Цель: Развивать в детях творческий потенциал, специальные способности, позволяющие им самим реализоваться в различных формах и видах творческой деятельности.
Задачи:
- Формировать умение передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения деревьев разных пород и смены времен года, передавая строение деревьев, соотношение их частей, расположение на листе по законам перспективы.
- Развивать умение решать композиционные задачи.
- Обучить техническим приемам работы с различными материалами.
- Развивать эстетическое восприятие, творческую активность.
Актуальность: Тема проекта “Мир деревьев в рисунках детей” является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают навыки изображения деревьев разных пород с передачей их характерных признаков в строении.
Новизна проекта: разработана система деятельности по обучению детей рисованию деревьев в разных возрастных группах, по временам года, с использованием разных техник рисования.
Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями и преподавателями изодеятельности ДОУ, учителями начальной школы, преподавателями художественной школы, специалистами дополнительного образования и родителями.
Принципы
- Вариативность
- Научность
- Непрерывность и целостность
- Преемственность
Условия реализации: Детский сад, обеспечивающий художественно-эстетическое воспитание.
Пути реализации: Взаимодействие всех структур педагогического процесса.
Педагогический прогноз: Качественное обновление обучения приемам и методам рисования деревьев, повышение уровня изобразительных навыков и творческих способностей.
Основополагающий вопрос: Как изобразить дерево в разное время года?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Сформировать у детей обобщенное
представление о дереве и способах его
изображения.
ПРОБЛЕМЫ (ТЕМЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Подготовка пособий по рисованию деревьев разных пород в разное время года для средней, старшей и подготовительной групп.
- Разработка и составление пособий на логическое мышление (кроссворды, ребусы). Приложение 1
- Подбор художественного слова по заданной теме (стихи, загадки). Приложение 2
- Подбор тематических физминуток и динамических пауз. Приложение 3
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Научить детей изображению деревьев разных пород в любое время года, используя различную технику рисования.
ЗАДАЧИ
- Расширять представления детей о деревьях, которые им предстоит изображать.
- Способствовать расширению и уточнению представлений о создании пейзажей в разное время года.
- Побуждать детей вносить дополнения в рисунки, расширять их содержание на основе имеющихся представлений, умений и навыков.
- Способствовать овладению различным способам изображения деревьев (располагать в ряд на одной горизонтальной линии; на широкой полосе, на всем листе; ближе, дальше – по законам перспективы).
- Побуждать использовать разные способы рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, нанесение мазков, примакивание, использование клеевой щетинистой кисти и др.
- Создать условия для овладения навыками рисования деревьев, изображения картин о природе.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей. Поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Формировать у детей знания о явлениях природы, их общих характерных признаках, различиях.
Учебные предметы
- Занятия по рисованию
- Кружковая работа
- Индивидуальная работа
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети дошкольного возраста МДОУ №16.
Этапы и сроки проведения проекта
Организационный этап - сентябрь 2004 г.
- Формирование тем для занятий и индивидуальная работа с детьми.
- Составление перспективного плана по возрастным группам. Приложение 4
- Выбор творческого названия проекта.
Реализация проекта – сентябрь 2004 г. – май 2007 г.
- Планирование работы.
- Поиск возможных источников информации.
- Выработка принципов оформления проекта.
- Разработка критериев оценивания умений и навыков детей на каждом возрастном этапе. Приложение 5
- Подготовка к представлению проекта.
Срок реализации проекта 3 года
Объем знаний, приобретаемых детьми в процессе реализации проекта
Названия блоков | Объём знаний |
Блок I Изобразительный |
Создание пейзажей в разное время
года. Овладение различными способами изображения деревьев (на широкой полосе, на всем листе) по законам перспективы. Формирование знаний о явлениях природы, о характерных признаках и различиях деревьев разных пород. Овладение различной техникой рисования. Умение пользоваться разными художественными материалами при рисовании одной темы. |
Блок II Природоведческий |
Разнообразие деревьев на
территории детского сада. Природные объекты города: городской и загородный парки, липовая аллея по улице Отрадной, ели на площади, березовая аллея. |
Блок III Продуктивная деятельность |
Создание книги “Времена года в
рисунках детей”. Составление мини-рассказов, загадок о деревьях разных пород. (Приложение 6) Создание коллективных композиций “Сказочный лес” “Сонные деревья” “Чародейка-зима околдовала лес” “Осень по опушке краски разводила” Оформление тематических выставок. |
Блок IV Создание развивающей среды |
Изготовление настенного дерева из
мятой бумаги различных оттенков коричневого
цвета. Оснащение изостудии различными художественными средствами. Использование тематических физминуток, художественного слова, пальчиковой гимнастики. Демонстрационный материал:
аудиозапись альбома П.И. Чайковского “Времена года”, аудиозапись из серии “Наедине с природой”, дидактические игры. |
Формы и средства работы
Формы:
- Занятия по изодеятельности
- Занятия по ознакомлению с окружающим.
- Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время.
- Кружковая работа.
- Посещение выставок.
- Экскурсии в Детскую художественную школу.
Средства:
- Художественное слово.
- Творчество художников-пейзажистов.
- Музыка.
- Динамические паузы, физминутки.
- Пальчиковые гимнастики
- Кроссворды, ребусы.
НЕОБХОДИМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Репродукции художников.
- Иллюстрации деревьев.
- Схемы.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дидактические игры:
- O “Угадай, с какого дерева листочек?”
- O “Осенние ветки”
- O “С какого дерева плод?”
- O “Найди, что лишнее?” (клен, ель, цветок, рябина и др.)
- O “Составление пейзажей” (разрезные картинки).
- O “Ствол, веточка, листок”.
- O “Перспектива”.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевной, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
- Копцева Т.А. Программа по изобразительному искусству “Природа и художник”. – М, 2001.
- Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности. Программа. – М., 2001.
- Комарова Т.С. Методическое пособие. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
- Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 2005.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
- Трофимова М.В., Тарабрина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, 2001.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1999.
- Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках
Формы представления результатов исследования
- Презентация проекта.
- Оформление и выпуск книги “Времена года” (рисунки детей, загадки о деревьях, придуманные детьми).
- Выпуск буклета.