Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Общедидактическая (предметная) цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить учеников с понятиями “алгоритм действия”, “команда алгоритма”;
- Научить составлять и выполнять алгоритмы.
Развивающая:
- Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.
Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.
Методы обучения: Словесный, наглядный, элементы частично-поискового.
Оборудование:
- карта для путешествия;
- команды для составления алгоритма;
- раздаточный печатный материал из тетради 3 класса “Информатика в играх и задачах” по программе Горячева А.В. (упр. 3 изменено)
ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Форма учебного занятия (нетрадиционная) – урок-путешествие.
Ожидаемый результат:
1-й уровень: знать понятия “алгоритм”, “команда”, уметь определять правильный порядок выполнения шагов.
2-й уровень: знать понятия алгоритм, команда, уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь выделять этапы действия.
3-й уровень: знать понятия алгоритм, команда, уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь выделять этапы действия, уметь рассуждать по данной теме.
Логика занятия:
- Мотивация.
- Актуализация субъектного опыта.
- Целеполагание.
- Организация восприятия.
- Организация осмысления.
- Организация первичного закрепления.
- Первичная проверка понимания (в ЗБР).
- Анализ.
- Рефлексия.
Данный открытый урок проводился в другой школе на чужом классе. С детьми я общалась всего 2 раза. Детям урок очень понравился. Комиссии тоже. Поэтому я предлагаю его вам. Сам урок переделан по-новому, только из тетради А.В. Горячева взяла печатный материал, где упражнение 3 переделала.
ПОВЕСИТЬ КАРТУ (Рисунок 1), НА КАРТУ РИСУНОК КОМПЬЮТЕРА, СВЕРХУ ЗАМОК НАРИСОВАННЫЙ, ЗАКРЫТЬ ШТОРКОЙ, РАЗДАТЬ ПЕЧАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Ход урока
I. Организационное начало урока (2 мин.).
Всем доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня урок информатики у вас проведу я. Меня зовут Любовь Леонидовна. На уроке у нас присутствует очень много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. На уроке нам потребуется: ручка, цветные карандаши или фломастеры, карточки. Вы узнаете много нового.
II. Вместе с учителем в ходе беседы формулируют тему урока, ставят цели достижения учебной задачи (5 мин.).
Странно, нам пришло письмо (Приложение 2), вы хотите узнать, что в нём? Давайте его прочитаем. Кто может решить пример с объяснением? (Приложение 3). (Приложение 4) и (Приложение 5) (с одной стороны печатаются буквы, с другой цифры и разрезается)). (К детям лицом находятся цифры, те цифры, которые они получат в ответе решения примера, их нужно перевернуть и прочитать какое слово получится).
С какой планеты пришло письмо? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (АЛГОРИТМ) А чему мы будем с вами учиться? Запомните цели нашего урока. Мы с вами будем учиться выделять этапы действия и составлять алгоритм.
На уроке Вы должны быть внимательны, собранны, сосредоточены.
III. Изучение нового материала (15 мин.).
Сегодня мы проведём необычный урок информатики. Ребята, мы отправимся в сказочное виртуальное путешествие на ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ. А теперь закройте глазки. (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ)
(ОТКРЫТЬ ШТОРКИ, ВЫКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ). Открываем глаза. Посмотрите, куда мы попали? Перед нами карта планеты АЛГОРИТМОВ. Но, что такое? Посмотрите, она закрыта на замок. Какой большой а мы попали.на закрыта на замок. замок. Вы хотите туда попасть? Чтобы открыть ворота надо отгадать трудную, очень трудную загадку. Слушайте меня внимательно:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – … (КОМПЬЮТЕР)
А давайте-ка проверим, компьютер ли спрятался за воротами? Откроются ли ворота?
Посмотрите, на какую сказочную планету мы попали. Мы будем путешествовать вместе с жителями этой планеты Янтом и Бобом. Они помогут нам выполнить задания урока. У нашей планеты Алгоритмов есть 4 станции. Ну, как, постараемся выполнить задания? Мы с вами отгадали загадку про компьютер.
А теперь подумайте и скажите, что можно делать на компьютере? (с помощью компьютера дети могут играть, рисовать, компьютер может использоваться при создании мультфильма, рекламного ролика; для управления автомобилем, для проведения обследования на приёме у врача).
Как вы думаете, может ли компьютер сам без участия человека, захотеть порисовать или поиграть? А почему? (Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания – компьютерные программы).
А ещё компьютер может быть встроен внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического аппарата.
Ребята посмотрите на картинку. Кто это? Правильно, робот. Обязательно внутри робота есть компьютер. Есть ли у робота мозг? Кто управляет действиями робота? (Робот – это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек). Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.
Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами. Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его – в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) – это и есть алгоритм действия. Вы уже умеете действовать по плану. План действий – это АЛГОРИТМ. Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня. Кто может привести свой алгоритм?
Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”.
