Тема урока: "Живой язык" (из опыта преподавания русского языка в средней школе)

Разделы: Русский язык


Язык является органичной частью индивидуальной культуры человека.  А школа,   центр воспитания,  не может остаться безучастной к социальным и лингвистическим проблемам культуры речи носителей языка,  ведь каждое подрастающее поколение должно нести в себе идею сохранения и развития родного языка,   а гражданин- выступать хранителем родного слова и его национальных особенностей.  Не секрет,  что в последнее время снижается интерес учащихся к изучению русского языка и,   как следствие,  снижается уровень грамотности,  появляется косноязычие,   неумение правильно,  логично выражать свои мысли.  Решить эту проблему,  на мой взгляд,   нельзя,  даже научив правильно писать слово,  в нужном месте поставить запятую.   Это всего лишь форма.  А для нас важно то внутреннее,  то главное,  что выражается через форму.  Таким образом,  содержание школьного курса нашего предмета должно развивать в ребенке способности так владеть словом,  чтобы он мог донести до другого человека ясно и понятно все,  что хотел сказать.   А для этого надо научить его чувствовать слово,  осмысливать закономерности языка и понимать на своем уровне его философские основы.   В этой работе я хочу поделиться своим опытом в изучении русского языка в школе как сложной развивающейся системы,  имеющий историческую основу,  законы которой при желании всегда можно понять и применять на практике.

Хочу напомнить,  что филология буквально означает “любовь к слову”.  И в этом смысле я считаю,  что я нашла такую свою любовь еще на первых курсах института,  открыв для себя этимологию,  древнерусскую литературу,  с интересом вчитываясь и вглядываясь в тексты летописей,  с трепетом перелистывая страницы древних изданий Евангелия под бдительным оком библиотекаря.  Я даже помню запах бумаги,  на которой кое-где сохранились еще следы от восковых капель.  И с тех пор,  когда мне приходится высказываться о сущности преподавания русского языка,  я вспоминаю слова Михаила Пришвина: “Слово остается и летит из поколения в поколение,  как свет угасшей звезды во вселенной”

Глава первая
Исторический комментарий на уроках русского языка

Действительно,  одна из задач учителя-словесника,  на мой взгляд,  помочь учащимся не только овладеть навыками грамотного письма,  культурой речевого общения,  но и представить язык как сложную,  но и в то же время гибкую систему,  которая живет по своим законам,  развивается,  совершенствуется,   что правописание одних слов можно объяснить действием фонетических законов,  других - происхождением слов,  третьих - их внутренним смыслом.

Поэтому,  наверное,  любимые уроки - по лексике,  которые мне нравится начинать с какой-нибудь лирической заставки,  истории,   загадки,  для этого привлекаю внимание ребят к истории названия месяцев.  Рассказываю,   как называли их наши предки-славяне:

  • Январь-просинец
  • Февраль-бокогрей, лютень
  • Март-капельник
  • Апрель-водолей, березень
  • Май- травник, песенник
  • Июнь-червень,  изок(по названию кузнечика)
  • Сентябрь-вересень
  • Октябрь-листопадник и т. д.

И урок,  по моим наблюдениям,  даже если это изучение какого-нибудь скучного чередования звуков,  становится более живым,  помогает понять,  каково представление самого языка о слове.

В книге “Золотая роза” писатель К. Г. Паустовский мечтает о таком толковом словаре,   который включил бы в себя отрывки из книг,   имеющих не только научное,  но и “поэтическое касательство к слову” Но пока такого словаря нет,  пусть на помощь придет жизненный опыт,  тексты,  созданные писателями,  поэтами,  учеными,  которые о науке пишут популярно.  Такие тексты приходят на помощь при изучении сложных слов.

Из письменных памятников можно узнать,  в каком значении и как употреблялось раньше такое слово и как в языке обозначалось то или иное понятие.  Оказывается,  что в XIX веке паровоз называли пароходом,  а первый русский паровоз,   построенный братьями Черепановыми,   назывался сухопутным пароходом.  С тех самых пор морфема – воз- указывает на то,  что сооружение движется по земле,  а часть –ход-,   что движется по воде.

И чем дальше в прошлое,  тем больше таких открытий.  Конечно,  слова со временем изменяют свое звучание,  но нужно учесть,   что фонетические законы действуют в строго определенных условиях.

