Цель: познакомить детей с произведением Л.Н. Толстого “Прыжок” через прием “чтение с остановками” по технологии РКМ.
Задачи:
1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
2) расширить представления детей о жизни;
3) развивать творческое мышление младших школьников;
4 )воспитывать у ребят любовь и уважение к родителям
Содержание урока
1. Организация класса /сообщение цели урока/.
2. Речевая разминка.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Дети проговаривают сначала про себя. А затем хором и вслух индивидуально.
3. Словарная работа.
– Какие виды кораблей вы знаете?
– А это какой корабль?
– Какие части корабля вы знаете?
Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду судно дрейфовало или матросы гребли веслами.
В результате технического прогресса, парусники сменили корабли с мощными двигателями. В наше время парусники можно увидеть в музеях кораблестроения, а также их используют в виде прогулочных судов для туристов.
4. Информация об авторе.
Л.Н.Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к “высшей помещичьей знати России”, носил титул графа.
А родился и большую часть своей жизни провел в усадьбе Ясная Поляна под г. Тула, среди народа, русских людей. Он очень любил свое имение. Здесь он узнал много народных песен, сказок, легенд, былин.
– А что вы помните о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?
/Открыл более 20 начальных школ в окрестных деревнях, сам составил “Азбуку” для детей и несколько “Книг для чтения”, куда вошли былины, басни, сказки и рассказы./
– Мы сегодня познакомимся с одним из его рассказов “Прыжок”.
5. Основная часть.
1) Стадия вызова.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
/Запись ответов на доске./
2) Стадия осмысления.
Стратегия “Чтение текста с остановками”./Текст читают дети./
У учащихся части текста пронумерованы и лежат на столах закрытыми или перевернуты.
Чтение 1 части.
Карточка № 1 (см. Приложение №1).
– Что вы узнали из этой части?
Как вы теперь предполагаете, о чем далее пойдет речь?
/Запись ответов на доске./
Чтение 2 части.
Карточка № 2 (см. Приложение №1).
– Что вы узнали из этой части?
– Как вы думаете, что произойдет дальше?
/Запись ответов на доске./
Чтение 3 части.
Карточка №3 (см. Приложение №1).
– О чем вы прочитали?
– Как будут далее развиваться события?
/Запись ответов на доске./
Чтение 4 части.
Карточка №4 (см. Приложение №1).
– Какое развитие сюжета?
– Что же произойдет дальше?
/Запись ответов на доске./
Чтение 5 части.
Карточка №5 (см. Приложение №1).
– О чем прочитали?
– Чем закончится рассказ?
/Запись ответов на доске./
Чтение 6 части.
Карточка №6 (см. Приложение №1).
6. Рефлексия.
– Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте.
– Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста?
7. Заключительная беседа.
– Что бы могло произойти. Если бы отец не вышел на палубу?
– Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того как очнется?
– Почему плакал отец?
/Анализ поведения (поступка) отца, как человека решительного и любящего своего сына./
– А почему эта грустная история произошла?
/Мальчик раззадорился, и его обида переросла в упрямство./
А как бы вы поступили на месте мальчика? Отца?
8. Цветограмма.– Выразите свое отношение к поступкам и характерам отца и мальчика с помощью цвета.
/Силуэты на индивидуальных карточках./
9. Д/З.
Написать слова, характеризующие отца и сына. А для этого прочитайте еще раз текст дома.