Очевидно, что на уроках французского языка использовать максимально ресурсы Интернета невозможно, так как в кабинете иностранного языка есть только один компьютер. Поэтому основная деятельность в сети Интернет может быть организована во внеурочное время. Это касается как теоретических вопросов, так и практических. Непосредственно на уроках могут использоваться теоретические материалы, учебники и упражнения и тренировочные задания. Проектная деятельность учащихся является наиболее эффективной деятельностью ребят во внеурочное время. При работе с компьютером деятельность учащихся носит индивидуальный характер. Любой ученик после занятий может прийти в кабинет иностранного языка или информатики и поработать в сети.
Проекты выполняются как на уроках (определение целей и задач, поэтапное планирование работы, распределение видов и объемов работ, составление сценария), так и во внеурочное время (сбор материалов и информации, реферирование и редактирование информации, подбор языкового материала в поисковых системах, развитие навыков перевода, формирование навыка билингвального устного перевода, монтаж слайдов, наложение звукового сопровождения, презентация на французском языке).
Интернет или универсальная библиотека предоставляет следующие возможности:
1. Поиск информации.
2. Теоретические материалы.
3. Учебники французского языка как иностранного.
4. Упражнения и задания (без обмена).
5. Участие в совместных Интернет-проектах.
1. Поиск информации возможен по прилагаемому списку: AltaVista francophone, Nomade, Voila, Ecila, Yahoo France, Lycos France, Francite, Lokace, Echo, Excite France, Club Internet, QuiQuoiOщ, Le Trouv'tout, Ad Valvas, Carrefour.Net, на которых можно найти информацию на выбранную тему.
Также часто цитируемые названия сайтов близких по тематике “французский язык как иностранный”:
Franc langue ee virtuel (CLIC NET) (nd) par C. Netter.
Recursos
docentes en Internet. Para France (nd) par C Vera.
Franc, langue ee (nd)
anime par l'Espace universitaire A.Camus.
Fenкtres sur la France
(nd) par M.Magnin.
Au coin du FLE
(nd) par J.C. Nieto.
Je parle franc avec Internet (nd) par E. Mercier.
FLENET : Franc
langue ee et Internet (1999) par M. Tome.
Дидактические ресурсы по французскому языку и
французской культуре: Consortium International Francophone de Formation a Distance CIFFAD
(nd)
Ministe de
la Culture : Guide de l'internet culturel (nd)
L'enseignement de la langue franc dans le monde (nd)
American Association of Teachers of
French (nd)
Tennessee
Bob's Famous French Links (nd)
Premiers pas sur Internet
(nd)
De ge a la
langue franc (nd)
Hapax : French Resources on the
Web (nd)
La
langue franc, c'est chouette ! (nd)
Le
Quartier franc du village plane (nd)
2. Теоретические материалы Их достаточно ограниченное количество (они отражают различные аспекты французского языка: фонетику, лексику, грамматику). Даются ссылки на небольшое количество сайтов:
FREN 215
– Introduction a la linguistique francaise (nd)
Cours de phone (nd)
Grammaire franc BEPP
(nd)
Cours autodidactique de franc e (nd)
3. Учебники французского языка в качестве иностранного.
Курсы французского языка в качестве иностранного, состоящие из уроков или дидактических тем с упражнениями, на сегодняшний день не имеют широкого применения. На сегодняшний день Интернет-ресурсы не могут предоставить полноценный курс обучения языку, для повторения или иллюстрации удобнее использовать курсы, записанные на CD-ROM.
Сравнительные характеристики двух курсов ДО: – Со звуковым сопровождением печатного текста. Это курсы обучения:
Situation d'oral.,International Language Development (Lessons in French) (nd)
– Отсутствие звукового сопровождения текста и
использование ТВ и видео-записей, с которыми
нужно знакомиться отдельно. Предлагаемые курсы : Bonjour de France (1998) :
Vifax (nd)
Funambule (Apprendre et Enseigner le franc avec TV 5)
(1999)
Arte Hebdo (1999)
4. Упражнения и тренировочные задания (без проверки).