В древнерусском языке,  на котором говорили и писали в Киевской Руси в X–XII веках,  были своеобразные гласные звуки - очень краткие о и е.   Приблизительно с XII века начал действовать закон,  когда под ударением эти звуки стали произноситься яснее и тверже,  как о и е в нашем языке.  Зато на конце слова и перед ударным гласным эти звуки исчезли.  В результате действия этого закона возникли наши нынешние чередования звуков,  известные как беглые гласные.  И я считаю,  что в доходчивой форме учащимся следует об этом рассказывать.  А бывает так: в глухих селах доживают свой век не только пожилые люди,  но и слова,  как например,  до сих пор на севере порядок называют алабор,  благодаря этому становится понятным, как возникло слово безалаберный.

Или другое.  Почти все слова русского языка,   начинающиеся с буквы а –переселенцы,   иноземцы.  В чем же дело? Оказывается,   что у языков,  так же как и у людей,   бывают свои причуды.  Однако,  очень много слов,  которые начинаются со звука, который обозначается буквой А,  но пишутся они через О.  (Осина,  обломок). Дело тут в особом явлении нашего языка,  в его “аканье”. Узнав все это,  мы уже не будем удивляться тому,   как много слов-пришельцев на А есть у нас: абрикос,  авто,  авангард,  абсолютный,   агент,  азбука,  аккуратный,  алфавит,   апельсин и аптека.

А какие интереснейшие экскурсы в историю можно совершать при изучении числительных,  так как именно эти слова сохранили многие свои особенности,  присущие им в древнерусскую эпоху.  Эти особенности связаны в первую очередь с тем,  что в древнерусском языке слова- названия чисел не образовывали особую часть речи,  а относились или к прилагательным,   или к существительным.  Отсюда признаки прилагательного полностью сохранило только числительное один,  которое согласуется с существительными в роде,  числе и падеже.   Остальные количественные числительные выступают в словосочетаниях в роли главных слов.   Кроме того,  можно просто установить,   что современный язык знает только одну форму слов три и четыре,  а форма две стала употребляться только с существительными женского рода.

В отличие от группы 2-3-4- слова-названия чисел от пяти до десяти,  а также сорок,  сто,   тысяча в древнерусском языке были именами существительными,  правда,  склонявшимися по разным типам склонения.  Эта группа числительных осталась в языке,  по существу,   без изменения.

Зная особенности образования числительных от 11 до 19,  можно объяснить также их правописание и особенности произношения,  когда в результате оглушения д изменилось в тс т. е.  ц- одиннадцать.

Историческое изучение имен числительных представляет собой для учащихся большой интерес,   так как появление и развитие этой самостоятельной части речи связано с развитием человеческого общества,  с расширением познания человеком окружающего мира,  с развитием отвлеченного мышления и возникновения числовых представлений.

В глубокой древности числительные были непосредственно и неразрывно связаны с существительными и прилагательными и,  лишь пройдя долгий путь развития,  выделились в самостоятельную часть речи.

В современных числительных сохранились пережитки старинных морфологических отношений.   Вот прочему в грамматическом отношении числительные и в настоящее время представляют довольно пеструю картину.

Необходимо также обратить внимание на то,   что числительные не имеют грамматической категории рода,  кроме нескольких слов.

Можно вспомнить и о том,  что в современном языке давно уже не существует двойственное число,   но отдельные его следы в языке сохранились.   Как,  например,  необъяснимая с точки зрения современного языка особенность в согласовании существительных с числительными два,  три, четыре. При этих числительных существительные ставятся в родительном падеже единственного числа: два стола,  три книги и т. д. Во всех иных падежах единственное число заменяется множественным.  Это –остатки такой формы числа.  И когда оно начало утрачиваться в языке,  то в косвенных падежах начинает заменяться множественным,  а в именительном начинает переосмысливаться как форма родительного падежа единственного числа.   Благодаря этому стали возможны такие сочетания,  как два села,  две книги,  и по аналогии те же особенности согласования распространились на сочетания с числительными три и четыре.

Влиянием двойственного числа также объясняется появление в русском языке окончания – а в именительном падеже множественного числа у существительных мужского рода. (берега,   бока, глаза,  рукава,  и т. д. )

Мне могут возразить,  где же взять столько времени на уроке,  чтобы все объяснять? Но,   на мой взгляд,  лучше один раз подробно объяснить,  чем постоянно исправлять одни и те же ошибки в словах,  не объясняя ученикам причины их появления при письме.  Лучше написать одно слово без ошибок,  чем несколько и с ошибками.  Я считаю,  что теория должна изучаться так,  чтобы она казалась нужной,   необходимой помощницей,  чтобы к этим знаниям можно было обращаться в случае необходимости.