Мы пойдём на станцию № 1 которая называется “Сказочный лес”, а сопровождать нас будет робот Боб. Посмотрите внимательно на карту. Здесь растут цветы, фрукты. А деревьев мало, давайте каждый посадим дерево. Если каждый из нас посадит дерево, представьте, как зазеленеет планета.
1. Пронумеруй рисунки по порядку и составь задание для Боба: запиши команды алгоритма “Посади дерево”. (Упр.1) |
Давайте рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Как пронумеруем действия?
(РАБОТА НА ДОСКЕ)
ПОСАДИ ДЕРЕВО
- Начало
- Принеси лопату, лейку и саженец
- Выкопай ямку
- Поставь саженец в ямку
- Засыпь ямку землёй
- Налей воды в лейку
- Полей саженец
- Отнеси лопату и лейку
- Конец
Что получилось на доске? Что такое алгоритм? Алгоритм, какого действия получился? Из чего состоит алгоритм? Какая команда первая? Какая команда (последняя)? Мы справились с этим заданием? Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).
К нам в гости пришёл робот. Робот хочешь выполнить с нами физкультминутку? Встали все.
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.
Давайте поиграем в игру “РОБОТ”. Проводим робота? Кто ему даст команды, чтобы он вышел за дверь?
IV. Первичная проверка понимания изученного (11 мин.).
Мы пойдём на станцию № 2, которая называется “Фруктовый сад”, а сопровождать нас будет инопланетянин Янт. Стр. 2
2. Почему заболел Янт? Найди на рисунках ошибки в его действиях. Объясни ему, как нужно есть банан: допиши алгоритм. (Упр. 2) |
Что нарисовано на картинках? Какие ошибки он допустил? (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякоть; не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал). Почему он заболел? Выполнять это задание будем в парах.
СЪЕШЬ БАНАН
- Начало
- Вымой руки
- Возьми банан
- Вымой банан
- Очисти банан
- Съешь очищенный банан
- Выбрось кожуру в урну (6 и 7 можно поменять местами)
- Конец
У кого получился точно также? Что же у нас получилось? Что такое алгоритм? Алгоритм, какого действия? Чему вы с вами научились, выполняя это задание? (составлять алгоритм правильных действий Янта). Можно ли идти дальше? Станция № 3 “Почемучка” Сопровождает нас всё тот же инопланетянин Янт. Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Составьте алгоритм предложенного вам на листочке действия (Упр. 3). Посовещайтесь в группе (вполголоса) и составьте алгоритм. Затем выберите из группы одного ученика, который зачитает нам полученный алгоритм. Время выполнения ограничено. (Группам предлагаются разные алгоритмы:
- Заправить кровать.
- Пришить пуговицу.
- Сделать бутерброд.
- Собрать портфель.)
Чему вы научились, выполняя это задание? (Составлять алгоритм действия). Мы уже прошли 3 станции и научились … Можно ли идти дальше?
V. Закрепление новых знаний и способов действий (7 мин.).
Станция № 4 “В мире сказок”. А вот кто нас будет сопровождать? Посмотрим на стр. 4. задание № 4. Прочитаем про себя, что там написано.
Выполни задание по алгоритму. (Упр. 4) |
Из какой сказки эти картинки? Что нарисовано на картинках? Читаем и выполняем алгоритм. Работаем индивидуально. Почему сделал так?
Чему вы научились, выполняя это задание? (ВЫПОЛНЯТЬ АЛГОРИТМ). Какой командой заканчивается любой алгоритм? (КОНЕЦ) Вот и время нашего путешествия заканчивается. Мы прошли все станции и успешно справились со всеми заданиями, предложенными жителями планеты Алгоритмов. Янт и Боб прощаются с нами. Полетим на нашей летающей тарелке обратно в класс. Закрываем глаза. (МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ, ЗАКРЫТЬ ШТОРЫ). Открываем глаза.
VI. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании (3 мин.).
В какую страну мы путешествовали? С какими героями познакомились? Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.)
Какие цели мы ставили в начале урока? Выполнили задуманное? Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.
Кто сегодня приходил к нам гости? Робот Боб предлагает вам следующее д/з по желанию:
- поиграть на перемене в игру РОБОТ;
- составить алгоритм по управлению роботом и на перемене поиграть в игру “РОБОТ”;
- составить свой алгоритм любого действия.
VII. Рефлексия (2 мин.).
Ребята у вас у каждого на столах лежит по 2 человечка. Один оранжевый (ПОКАЖИТЕ), который обозначает радость, успех, удовольствие, интерес. А другой – зелёный (ПОКАЖИТЕ), обозначает трудности, преграды. Если вам на уроке было интересно, легко, понятно, то возьмите в руки оранжевого человечка. А если трудно и что-то осталось непонятно, то зелёного. Поднимите над головой и возьмите его на память.
Всем спасибо за урок! Все были молодцы!