Это традиционные упражнения по системе: Вопрос = Ответ, не предполагающие общения и использования для него Интернет-ресурсов.
4.1. Типы упражнений по французскому языку:
Обычно это лексические или грамматические
упражнения по типу упражнений, предлагаемых
печатными изданиями: вопросы и ответы, понимание
текста, изменение предложений или подстановки.
Наиболее полно эти задания представлены на
следующих сайтах:
Re St-Jacques
(Exercices de franc) (nd)
La grammaire au CM (nd)
Foreign Language Center : Virtual Language
Class – French (nd)
French Grammar
Central (nd)
Testez vos connaissances en franc
(nd)
Grammaire virtuelle (1999)
4.2. Деятельность без связи с консультантом (преподавателем).
Самая известная модель предлагает связаться с Интернет-сайтом для консультации или получения информации (школьный календарь, расписание, телепрограмма, сдача внаем), затем ответить на вопросник или проработать текст по предложенной тематике :
Посмотреть раздел “ACTIVITE” в The WWW Notebook for Teachers of French (Sonja Moore, USA : Virginia university) (nd) или раздел "First year french web activities" в First Year French at the University of Texas at Austin (nd).
Say it in French (Cours pour debutants, Ambassade de France a Ottawa) (nd) :
Raconte-moi le film (nd) :
Lire Francais (nd)
Lexique (nd)
L'Odyssee (nd)
Le reseau pedagogique de la BNF (nd)
5. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО. Школьная переписка. Многие сайты в Интернете помогают найти корреспондента, направляя желающих к корреспондентам с учетом им лингвистических или культурных интересов:
"ePALS" Franc ( http://www.epals.com/index_fr.html) представляется как самый крупный школьный ресурс переписки в мире, объединяющий более 3,5 миллионов учащихся и студентов . Учащиеся 65 тысяч классов из 191 страны бесплатно пользуются этим ресурсом.
CIEP Echanges Educatifs Internationaux (http://www.ciep.fr/echange/portail.htm) – сайт предлагающий участие в международных проектах
Communication entre classes (http://www.cslaval.qc.ca/Prof-Inet/aai/collab/aai_registre.html). На сайте предлагается возможность Интернет-общения класса с классом.
Correspondance scolaire (Formatic 2000) (http://pages.infinit.net/cltr/correspondance.html) предоставляет возможности лингвистического и педагогического обмена как для отдельных учеников, так и для групп учащихся.
Momes.Net - Premiers pas sur Internet: Correspondants francophones (http://www.momes.net/Amis.html (in)).
Для детей и подростков предлагаются разделы:
– Des projets d'e. Школьные проекты (http://www.momes.net/amis/groupesamis4.html).
– Entraide scolaire Взаимопомощь школьников (http://www.momes.net/education/entraidescolaire.html).
– MEKEFER? Чтобы найти ответ на проблему или
сложность (http://ns1.momes.net/mekefer/)
L' escale. Correspondance entre e (http://www.lescale.net/corresp9.html).
Этот сайт предназначен для учебных заведений,
заинтересованных в межшкольных обменах.
При общении учащихся, реализуемом в рамках
проекта под руководством преподавателя,
реализуются педагогические и методологические
цели, связанные с изучением и практическим
использованием изучаемого иностранного языка. В
основном участие в сотрудничестве и проектах
осуществляется во внеурочное время, задача и
система коррекции осуществляются контексте
каждой отдельной группы и конкретной тематике.
