Внеклассное занятие по русскому языку на тему: "Волшебные слова". 1–4-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Задачи: Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности.

Цели: Способствовать более прочному и сознательному усвоению “Добрых слов”, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них интерес к предмету.

Оборудование: “Волшебный” сундук, наглядность “Пират”, карточки с надписями “волшебных” слов, школьные принадлежности (промокашка, ластик, карандаш, закладка, обложка).

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим об этике. А как вы думаете, от какого слова образовалось слово этика? (этикет). А кто из вас знает, что такое этикет?

Слово этикет – французского происхождения, что в переводе означает порядок поведения. В русский язык это слово вошло в XVIII веке. И под этикетом понимался лишь свод правил поведения. Однако жизнь потребовала более широкого толкования этого термина. В настоящее время, как свидетельствует Академический словарь, под этикетом понимается “установленный порядок поведения, формы обращения в каком-либо обществе”.

У. Ребята, а как вы понимаете эту формулировку, что же такое этикет?

А сегодня мы с вами поговорим об одной теме, которая зашифрована у меня на доске (см. Приложение №1). Так о чем же мы сегодня будем говорить (волшебные слова)? Мы часто говорим “Волшебные слова”, а что же это за слова?

3. Вводная беседа.

Лексика русского языка богата “добрыми словами”. На Урале, например, приняты такие интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: “Море под кормилицу” - желают надоить побольше молока “целое море”. “Свеженько!” - говорят женщине, достающей воду из колодца. “Беленько!” - говорят соседи, проходящие мимо речки, когда они видят женщину, полощущую белье. А когда она еще только стирала это белье, ей сказали: “Сто рубах в корыто!” Этим желают достатка, зажиточной жизни. Семье, собравшейся за столом, вошедший скажет: “Сладко кушать!” А если хозяева пьют чай, гость произнесет: “Чай с сахаром!” Это приветствие осталось от старых времен, когда чай, да еще с сахаром, был в деревне роскошью.

В другой местности слова пожелания, приветствия, благодарности могут оказаться иными. Но есть группа слов, которая известна каждому.

4. Основная часть.

А какие это слова, и что они обозначают, вы узнаете чуть позже. А сначала все вместе отгадаем ребус-кроссворд (см. приложение №2). Вот этот сундучок и передал мне пират. Давайте посмотрим, что же спрятано там (учитель достает карточку с надписью “Доброе утро”).

У. Что же это за слово и что оно обозначает?

Первые слова, которыми мы начинаем день, это - доброе утро! Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, домашним, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении “Я и солнышко” В. Коркин.

Я и солнышко

Солнышко ясное встало.
-Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! – кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!

У. О чем говорится в этом стихотворении?

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать Доброе утро! – и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить Доброе утро нахмурясь, недовольным голосом? Почему? А какие еще знаете слова приветствия?

Достаю следующее слово “Здравствуйте”.

У. Что же обозначает это слово?

В каких ситуациях мы его применяем?

Слово “Здравствуйте” очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово “Здравствуйте” желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Какие вы еще знаете слова приветствия?

Все эти слова – и Доброе утро, и Здравствуйте, и Добрый день, и Спокойной ночи – хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья. Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения И. Кульской

Невежливая вежливость

Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!-
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринкку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку!...

Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!

- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

У. Какие “вежливые слова” произносил Петрусь?

Почему же стихотворение называется “невежливая вежливость”?

Что бы вы посоветовали Петрусе?

Какими словами и как должен был он вам ответить?

А какими словами вы закончите разговор?

5. Игра с детьми “Школьные принадлежности”.

У. Сейчас мы узнаем, все ли дети помнят, как надо содержать свои школьные принадлежности (книги, тетрадки, карандаши, ручки), у всех ли в порядке портфели. Достаньте все свои портфели и проверьте все ли у вас в порядке. У всех ли имеется все нужные школьные вещи. Не порвана ли обложка, в порядке ли ручка, есть ли промокашка в тетрадях, закладки в книгах? Если у кого-то чего-то не будет, вы можете попросить у меня!

Почему одни дети сразу получили все нужное, а другие нет?

Какие же “волшебные слова” помогают нам?

Не только со взрослыми, но и со своими товарищами надо быть вежливыми.

6. Игра с детьми “Дорогие слова”.

У. Мне хочется, ребята, прочитать вам стихотворение, которое написал поэт Алексей Шибаев. В этом стихотворении некоторые слова отсутствуют. Я думаю, что вы сумеете их отгадать и произнести хором. Называется это стихотворение “Дорогие слова”.

Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Видел Настю – второклашку
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс
Но… давно уже от Насти
Я не слышал слова… (здрасте)
А слово-то какое, очень дорогое!

Встретил Витю я соседа…
Встреча грустная была
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте зря от Вите ждал
Я слова… (извините).
А слово-то какое, очень дорогое!

Он про внучку говорил:
Экая досада,
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы… (спасибо).
А слово-то какое, очень дорогое!

Какие “волшебные слова” вы услышали в этом стихотворении?

Как должны были вести себя дети?

7. Игра с детьми “Вопрос – ответ”.

У. Сейчас я вам расскажу одну историю, которую я недавно наблюдала, а вы слушайте внимательно, в конце рассказа я задам вам вопрос, на который вы должны дать ответ.

“Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку и тот сразу подобрел. Что же мальчик сказал старичку, отчего дедушка сразу перестал сердиться?”

8. Итог.

У. С какими “Волшебными словами” мы сегодня познакомились?

Я хотела бы, чтобы вы запомнили, что все эти слова – хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья.

Используемая литература.

  1. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.,1971
  2. Волина В.В. Откуда пришли слова. М.,1996