Мощным подспорьем,  фактором в создании прочных навыков правописания являются различного рода словари (толковые,   орфографические,  орфоэпические) Они должны использоваться на уроках постоянно,  и дома дети должны тоже уметь и любить рыться в словарях.  Это приучает работать в системе,   развивает зрительную память.

Лексическую работу с этимологическим анализом можно совмещать с письмом с проговариванием,   когда начинает работать механическая память,   и непроизвольное запоминание.  К тому же письмо с проговариванием объединяет класс,   постепенно все начинают работать в хорошем темпе,  можно предложить работу в группах,   где ведущим может быть сильный ученик,   который,  услышав ошибку,  не даст ее зафиксировать при письме.

Правил орфографических достаточно много,  но все же главными,  на мой взгляд,  являются опять же безударные гласные,  падежные окончания имен существительных и прилагательных и личные окончания глаголов.

Эти орфограммы должны быть постоянно в центре внимания учителя-словесника.  И им должна быть посвящена большая часть упражнений.  Для этого учащимся предлагаются разного рода памятки и таблицы.  Как,  например, такие:

Безударные окончания глаголов

1спряжение –е,  ут,  ют   
Все остальные, не входящие в эту группу.
Плюс глаголы-искл.
2спряжение-и, . ат, ят
Все глаголы на ить плюс глаголы-иск.

Можно подключить еще и упрощенные ориентиры-все глаголы на –ить можно сопоставлять с глаголом говорить,  а на еть- с глаголом глядеть,  на ать- с глаголом спать.

Особенно эффективной является орфографическая минутка, когда слова систематизированы и к тому одно из них часто употреблющееся,  а другое-новое.

Например, 5 слов на безударные гласные, 5 - на падежные окончания существительных, 5 –на безударные окончания глаголов,  на такую работу можно отвести 15 минут в конце урока.

Таким образом,  дети привыкают к мысли,   что правописание слова зависит не только от того,  в какой части слова есть орфограмма,   но и какой частью речи является это слово.

Рассказы из жизни слов ученики могут удивительным образом придумывать и сами,   например,  в 7 классе родилась на свет сказка о том,  как серая мышка превратилась в Великую Королеву Страны информатики,   повелительницу дороги,  ведущей в необыкновенные миры и пространства.

А иногда уроки превращаются в путешествия вместе со словами-названиями различных предметов,  продуктов,  свойств,   профессий.

Так,  при изучении сложносокращенных слов мы совершили путешествие по улицам и дорогам нашего города: “От ТОФ до БОФ”.

На уроке был составлен мини-проект: “Способы образования сложносокращенных слов” и карта-схема дороги,  где остановками были названия различных организаций,  предприятий: ТСШРТ,  пождепо,  НПОПАТ,  медсанчасть,   автовокзал,  автозаправочная,   хлебозавод и т. д.

Учащиеся пришли к выводу,  что слова эти во многом соответствуют особенностям ландшафта нашего промрайона,  где много сооружений из металлоконструкций и бетона,  что слова эти жесткие,  резкие,  очень похожие на темп сегодняшней нашей жизни.

Так что раздел “Словообразование” также открывает большие возможности для установления связи с правописанием через словообразовательный анализ.

На развитие способностей устанавливать системные связи между лексическими значениями слов положительно влияет работа над терминологией как лингвистической,  так и литературоведческой,  являющейся для учащихся образцом научной и технической лексики,   связанной с профессиями,  которые интересуют учащихся,  а также с научными терминами,  которые встречаются на уроках химии,  биологии,  физики. (Кислород,  т. е.   рождающий кислоту,  водород,  рождающий воду,  названия многих элементов,  единиц измерения в физике). А большинство словарных упражнений,  способствующих активизации познавательной деятельности,  развивающих наблюдательность,  логическое мышление,   воображение должны находить свое логическое продолжение при выполнении заданий по развитию речи.  Собранный словарный материал затем используется в работе над сочинениями,   изложениями.

Так,  работая в парах,  группах,   учащиеся подбирают ряды глаголов,   обозначающих,  например,  шум ветра,   движение падающих листьев,  звуки моря,   леса,  просто необходимо,  чтобы этот словарный материал реализовался затем в творческих работах,  уметь проникать в значения слова,  опираясь на значение составляющих его частей.  Даже в 5 классе учащиеся могут сами попытаться определить,   почему данные предметы так называются(чернила,  подушка,  шиповник,   голубика,  черника и др).