Проект Classes Collaboratives (http://www.ac-grenoble.fr/heroult/langues/rap2001gener2.htm) разработан лицеем ee par(le lyce Paul He a St.Jean de Maurienne) и существует уже 4-й год. Основные составляющие проектной деятельности: сначала переписка по электронной почте, затем Интернет – конференции, с предварительной подготовкой и подробной записью дискуссий, затем написание эссе и их правка, затем публикация работ на общем сайте в Интернете, обратная связь по проблемам, затронутым в этих публикациях и дальше повторение цикла. Подобный цикл применяется ко всем темам. Выбор той или иной темы обязательно комментируется. Комментарии относятся к теме путешествие по чужой стране (например, приезд американских учащихся с ответной поездкой в США французских учащихся). Цель проекта: вывод из виртуального пространства в реальность работы, проделанной за компьютером. То есть проверка и подтверждение в реальности всех сведений, полученных с помощью Интернета. Итогом работы в течение года является досье с подробным описанием месторасположения цели проекта, который выбирается заранее и заполняется в процессе проектной деятельности. Все модули являются взаимно интегрированными и не могут быть изъяты из цикла. Глобальная цель проекта – подготовка и проведение путешествий.
Le Tour du Monde en 80 ms http://zero-de-conduite.com/htm/projets/80milli/pro80mil.htm
Этот международный проект, который работает в
течение 3-х лет, связывает классы подросткового
возраста для обсуждения следующих тем:
– презентация нашего класса и нашего города (района, окружения…);
– типичный день школьника нашего учебного заведения;
– девочки говорят о мальчиках, мальчики рассказывают о девочках;
– кто для нас является героем или героиней;
– сказка или история типичная для нашего региона (страны). Проект рассчитан на учащихся: обмен информацией о различных современных реалиях с использованием новых информационных технологий и знакомство учащихся с существующими в мире различными системами среднего образования.
Таким образом, овладение французским языком естественным образом происходит на социокультурном уровне. Школьники имеют возможность познакомиться с национальными и культурными особенностями страны-партнера, узнать много интересного друг о друге, о чем порой и не догадываются. И что особенно важно и ценно, учащиеся смогут научится понимать друг друга и осознать тот факт, что все мы живем на одной планете, что делить нам нечего. Значит, следует научиться уважать и понимать друг друга.
Приложение
СПИСОК СПРАВОЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ:
Атласы и энциклопедии
Atlas ge mondial (Pascal Gross)
Britannica (Encyclope en anglais)
Cartes et plans (Anciennes cartes ge) (BAnQ)
Cyrus, l'encyclope qui raconte (Christiane Duchesne et Carmen Marois)
Enciclonet (Encyclope en espagnol)
Encyclope Encarta (MSN)
Encyclope et Atlas Hachette
e en chiffres, Les (REFER) (Jean Villette)
Icarito (Encyclope en espagnol)
Je sais tout... (Encyclope illustre)
Refertec encyclo (Encyclope de la technologie)
Профессии и карьера
Centre d'Information et de Documentation Jeunesse
(CIDJ) (France)
IDClic (Orientation scolaire et professionnelle) (Que)
Information sur les enseignements et les formations
(ONISEP) (France)
Mon emploi (1 500 me et professions) (Que)
Orientation des ee et des e
(Ministe de l'e) (France)
Коллекции фотографий и изображений
Archives photographiques Notman
(Circuits / 24 000 images) (Muse McCord)
Cartes postales (Plus de 8 000
cartes postales quee) (BAnQ)
Collections nume du Que (Re de sites)
Images et photos (Re de
