Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует как всех учителей начальных классов, так и учителей русского языка. Хорошо, когда ребёнку “дано” от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно только при соблюдении некоторых условий:
- во-первых, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Процесс выделения опознавательных признаков проходит ряд ступеней. В начале обучения ребенок узнает орфограммы с помощью последовательной проверки их признаков. После тренировки ученик уже не проверяет заданные признаки, а сразу опознает орфограмму, т.е. одномоментно, без последовательной фиксации ее свойств. Формирование же целостного образа оказывается невозможным без предварительного усвоения существенных его признаков. Значит, нахождение орфограмм обусловлено знанием опознавательных признаков и умением определять их;
- во-вторых, орфография тесно связана со всеми уровнями языка, поэтому к началу изучения собственно орфографических тем ученики должны владеть необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологи-ческим минимумом. Начальные классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы. Кроме того, рассматривая обучение правописанию в начальной школе, нельзя не заметить, что программный материал каждого следующего года обучения является подготовительной ступенью в овладении детьми навыками грамотного письма;
- в-третьих, орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, мо-торное восприятие и запоминание орфографического материала.
- в-четвёртых, чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, чем тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все ее потенциальные возможности.
Кроме того, психологической особенностью младшего школьного возраста является особая эмоциональность. Освоение ведущей в этот возрастной период учебной деятельности, идёт достаточно медленно, как и формирование орфографических навыков. Ребёнку трудно сразу переключиться с игры на учение. Нужны какие-то переходные формы обучения. Современные учителя знают, что положительные эмоции обеспечивают успешность протекания целенаправленной деятельности школьников, а отрицательные, наоборот, часто снижают интерес к учению. Г.И. Щукина указывает на то, что познавательный интерес выступает “мощным побудителем активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной”. Наличие у школьников постоянного интереса к учению создаёт условие, при которых их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями учителя, что и обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся и усвоение материала. В целях создания положительных эмоций ими (учителями) используются проблемный подход в обучении, вносятся элементы занимательности;
- в-пятых, работу по развитию орфографических навыков нужно проводить систематически. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип способствует развитию орфографической зоркости младших школьников
Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителям формировать более высокий уровень развития орфогра-фической зоркости у большинства учащихся.
Прочному запоминанию способствуют разнообразные методы и приёмы работы на уроках русского языка. Однако, большинство из них не решает задачу комплексной и систе-матической отработки орфографических навыков. Чаще задания урока полностью подчинены его основной тематике, т.е. конкретному правилу, тогда как повторение отходит на второй план.
Это может быть оправдано недостатоком времени, темпом работы детей на уроке, чем –то ещё. Однако, учитель не может не задумываться над тем, почему так происходит и как преодолеть сложившуюся ситуацию. Ответ на вопрос может оказаться совсем простым: недостаточный интерес к предмету.
Как же сделать урок и интересным, и продуктивным в плане усвоения текущей темы, а так же одновременного развития навыков правописания. Опыт работы в школе убедил меня в том, что таким методом работы на уроках русского языка в начальной школе являются языковые минутки, позволяющие систематически отрабатывать теоретический и практический материал как предыдущих уроков, так и общие понятия фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса.
Языковая минутка удовлетворяет всем перечисленным выше условиям формирования орфографической зоркости и решает многие другие задачи обучения и воспитания.
Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Языковые минутки занимают всего 10-15 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал.
Отработка навыков самопроверки и взаимопроверки также являются неотъемлемой частью языковых минуток. Они не только способствуют развитию орфографической зоркости, но и становлению личностных качеств учащихся, их взаимоотношений. Более того, тексты, подбираемые для языковых минуток располагают и широкими воспитательными возможнос-тями.
Языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме. Учитель имеет реальную возможность с первых минут урока создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к родному языку, изучаемому предмету.
Мною разработано достаточно большое количество языковых минуток ко многим темам программы. Представляю вашему вниманию некоторые из них:
№1. К уроку по теме: “Безударная гласная в корне слова”
1) Объяснить орфограммы в записи числа. Первое ноября.