Слово шиповник в этом случае может послужить мостиком для того,  чтобы остановиться на так называемых традиционных написаниях -жи, ши,  ча, ща,  о которых дети знают с первого класса,  и редко кто задает вопрос: А собственно,  почему? Действительно,  почему,  и нужно ли это детям объяснять? Я считаю,  что в доступной форме,   конечно,  нужно.  И опять нам на помощь придут фонетические законы,  позволяющие вспомнить о том,  что сегодняшние всегда твердые шипящие были когда-то исконно мягкими: такими мы их унаследовали когда-то от праславянского языка,  где они появились в результате смягчения заднеязычных.  Потому-то в древнерусских книгах встречается написание “душя. ” И на самом деле написание ЖИ ШИ противится природе нашего слуха,  это написание старое,  сохранившееся по традиции,   хотя согласные эти давно уже отвердели.   Почему же сохранилось такое написание?

История эта сложная.  Вероятно,  здесь сыграли свою роль морфологические и фонетические аналогии.  Совсем другое явление мы наблюдаем в словах типа рожь,  дрожь,   мышь и др.  Мягкий знак в этих словах писать вроде бы и не надо Ж, Ш теперь вроде бы твердые И традицией это не объяснишь,  ведь в словах сторож и нож мягкий знак не пишется.   А в древнерусском языке во всех словах такого типа мягкий знак писался как знак редуцированного гласного.  Однако после падения редуцированных все смешалось,  а потом практика письма закрепила и разделила выбор написания мягкого знака,  как различения слов по принадлежности к разным родам имен существительных.

Только с точки зрения истории языка можно объяснить разные варианты слов,  обозначающих отрезки времени: год и лето.  Но в сочетании с именами числительными они пишутся как один год,   два года,  но пять лет,  шесть лет,   семь и т.д.  Находятся ученики,  которые спрашивают,  почему так? В древности слово лето обозначало целый отрезок времени,  потому как начало нового года шло от начала полевых работ,   а не как сейчас.  А слово лета и сейчас значит “года”.  А вот форма множественного числа от данного слова сейчас не употребляется.

Так что без истории языка никуда . Совсем недавно моя коллега из начальной школы спросила о том,  как мы объясняем детям,  что такое ть в глаголах: суффикс или окончание.  На эту глагольную морфему существуют разные точки зрения.  Однако парадигма связи слов и их морфологический состав свидетельствуют о том,   что – ть или ти (нести,  вести,  брести) в инфинитиве все же является окончанием.  Об этом свидетельствуют такие факты: во-первых,   глагол- спрягаемая часть речи,  а инфинитив одна из форм глагола,  следовательно,  он должен иметь окончание.  В отличие от личных окончаний окончание ть указывает на исходную номинативную норму,  не имеющую лица.   Во-вторых,  при суффиксальном образовании слов от глаголов ть-ти как морфема,  не входящая в основу,  отбрасывается так же последовательно,  как и окончание именительного падежа имени существительного.   Если бы ть был суффиксом,  то в процессе словопроизводства он входило бы в образующее слово.  И,  как я уже сказала,  в доступной форме учащимся следует представлять законы,   по которым язык развивается.

При морфемном анализе слова необходимо учитывать словообразовательно-семантические связи,  которые существуют в нашем языке в настоящее время.  Причем,  в ряде случаев (спорных или затруднительных) рассматривать анализируемое слово нужно в контексте слов того же корня,  значения,  привлекая лексический материал как активного,  так и пассивного запаса.

Новые слова всегда образуются по определенной модели,  по аналогии с теми или иными уже существующими словами.

Глава вторая
Исторические изменения в фонетической системе языка

На мой взгляд,  гуманитарное образование всегда предполагает серьезную историческую базу,   т.  е.  умение видеть факт в историческом аспекте,  т. е.,  как это явление возникло,   через какие главные этапы своего развития проходило.  Но в практике преподавания языка историческое комментирование перестало быть явлением регулярным.  Но ведь парадокс ситуации усугубляется еще и тем,  что многие правописания слов можно объяснить именно только с точки зрения истории языка(беглые гласные,   правописание числительных и т. д. )

И в результате знания учащихся по русскому языку превращаются в набор правил и исключений из них.  На мой взгляд,  при изучении таких тем,  как “Лексика”,  “Фонетика”,   “Правописание безударных гласных”, ”Словообразование”,  “Глагол и его виды” просто необходимо представить старославянские элементы в современном русском языке,   исторические изменения в системе согласных,   следствия падения редуцированных гласных,   историю видовременных отношений,  а также переходные явления в системе частей речи.