sites)
Montre : municipalite et me, 1920-1960
(Archives de Montre)
Picto (Banques d'illustrations gratuites) (Ministe
de l'e du Que)
Культура и чтение
Abeille, L'
(Revue mensuelle pour la jeunesse) (1925-1947) (BAnQ)
Accords
francophones: traditions et instruments de musique
a la de de Jean de La Fontaine
Antoine de Saint-Exupery
Arbre a poe, L' (Pour les enfants et pour les
raffine)
Bestiaire poe (Clicksouris)
Cap sur l'espace Jeunes
(Bibliothe et Archives nationales du Que)
Chansons populaires et
enfantines (Thierry Klein)
Cinee (La ville du cine jeunesse) (CIF)
Communication Jeunesse (Litte
quee)
Espace jeunes
(Ministe de la Culture et de la Communication)
Jeunes auteurs (CyberScol)
Litte quee (CyberScol)
Livres ouverts (Se de livres) (Gouvernement du
Que)
Oiseau bleu, L' (Revue
mensuelle illustre pour la jeunesse) (1921-1940) (BAnQ)
Словари и переводчики
Babel Fish
(Traduction automatique anglais / espagnol / franc)
Banque de de linguistique
(Office de la langue franc)
Biographies (Plus de 11 000 biographies dont pre de
4 000 en franc)
Cambridge Learner's Dictionary
(Dictionnaire de langue anglaise)
Grand Dictionnaire
terminologique (Office de la langue franc)
Vocabulaire illustre
(Bernard Dupriez)
Vox (Dictionnaire d'espagnol + traduction franc-espagnol
/ espagnol-franc)
Меж четырех стен
EduWeb (Banque de 125 000
images) (Muse McCord d'histoire canadienne)
Muse amusant, Le (La Cinquie)
Muse virtuel de la Nouvelle-France (MCC)
Muse d'histoire de Montre
Muse virtuel Canada (MVC) (Gouvernement fee
du Canada)
Молодежное пространство
ABC des petits
Aide contre le de scolaire (Y'a une place
pour toi !)
Apre l'e (S'amuser, gagner, apprendre)
Coloriage (Re de sites)
Conseil virtuel (Jeux de simulation pour les
12-19 ans)
Escale, L' (4-12 ans)
Ethnokids (7-14 ans)
Gee e (Gouvernement fee du Canada)
information jeunesse arabe (UNESCO et ISESCO)
J'e, je dessine (Inventer des contes, faire des
dessins, les publier)
Jeux de Lulu, le lutin malin (7 ans et
plus)
Jeux interactifs pour toute la famille
(TFO)
Jeux du Nausicaa, Les (Centre
national de la Mer)
Jeux e (Muse du Que)
Jeux pour enfants (6-10 ans)
Momes (Communaute internationale des jeunes
francophones)
Mond'Ami (Quand le monde devient un ami) (Pour les
6-12 ans)
MonPIF (Activite diverses et service de courriel
gratuit)
Prince et moi, Le (Pour les 5-11 ans) (Office
national du film) (ONF)
Principes de la magie
(Michel Grenier)
Visite virtuelle
des Nations unies (ONU)
Voix des jeunes, La (Unicef)
Мир информатики и коммуникациe
Agence de presse des enfants
ePALS (La plus grande communaute
scolaire branche au monde)
Ethnokids (Textes, photos, dessins et reportages
des 7-14 ans)
InterAgence Jeune Presse (IJP)
ISQ Jeunesse (Institut de la
statistique) (Gouvernement du Que)
Lissa vous explique tout (Comment cre
ma page et HTML)
Radio Enfant
Reporters en herbe (Yves Potvin)
Здоровье и безопасность
Convention internationale des
droits de l'Enfant
De (Parler, c'est grandir) (MSSS)
Drogues (Gouvernement de la France)
Espace Jeunes (De des enfants)
Sante-Jeunes (CRAES CRIPS)
See civile Jeunesse (Gouvernement du
Que)
Tel-Jeunes (Aidez-moi) (24 heures / 7 jours)
Volet sante en e physique au primaire, Le
(Sylvie Dupuis)
Наука и природа
Animalier des
Affluents, L' (Commission scolaire des Affluents)
Carrefour atomique (CyberScol)
Catastrophes
naturelles, Les (Gouvernement fee du Canada)
Coin des juniors (Palais de la
de)
Corps humain
virtuel (Service Vie)
Cyber Espace (Eklyps Solutions Interactives)
CyberZoo (CyberScol)
Enfants du labo, Les (23 expe
amusantes)