2) На доске загадка:
Ш. гаешь – впереди л.ж.т,
. глянешься – д . мой б.жит. (дорога)
- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.
[д] – согл., тв., зв., пар.
- Какой буквой на письме обозначен этот звук? Сегодня на минутке чистописания повторяем написание буквы Дд - 1 строчка
Дорога – 2 строчка (объяснить и выделить орфограмму)
3) - Подберите слово, близкое по смыслу слову-отгадке (путь). Чем отличаются эти слова? (она – ж.р., он – м.р.)
- Составим словосочетание с этими словами (долгий путь, длинная дорога).
4) - Списать загадку, выделяя знакомые орфограммы
5) - Подберите родственные слова к слову дорога. (дорожный, дорожка, дороженька, подорожник,…)
- Что значит сочетание “родственные слова”? Докажите, что они родственные, выделите корень.
На доске: дорожает, дорогой.
– Выделите корень в этих словах. Являются ли они родственными? Почему?
- Какая орфограмма во всех, выписанных нами, однокоренных словах?
- Почему, как вы думаете, я взяла именно такое слово-загадку для работы на сегодняшнем уроке? (будем повторять правило и готовиться к диктанту)
Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
№2.
К уроку по теме: “Образование сложных сложных слов”1) На доске: Загадка: (С)неба – зв_здой,
(В)ладо_ку – в_дой.
(Учитель читает загадку, дети - отгадывают) СНЕЖИНКА
- Назовите пятый по счёту звук в слове-отгадке, дайте ему характеристику.
([н?] – согл., зв.,мяг., непар.) Какой буквой на письме обозначен этот звук?
2) Показ на доске (Минутка чистописания): Нн
- На второй строке напишите несколько слов, которые начинаются с этой же буквы, но пишутся с заглавной буквы.
(Нона, Нина, Новосибирск, Норильск, Ночка, Нева…)
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Найдите слово, которое можно написать и с маленькой буквы. (Ночка) Почему? Составим предложения, чтобы это доказать: (предложения детей) Сегодня выдалась тяжёлая ночка. Возле дома паслась корова ночка.
3) Самостоятельное списывание загадки с выделением орфограмм. Взаимопроверка в парах. (3 ученика работают по карточкам)
4) Словарная работа.
1.- Запишите слово-отгадку. Какие орфограммы есть в этом слове? Выделите их.
- Подберите родственные слову СНЕЖИНКА. Запишите и выделите корень.
На доске: У меня получились такие слова:
Снежный, снеговик, Снегурочка, снегоход, снежинка, заснежило.
- Попробуйте разбить эти слова на группы. Нет ли среди них лишнего по какому-нибудь признаку? Объясните. (По типу орфограмм, по частям речи)
- Почему оно лишнее? (он сложное)
- Какие слова называются сложными?
Сообщение темы и целей урока
№ 3. К уроку по теме: “Имя существительное. Обобщение”
На доске загадка (закрыта)
Сирдитый недотрога
Жывёт в глушы лисной.
Иголок очень много
А нитки - ни адной. (ёж)
1) - C какого звука начинается это слово? Дайте ему характеристику. ([Й?] – согл., мяг., зв., непар.)
- Какой буквой он обозначен на письме? Почему? (Буква Е стоит в начале слова и поэтому обозначает 2 звука [ЙО]
- В каких ещё случаях эта буква может обозначать 2 звука? (после гласного, после разделительных Ъ и Ь
Минутка чистописания.
- Итак, сегодня на минутке чистописания мы вспоминаем написание Заглавной и строчной букв Ёё (Вывешивается показ)
2) На второй строке запишите слово-отгадку.
- Что вы можете рассказать об этом слове? Сделаем устный лингвистический анализ этого слова (ответы детей)
- Далее я попрошу вас подобрать и записать самостоятельно через запятую родственные слова к этому слову.
