Рекомендации по проведению общественного смотра знаний (ОСЗ)

Разделы: Начальная школа


 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению общественного смотра знаний (ОСЗ).

  1. ОСЗ – это одна из форм проверки и оценки знаний каждого учащегося класса общественной комиссией, в которую входят представители администрации, Совета школы, Совета параллели, учителя, родители.
  2. Классу, в котором будет проводиться ОСЗ, не менее, чем за 2 недели, сообщается тема и вопросы, по которым учащиеся будут опрашиваться.
  3. Учитель вместе с представителем комиссии ОСЗ должен продумать наиболее рациональные формы проверки знаний учащихся (тестовые задания, использование перфокарт, различные виды диктанта, фронтальный опрос, решение задач, примеров, проведение опытов) на уровне обязательных результатов обучения. Учитель заранее готовит ведомость оценки знаний учащихся, коды, шифры для быстрой проверки знаний.
  4. К ОСЗ могут быть даны перспективные, индивидуальные задания.
  5. На уроке учащимся представляются члены комиссии, а перед проведением любого вида работы сообщается норма оценок.
  6. При необходимости члены комиссии имеют право задать вопрос любому ученику класса из вопросника, по которому учащиеся готовились к ОСЗ.
  7. На протяжении всего урока комиссия плодотворно работает, оценивая письменные работы и устные ответы учащихся.
  8. За 10 минут до конца урока комиссия опрос должна закончить, чтобы успеть обсудить и выставить оценки каждому ученику. В это время учитель с классом проводит интересный вид работы – игру, решение кроссворда и т. п.
  9. За 5 минут до конца урока член жюри объявляет оценки, выставленные каждому ученику класса.
  10. В случаи “спорной оценки” данному ученику задаётся дополнительный вопрос, рекомендуется оценку выставить в пользу ученика.
  11. Урок ОСЗ анализируется комиссией, учителями, учащимися.
  12. Подсчитывается процент успеваемости и качества знаний.

Общественный смотр знаний.

Русский язык. 2 класс.

Тема: проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

Задачи:

1. Проверить умения знать, подбирать и записывать слова с непроверяемыми гласными; подбирать проверочные слова к словам с безударными проверяемыми гласными и записывать их; умения применять правила во время письма.

2. Развивать навыки самостоятельной работы, орфографическую зоркость, мышление.

3. Воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, взаимопомощи.

Оборудование: книга Е. И. Чарушина “Моя первая зоология”, гость пингвинёнок Пиня,

Солнышко с Лучами, Тучка, таблицы “Проверяемые гласные а, о, е, я, и”, “Способы проверки безударных гласных”, карточки для проверки знаний.

№ 1, 2, 3, кроссворд, аудио-запись песни “Улыбка”.

I. Тема и задачи урока. - Сегодня у нас урок-праздник – ОСЗ по русскому языку. К нам пришли гости, которым мы покажем, как научились писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Вашу работу будет оценивать жюри. Это…

II. Введение в урок. - Прочитайте и объясните смысл пословицы. (Хоровое чтение)

Делом спеши, да людей не смеши.

- Берегите каждую минуту на уроке. Задания выполняйте быстро, но правильно, применяя правила. Будьте внимательны, тогда жюри за безошибочные работы поставит вам отличные оценки.

III. Основная часть.

1. Повторение правила и способов проверки безударного гласного; введение сказочного персонажа.

- Послушайте отрывок из рассказа Евгения Ивановича Чарушина.

- Однажды заплыл корабль в неведомые холодные края. Хотели моряки к берегу пристать – и вдруг видят: на льду выстроилось целое войско. Подплыли ближе. А войско вдруг разом, как по команде, бултых головой в воду. Тут только и поняли моряки, что это не люди были, а птицы.

Эти птицы с Антарктиды в море видывали виды.

Фрак и крылья-коротышки. Назовите их, детишки. (Пингвины)

- Один маленький любознательный пингвинёнок по имени Пиня уговорил моряков исполнить его кристальную мечту. Пиня мечтал увидеть настоящее яркое солнце и погреться под его тёплыми лучиками. Но моряки плыли так долго, что наступила зима, а зимой, вы знаете, солнце светит, но не греет. Загрустил Пиня. Тогда Солнышко сказало: “Если ребята выполнят задания каждого моего Лучика, то, пожалуй, я смогу исполнить заветную мечту пингвинёнка Пинии.

Ученик: Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

- Тогда за работу. Повторяем всё, что знаем. Что забыли – вспоминаем.

- Какой раздел русского языка изучает звуковую сторону речи? (Фонетика.)

- На какие группы по наличию голоса и шума делятся звуки? (Гласные и согласные.)

- На какие 2 группы делятся безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые)

- Как называются слова с непроверяемыми безударными гласными? (Словарные)

- Их мы должны учить, запоминать и знать наизусть.

- А теперь назовите гласные, которые нужно проверять. (а, о, е, я, и)

- Как проверить безударный гласный?

Ученик: Безударный хитрый гласный: слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья.

… - с_сна,

… - в_да,

… - д_ла,

… - тр_ва Проверить надо все слова.

Безударный гласный – стоп! Писать опасно!

- Проверьте слова, записанные на доске, назовите безударный гласный.

- Слуху вы не доверяйте – удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело. А теперь пишите смело.

- Назовите разные способы проверки безударных гласных.