К таким выводам я пришла,  учитывая то, что в современном русском языке довольно много старославянизмов,  которые пришли к нам из глубокой древности и настолько освоены языком,   что уже не производят впечатления чужеродных элементов (враг,  время,  жизнь,  благо и т. д.). При изучении графики и алфавита просто необходимо расширить историческую справку о происхождении русской азбуки от славянской,   об особенностях кириллицы,  о реформе русской азбуки,  проведенной Петром Первым.   И на этих уроках в пятом классе ввести понятие старославянского языка,  предложив,   например,  такое упражнение:

  • Из пары слов выберите для каждого словосочетания более подходящее и подумайте: являются ли данные слова однокоренными или нет?
  • Существование (волочить или влачить)
  • Взгляд (чуждый или чужой)
  • Жить умом (чужим или чуждым)

И пусть мы пока не сможем получить от детей аргументированный ответ,  но мы уже сможем как бы перекинуть мостик в раздел “Словообразование”, а дети должны почувствовать родство этих слов.  Доказать же эту родственность поможет только лингвистика.   При этом важно обратить внимание на чередования.  Это тем более важно,  что ошибки на это правило остаются частыми.  Здесь даже можно предложить таблицу старославянских соответствий в русском языке.

Русский язык Старославянский
Полногласные сочетания оро, ере, оло (город,  молоко,  порох,  здоровый,   череда) Неполногласные сочетания
Сочетания ро, ло в начале слова розница,   ровный,  лодка,  рос,  рост Ра, ла, ре, ле (град,  млечный,   здравый)
Исконно русские слова со звуком ж(невежа,  одежка) Сочетания Ра, ла в начале слова(разница,

равный,   ладья,  растение,  возраст)

Начальные о, я, у(один,  ягненок,   урод) Старославянское жд на месте русск. ж(одежда,

невежда)

Словообразовательные особенности вы-, с_

Вылить,  вытекать,  выдать,  сложить спадать,

Живучий,  жгучий,  горячий,  лежачий.

Начальные е, а, ю(един,  юноша)

Словообразовательные особенности(из-, низ-,

ствие-, ущ-, ащ-, во-, со-)

Первые части сложных слов благо,  добро, зло

Истекать,  издать,  следствие,  зодчий,   жизнь,  битва,  гордыня.

Благолепие,  злословие,  добронравие,   суеверие.

В разделе “Морфология” с помощью этой таблицы можно обосновать правописание некоторых слов,   выделенных в учебнике для запоминания: молодежь, благородный,  стеречь,  состязание,   положить и т. д.

Дополнить материал учебника могут и упражнения,   предназначенные для дифференцированной работы с учащимися.

Например,  прочитать отрывок из стихотворения М. Ю.  Лермонтова “Нищий” и найти славянизмы.  По каким признакам их можно узнать?

Можно ли безударный гласный звук в слове заголовок проверить ударным гласным ( головы?)

Игрок,  который стоит в воротах,   называется? Какая гласная пишется в корне слова и почему?

Какую гласную нужно писать в словах др-весный,   др-весина,  хол-д,  прохл-дительный.   Почему?

Предлагаемые упражнения решают помимо учебных,   воспитательно-образовательные задачи,   расширяют знания по программному материалу,   вводят элементы лингвистического анализа,   совершенствуют практическую подготовку учащихся.

В 6-7 классах влиянием старославянского языка можно также объяснить особенности правописание корней равн- ровн,  приставок пре-пере, суффиксов ащ-ущ в причастиях,  употребление некоторых союзов и частиц.

На уроках литературы знакомство со старославянизмами дает базу вначале для констатационного выделения старославянизмов,   а затем для выяснения стилистической роли старославянизмов в произведениях А. С. Пушкина,   а затем и для осознанного восприятия текста “Слова о полку Игореве”.

Глава третья
Словообразование и повышение уровня грамотности учащихся

Богатство словообразовательных моделей русского языка определяется не только большим разнообразием словообразовательных моделей.   Работа с ними на уроках обладает исключительными обучающими возможностями: развивает способность быстро распознать структурно-семантические признаки слова и опираться на них при проведении разнообразных видов языкового анализа слова.