- Проведём соревнование “Кто больше слов подберёт” (дети называют по цепочке записанные слова)
- Один нерадивый ученик, вы все его знаете, из повести-сказки А.Н.Толстого очень не любил учиться и ещё больше терпеть не мог, когда его воспитывали. Догадались о ком идёт речь? (Буратино) Так вот он выполнил это задание так:
На доске слова
ёж ежовые ёжик ежевика (другое лексическое значение) ежиха съёжился ежонок ежи (форма множественного числа)
- Посмотрите, нет ли среди этих слов лишнего? Объясните.
3) - А загадку, которую я прочла в начале урока, приготовил ещё один наш знакомый из повести-сказки другого писателя – Н.Н.Носова. Он тоже не очень-то любил трудиться и получать знания, за это его так и прозвали … Незнайка. Знайка дал ему задание списать загадку и подчеркнуть орфограммы.
Он написал так: (открывается запись за доской). Я хочу, чтобы вы тоже списали её, подчёркивая орфограммы. (1 ученик у доски. После выполнения – самопроверка сигналом)
4) Одновременно идёт работа по карточкам сильным и слабым ученикам:
Физминутка “Буратино”
- Ребята, вы знаете, наши гости, не очень прилежные ученики, уже устали. Вы, наверное, тоже не против небольшого отдыха. Давайте выполним любимую физминутку Буратино.
- Буратино потянулся (Дети поднимают руки вверх, потягиваются),
- Раз нагнулся, два нагнулся (Дети выполняют наклоны вперёд),
- Руки в стороны развёл (Разводят руки),
- Ключик видно не нашёл (Пожимают плечами).
- Чтобы ключик нам достать
- Нужно на носочки встать (Дети встают на носочки, вытягивают руки вверх).
5) - Какие орфограммы встретились в тексте загадки?
- Какую орфограмму вы повторяли дома? (Правописание сложных слов)
- Какие слова называют сложными?
- Какие соединительные гласные могут быть в сложных словах? От чего зависит написание соединительной гласной. Ответить на этот вопрос помогут следующие схемы:
- Итак, я начну картинный словарный диктант, а вы потом продолжите его теми словами, которые вы приготовили для своих одноклассников.
(Выполняется за доской сильным учеником, за работой которого следит учитель)
Самолёт, паровоз, пылесос, громкоговоритель,…
(Далее дети выборочно диктуют самостоятельно подготовленные дома слова.
Затем следует взаимопроверка в парах. )
-Что общего у всех записанных вами слов? (это существительные) Докажите.
№ 4.
К уроку по теме: “Простое и сложное предложение”На доске: клён, лук, клюв, слёзно, Алёнушка, лист.
1) - Что общего у этих слов? (Есть одинаковая буква)
- Одинаковый ли звук она обозначает? Какое слово лишнее по этому признаку? (Лук)
Минутка чистописания Лл,лук.
- Какая орфограмма в этом слове? (парный согласный) Как проверить правописание парного согласного?
- Записать ещё 5 слов с этой же орфограммой, орфограмму выделить.
- Какая ошибка допущена в записи слов на доске? (В начале строки нужно писать с большой буквы)
2) Комментированное письмо
– Составьте и запишите предложение с любым из этих слов.
- Я приготовила такое предложение:
В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.
3)Устный анализ предложения
- Что можете рассказать об этом предложении?
- Нужны ли в нём знаки препинания? Где? Какие? Почему?
Сообщение темы и целей урока.
Итак, одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьни-ков является формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение учащихся верно употреблять изученные правила. Достижению данной цели во многом способствует использование языковых минуток на уроках русского языка.
Список литературы.
Волина В.В. Весёлая грамматика. М., 1995.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.
Ленинград, 1990.
Калугин М.А После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль., 2000.
Купров В. Д. Домашние задания по русскому языку./ Начальная школа, № 12 –1988, с. 19 –24.
Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.
Фролова Л.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. Магнитогорск, 1995.