Тема урока: "Витамин роста". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Стихотворения “После уроков”, “Кто прав?”

Цели:

  • Продолжить работу над выразительным чтением.
  • Дать характеристику литературному герою Смирнову.
  • Выявить особенности стихов О. Григорьева на примерах сравнения.
  • Сравнить стихотворему и стихотворение одного и того же автора О. Григорьева.
  • Определение эмоционального комфорта детей на уроке.

Задачи:

  • Обучение прогнозированию содержания произведения на основании заголовка, иллюстрации, ключевых слов.
  • Работа над антиципацией.
  • Воспитывать дружбу, воспитание личности, отношение учителя и учеников.

Оборудование: портрет О. Григорьева, оформление стенда “Сегодня на уроке”, сообщение детей о витаминах, выставка книг О.Григорьева, карточка “Витамины”, рисунки детей (“Витамин роста”), карточки с домашним заданием , аудио кассета “Песня о дружбе”, витамины детям.

Ход урока

1. Оргмомент (стихотворение).

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

- Какое заветное правило у нас на уроке?

(“Умей создать себе и окружающим хорошее настроение”).

Учитель. Для того, чтобы мы смогли определить эмоциональный комфорт на уроке, заштрихуйте первый квадрат на листке карандашом того цвета, который соответствует вашему настроению. Подумайте.

2. Загадка (Выходит ученик).

В каждом возрасте полезен
От рожденья до седин.
Он сражается с болезнью -
Друг надежный -… (Витамин)

3. Введение в тему урока.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Ответы детей)

4. Речевая разминка. (Чтение про себя, затем хором с доски).

Любят зайцы есть морковку,
Снегири - клевать рябину,
Куры, проявив сноровку,
Щиплют жгучую крапиву,
Пробираясь сквозь валежник.
Рвет медведь с кустов малину.
И животные, и люди
Очень ценят… (витамины)

- В каких продуктах содержаться витамины?

5. Проверка домашнего задания.

1. О каких витаминах вам удалось узнать, где они содержаться? (Краткое сообщение детей).

- Так, какой эксперимент проводили дети в произведении О.Григорьева “Витамин роста?” Получился ли эксперимент?

Давайте заглянем в живой уголок, что же там происходит?

2. Выразительное чтение произведения “Витамин роста” по ролям второй части.

Итог: Почему Смирнов сорвал эксперимент? (Из гуманных соображений. Подтвердите строчками из текста).

6. Продолжение работы с текстом после чтения.

1. Подберите однокоренные слова к слову “гуманный”.

Гуманизм-гуманист-гуманность-гуманный.

2. Работа с толковым словарем.

Гуманный -

3. Ответ на вопрос 2 учебника.

- Расскажите, каким вы представляете себе Смирного - героя этой маленькой поэмы?

Если вы читали внимательно, о нем можно много сказать.

4. Характеристика литературного героя (чтение отрывков из текста).

Смирнов был любопытный, любознательный, любил задавать вопросы, ответственный, смелый, внимательный, любящий животных, мысли добрые, заботливый, совершает гуманный поступок из жалости к крысам.

Вывод: Каким был Смирнов, хотя и не понял значения этого слова? (Гуманным)

5. Повесть Экзюпери “Маленький принц” (Секрет, который открыл маленькому принцу Лис из повести).

Секрет: “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. (Тест на 3 варианта)

6. Учитель. Песня “Раненая птица”.

Рыбы, птицы, звери,
В души людям смотрят:
Вы их жалейте люди -
Не убивайте зря!
Ведь море без рыб - не море,
Ведь небо без птиц - не небо!
А Земля без зверей - не Земля! (Пауза)

- Хотелось бы вам иметь такого друга, как Смирнов?

7. Олег Григорьев - писатель и человек.

Учитель. У Олега Григорьева много стихов. Давайте вспомним.

1. Чтение наизусть.

- В чем особенность стихов О. Григорьева? (Ответы детей).

(Они были короткие, веселые, главные герои в них - дети, сюжетные стихи).

2. Работа с иллюстрациями.

8. Физ. минутка.

Распахнуто окно,
Нам холод нипочем. (Развести руки в стороны.)
Походим мы немножко -
И сон с себя стряхнем. (Ходьба на месте. Руки опустить вниз.)
Чтобы нам работу дать -
Будем дружно приседать. (Приседания.)
Я возьму шар большой (Развести руки в стороны.)
Подниму над головой. (Поднять руки вверх.)
А теперь пора учиться!
И не будем мы лениться. (Опустить руки и сесть.)

9. Учитель. Беседа.

Мы прочтем сейчас 2 маленьких стихотворения и попробуем представить себе портрет героев этих стихов, разглядеть их характер, ведь всегда интересно, чем живут твои сверстники.

10. Работа со стихотворением “После уроков”.

