Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии РКМ (развитие критического мышления в условиях личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников) по теме: "Л.Н. Толстой. "Прыжок"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с произведением Л.Н. Толстого “Прыжок” через прием “чтение с остановками” по технологии РКМ.

Задачи:

1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

2) расширить представления детей о жизни;

3) развивать творческое мышление младших школьников;

4 )воспитывать у ребят любовь и уважение к родителям

Содержание урока

1. Организация класса /сообщение цели урока/.

2. Речевая разминка.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Дети проговаривают сначала про себя. А затем хором и вслух индивидуально.

3. Словарная работа.

– Какие виды кораблей вы знаете?

– А это какой корабль?

– Какие части корабля вы знаете?

 

Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду судно дрейфовало или матросы гребли веслами.

В результате технического прогресса, парусники сменили корабли с мощными двигателями. В наше время парусники можно увидеть в музеях кораблестроения, а также их используют в виде прогулочных судов для туристов.

4. Информация об авторе.

Л.Н.Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к “высшей помещичьей знати России”, носил титул графа.

А родился и большую часть своей жизни провел в усадьбе Ясная Поляна под г. Тула, среди народа, русских людей. Он очень любил свое имение. Здесь он узнал много народных песен, сказок, легенд, былин.

– А что вы помните о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

/Открыл более 20 начальных школ в окрестных деревнях, сам составил “Азбуку” для детей и несколько “Книг для чтения”, куда вошли былины, басни, сказки и рассказы./

– Мы сегодня познакомимся с одним из его рассказов “Прыжок”.

5. Основная часть.

1) Стадия вызова.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

/Запись ответов на доске./

2) Стадия осмысления.

Стратегия “Чтение текста с остановками”./Текст читают дети./

У учащихся части текста пронумерованы и лежат на столах закрытыми или перевернуты.

Чтение 1 части.

Карточка № 1 (см. Приложение №1).

– Что вы узнали из этой части?

Как вы теперь предполагаете, о чем далее пойдет речь?

/Запись ответов на доске./

Чтение 2 части.

Карточка № 2 (см. Приложение №1).

– Что вы узнали из этой части?

– Как вы думаете, что произойдет дальше?

/Запись ответов на доске./

Чтение 3 части.

Карточка №3 (см. Приложение №1).

– О чем вы прочитали?

– Как будут далее развиваться события?

/Запись ответов на доске./

Чтение 4 части.

Карточка №4 (см. Приложение №1).

– Какое развитие сюжета?

– Что же произойдет дальше?

/Запись ответов на доске./

Чтение 5 части.

Карточка №5 (см. Приложение №1).

– О чем прочитали?

– Чем закончится рассказ?

/Запись ответов на доске./

Чтение 6 части.

 Карточка №6 (см. Приложение №1).

6. Рефлексия.

– Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте.

– Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста?

7. Заключительная беседа.

– Что бы могло произойти. Если бы отец не вышел на палубу?

– Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того как очнется?

– Почему плакал отец?

/Анализ поведения (поступка) отца, как человека решительного и любящего своего сына./

– А почему эта грустная история произошла?

/Мальчик раззадорился, и его обида переросла в упрямство./

А как бы вы поступили на месте мальчика? Отца?

8. Цветограмма.

– Выразите свое отношение к поступкам и характерам отца и мальчика с помощью цвета.

/Силуэты на индивидуальных карточках./

 9. Д/З.

Написать слова, характеризующие отца и сына. А для этого прочитайте еще раз текст дома.