Для этих целей можно использовать систему упражнений,  которые помогают с одной стороны увидеть словообразовательные возможности слов,   с другой- объяснить их правописание:

  • Переписывание-пере+ыва+ни+е
  • Перекладывание-переигрывание
  • Не+по+?+им+остью+ю
  • Непогрешимостью
  • Неповторимостью

Такие упражнения служат и для речевого развития учащихся,  в них природное чувство языка,  готовность к семантической расшифровке представленных языковых единиц помогает учащимся разных классов воспринимать языковую информацию как бы закодированную в схемах.

В этом случае затрагивается не столько память,   сколько интеллект ребенка,  его аналитические возможности,  более активно развивается способность к языковой догадке, когда появляется способность ориентироваться в структуре слова,  считывать по отдельным морфемам информацию о лексических,   словобразовательных,  орфографических свойствах слова.

Такие задания помогают представить словарь родного языка структурным,  системным,   лучше осознавать механизм появления новых слов.

Определение лексического значения слова через анализ словообразовательной модели.

Задание 1. Спишите,  дополняя собственными примерами:

Ин+а баранина,  седина,  царапина,   горошина…

Задание 2. Определите, имеет ли слово-отгадка ту же структуру,  что и слова первой части упражнения.  Используя сведения о значении этой модели,  докажите,  что вы правы.

  • Полслова вам подскажет птица,
  • Вторая половина
  • Могла в болоте заблудиться,
  • Тому нетрудно будет слово угадать,
  • Кто был в кино и любит рисовать.  (картина)

Задание 3. Объясните, почему наши предки именно так называли дни года По какой модели образовались данные слова:

  • 4 февраля -Тимофей-полузимник
  • 13 марта - Василий-капельник
  • 17 марта - Герасим-грачевнк
  • 18 марта - Конон-огородник
  • 4 апреля - Василий-солнечник
  • 14 мая - Еремей-запрягальник
  • 2 июня - Фалалей-огуречник
  • 8 сентября-Павел-рябинник
  • 14 декабря - день-грамотник.

(Оказывается в этот день отроков,  мальчиков старше 9 лет,  передавали в ученье.  В дом приходил дьякон,  приносил с собой букварь и плетку.  Сначала отрок получал три удара плеткой,  затем начиналось ученье,   разучивалась по букварю первая буква. )

Задание 4. Используя данные слова,   самостоятельно придумайте задания по словообразовательнм моделям.  Чье задание получится самым интересным,  сложным.

Мальчонка,  собачонка,  картонка,   коронка,  сторонка,  чемпионка,   болонка,  одежонка,  книжонка,   девчонка,  вагонка,  юбчонка. 

Задание 5. Найдите зашифрованные в записи слова.  Какое значение суффикса в словах?

  • б----------
  • м----------
  • г----------- -------- айка
  • з ----------
  • л----------
  • ш----------
  • с----------
  • ч---------

(майка,  гайка,  зайка,  лайка,  сайка,   чайка и тд. )

Задание 6. Сколько слов-синонимов использовано в тексте ?Почему они расположены именно в таком порядке?

И поняла,  что клятвы не нарушу,
А захочу нарушить - не смогу,
Что я вовеки не сбрешу,  не струшу,
Не сдрейфлю,  не совру и не солгу.

Таким образом,  рассмотренные примеры свидетельствуют о том,  что язык идет по пути как количественного,  так и качественного своего развития,  являясь прекрасным средством передачи разнообразных мыслей и чувств.

Задача учителя-словесника не только обучать детей навыкам грамотного письма,  развивать устную и письменную речь учащихся,   воспитывать интерес к изучению русского языка,  но и помогать представить язык как сложную,  развивающуюся систему.

Многие правила русского языка можно объяснить,   только зная историю языка,

Это касается традиционных написаний,   чередований согласных,  имен числительных.

В доступной форме учащиеся должны знать,  как развивался наш язык на протяжении веков,   каковы тенденции его развития.

Различные разделы языка дают возможность проводить языковые явления и понимать их сущность,  делать выводы,  сопоставления,   проводить аналогии.

Список литературы

  1. Н. М.  Шанский “Снова в мире слова”
  2. Л. А.  Тростенцова “Обучение русскому языку как процесс целенаправленный”
  3. Е. И.  Литневская Из опыта работы в подшефной школе филологического факультета МГУ.