1) - Прочитайте название. О чем может быть это стихотворение? Что может происходить “После уроков”? Предположения детей)

2) Чтение стихотворения про себя.

3) Вопросы после чтения:

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Как проводят время ребята “После уроков”?

- Знакома ли вам такая ситуация?

- Будем читать стихотворения повторно, чтобы яснее представить картину происходящего и разобраться в случившемся.

4) Повторное чтение стихотворения с комментариями.

После 1-го предложения:

- Кто были эти забияки? (Интересные фамилии придумал автор, попробуем их представить)

Словесное рисование портретов.

“Домашний Пышкин” - маменькин сыночек, ухоженный, толстячок, все ждут от него только хороших поступков.

“Дикий Клоков” - самостоятельный, хулиган, драчун, небрежно одет, растрепан, плохо учиться.

- Всего два слова, а как ярко показан характер.

- О ком обычно говорят “домашние и дикие”? (о животных).

- Как вы думаете, из-за чего могла завязаться драка между этими мальчиками? Кто явился его зачинщиком? (предположения детей).

- Какое оружие они выбрали? (Портфели)

- Попробуйте представить себе эту картину.

После чтения 2-го предложения:

- Быстро ли окончилась драка? Что значит “рукопашный бой”? (руками, кулаками и без оружия)

- Какими же были последствия “рукопашного боя”?

- Кто вышел победителем? (Пышкин дрался отчаянно, защищался, не дал себя в обиду. Клоков проиграл, стал жалким и тихим.)

Итог: Может ли драка быть справедливой? (мнения детей)

- Вспомните наказ черепахи Тортиллы Буратино:

“Драться надо - так дерись!”

А если возник всего лишь спор? Вспомните строки из стихотворения Ю. Мориц:

…Только трусы с дураками
Спор решают кулаками.

Очень хочется верить, что вы, как умные люди всегда отыщете способ решить проблему мирным путем. А стихотворение О. Григорьева вспомните как сюжет очередной серии “Ералаша”.

11. Работа со стихотворением “Кто прав?”

1) Учитель. В драке порой трудно разобраться кто прав, а кто виноват. Но бывает в жизни довольно много различных ситуаций, когда не сложно ответить на вопрос “Кто прав?” Именно такой вопрос содержится в названии второго стихотворения О. Григорьева. Подумайте, когда чаще всего задают такой вопрос?

2) Чтение стихотворения про себя.

- Чему вы удивились? (Знакомые герои)

3) Повторное чтение с комментариями.

После чтения 1-го и 2-го предложений:

- От чьего имени ведется повествование?

- Что входит в обязанности дежурного?

- Почему в классе грязным приходить нельзя? (Проявляешь неуважение к окружающим, выглядишь неопрятным. Встречаются, видимо, еще такие ученики- грязнули.)

После чтения 3-й и 4-й строки:

- Снова эксперимент? Что хотел проверить Коля Сизов? (Настоящий ли друг Клоков, пропустит ли его в класс).

После чтения 5-й и 6-й строк:

- Такой ли ответ хотел услышать старый друг Сизов?

- Каким мы ведем Клокого? (ОН решительный, непреклонный, говорит строго).

- А что же Коля Сизов? Какова его реакция?

После чтения 7-й и 8-й строк:

- На что он рассчитывал? Как меняется его интонация? (В начале удивлен, растерян, потом возмущен, обижен).

После чтения до конца:

- Убедительным был ответ Клокого? А разве здороваются с помощью рук? (мальчики пожимают их).

4) Работа со стихотворением после чтения.

- Кто главные герои стихотворения? Кто они? (старые друзья).

- О чем говорит приветствие “Здравствуйте”? (пожелание доброго здоровья-толковый словарь).

-Удалась ли проверка Коли Сизова на крепкую дружбу?

- Кто, по-вашему, из мальчиков правильно понимает дружбу?

- На чем держится настоящая дружба?

5) Запись “Песни о дружбе”.

- Как вы думаете, понял ли Коля, что был не прав? Как он должен сейчас поступить, чтобы сохранить дружбу? (извиниться, пойти умыться).

6) Повторное чтение по ролям.

- В каком литературном жанре работает Григорьев? (стихотворема, стихи).

- Чем они похожи? (о школьниках, два героя, общий герой, короткие, о дружбе, о взаимоотношениях ребят).

7) Сравнение стихотворемы и стихотворения.

Итог: Правы ли были авторы учебника, включив стихи в раздел “Уроки и переменки”?

12. Домашнее задание.

1) Выучить одну из стихотворений О.Григорьева по выбору.

2) Перечитать раздел “ Уроки и переменки”, отобрать понравившийся отрывок для выразительного чтения.

3) Нарисовать портрет самого интересного ученика и самого интересного учителя из раздела “Уроки и переменки”.

13. Определение эмоционального комфорта детей в конце урока.