное катание – это украшение зимней Олимпиады. Много тысяч зрителей собирают катки, когда проходят соревнования фигуристов. Удивительное сочетание красоты и силы, грациозности и ловкости. Для выполнения сложных пируэтов необходима хорошая подготовка и виртуозное владение коньками. Давайте порадуем наших зрителей парными выступлениями фигуристов!
Конкурс №9. Фигурное катание. Участники встают парами – мальчик и девочка из 5-го класса, из 6-го класса и 8-го класса. Всего 6 пар в каждой команде. Пара встает на старте, подняв левую ногу. По сигналу начинает прыгать на правой ноге до определенной отметки, где меняют ноги и обратно выполняют прыжки на левой ноге. Для разного возраста отметки находятся на разном расстоянии ( 3м, 5м, 8м).
Партнерам нельзя отпускать руки, выполнять движения на двух ногах.
Как вы думаете, какой олимпийский вид спорта родился из древней забавы – катания на санях с горы? Правильно, бобслей. Правда горки теперь изготавливают изо льда, да и спортивные сани (боб) мало чем похожи на старорусские салазки. По ледяной трассе боб мчится с большой скоростью, мы надеемся, что и наши спортсмены покажут прекрасные результаты.
Конкурс №10. Бобслей. Два участника берут мешок за углы так, чтобы при этом большая часть мешка лежала на полу. На мешок садится первая участница, вторая находится на расстоянии 10 м. Участники устремляются вперед, волоча на мешке “бобслеиста” до определенной отметки, там происходит смена спортсменок и пара возвращается к месту старта. Мешок-“сани” берет следующая пара. Чтобы “ездок” не свалился с “саней”, он должен крепко держаться за мешковину. Таким образом, перевозят спортсменов шестиклассники и восьмиклассники.
Последний, третий тур лотереи спортлото. Пока болельщики стараются помочь своим командам, мы смотрим выступление группы девушек 9 “А” класса. Зажигательные спортивные танцы этой группы радуют нас не первый год и каждый раз девушки показывают новые и интересные композиции.
Вот и подошли к концу наши веселые соревнования олимпиоников.
Смотрите - спортивная юность планеты
Свои Олимпийские игры проводит!
Олимп покоряют младые атлеты
И новых героев медали находят!
На поле футбольном, спортивных площадках,
На беговых и лыжных дорожках
Уменьем померилась молодость в схватках,
Все силы, отдав борьбе без остатка!
Пусть не каждый достиг высот пьедестала,
И не всем улыбнулась на ленте медаль,
Но главное – вы принимали участье
Для вас впереди вся спортивная даль!
Слово для подведения итогов и награждения победителей предоставляется председателю жюри ( награждение победителей соревнований сладкими призами и вручении дипломов всем участвующим командам)
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье, за задор, за звонкий смех,
За огонь соревнованья, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь.
Говорим вам “До свиданья, до счастливых новых встреч!”
Под звуки марша команды покидают спортивный зал.