1) множественное число: волны – в_лна
2) единственное число: дом – д_ма
3) из корня: корм – к_рмить
4) при помощи гласной Ё: вёдра – в_дро
5) ласкательное значение: коврик – к_вёр
6) используя прилагательные: добрый – д_брота
7) используя глаголы: тащит – т_щил

- Молодцы! Повторили всё о безударных гласных, задание выполнили и первый Солнечный Лучик начал согревать нашего Пиню своим теплом.

Карточка № 1. Запишите проверочные слова и вставьте пропущенные безударные гласные. Правило мы применяем и заданье выполняем.

(Задание выполняется дифференцированно: 1 вариант – сильные ученики,

2 вариант – учащиеся, испытывающие затруднения).

I в. … - к_рмушка II в. больше – б_льшой
… - оз_ро двор – во дв_ре
… - л_сток клад – кл_дёт
… - кл_дёт жил – ж_льцы
… - к_за помог – пом_гают
… - ст_на чистит – оч_щать
… - цв_ток … - г_ра
… - м_ста … - з_ма
… - з_мля … - в л_су
… - зв_зда … - з_мля
… - с_ва … - сл_ды

проверить надо все слова.

Ты будь внимателен, мой друг;
В словах есть безударный звук,
поставь его под ударенье,
потом пиши стихотворенье.

- Все сдали карточки и ещё один Лучи уже согревает Пинечку.

- Давайте послушаем, о чём беседуют следующий Солнечный Лучик и пингвинёнок Пиня. (Стихи рассказывают подготовленные ученики.)

Я – Лучик Солнца золотой;
Пришёл к тебе с небес прекрасных
Увидеть Землю. Но постой:
А нет ли здесь врагов опасных?
Нет на Земле врагов ужасных:
Земля нам дарит мир, покой,…
Попутешествуй же со мной!

3. Разгадывание кроссворда. Солнечный Лучик и пингвинёнок Пиня приглают нас в путешествие по кроссворду.

  1. Нет теперь у нас забот. Ей копаем огород. (Лопата.)
  2. Маленькие домики по улице бегут. Мальчиков и девочек домики везут. (Машина.)
  3. Синоним “дети”, “детвора”. Получим “5”, кричим: “Ура!” (Ребята.)
  4. Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой.

Там валенки пропали у Петрова Вани. (Сугроб.)

- Прочитайте слова, назовите лишнее. Почему? (1-3 – словарные, 4 – с проверяемой парной звонкой согласной.)

- И этому Лучику понравилось путешествовать с вами, поэтому и он протянул руку дружбы пингвинёнку Пине.

4. Диктант. Подвиньте листочек № 2. Пишем диктант. В нём встретятся словарные слова и слова с проверяемыми гласными. Будьте внимательны. Желаю удачи.

Большой сугроб снега во дворе. Дворник Илья Лукич лопатой кладёт снег в машину. Вышли во двор жильцы. Ребята помогают очищать двор от снега. Машина возит снег за город.

- Диктанту нашему конец. Кто не ошибся – молодец! Проверяем.

- Карточки сдали и на Солнышке появился ещё один Лучик.

5. Физминутка.

Руки на коленях, кулачки сжаты
Крепко с напряжением пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем.
Знайте, девочки и мальчики, отдохнули ваши пальчики.
Солнце спит, небо спит, даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок
И деревья раскачал. Частый дождик застучал.
Барабанит дождь по крыше. Солнце клонится всё ниже,
Вот и спряталось за тучей. Ни один не виден лучик.

6. Творческая работа. Ребята, посмотрите, тучка закрыла всё Солнышко. И откроет его, когда вы выполните задание на карточке № 3. Перед вами рассказ. Прочитайте его. Вместо пропусков вставьте словарные слова, подходящие по смыслу.

______нашего класса ездили в _______. Им не страшен был________. Маль-

чики к_тались с г_ры на санках. ________ездили в лес на лыжах.__________

з_мой в л_су.

- Сдали карточки и Тучка проплыла дальше.

7. Шарады. Последний Солнечный Лучик посылает нам шарады. Нужно отгадать слова, зашифрованные в стихах.

С Е торопят, если знают, что не долго уж до срока.

С И – учительница часто говорит в конце урока. (спеши – спиши)

- Чем отличаются эти слова? (По смыслу и безударной гласной.)

- Подберите проверочные слова.

- Прочитайте столбик слов и найдите лишнее. (Постепенно)

торопливо

постепенно (убрать)

быстро

поспешно

- Какое из угаданных вами слов подходит по смыслу к данным словам? (Спеши)

-Как называются оставшиеся на доске слова? (Синонимы)

- Помимо шарад, встречались ли мы сегодня на уроке со словом “спеши”?

- Хором: “Делом спеши, да людей не смеши”.

- Подберите проверочное слово к последнему слову пословицы.(Смех)

- Сделайте вывод: как проверять безударные гласные в словах?

IV. Итог урока. Задания вы выполнили все, но как качественно, об этом через минутку нам объявит жюри. Надеюсь, жюри над нами не будет смеяться, потому что все дети старались и в работе применяли правила. А теперь взгляните на Солнышко. Каждый его Лучик согревает пингвинёнка Пиню. Пинечке стало так хорошо и тепло не только от Солнечных Лучиков, но и оттого, что он заимел в нашем классе хороших и добрых новых друзей.

(Ученик читает наизусть стихотворение.)

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.

Выступление представителей жюри, сообщение результатов проверочных работ.

Ф.И. ребёнка 1 задание 2 задание 3 задание Оценка за урок
1. Алексеева Екатерина 4 5 5 5
2. Бухарева Регина 5 4 4 4
3.          
         
         
25.          

Качество:

Успеваемость: