Классный час "Игромания в современном обществе"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о проблеме игромании в настоящее время в России;
  • Развивать у учащихся осознанное понимание существующей проблемы;
  • Воспитывать нравственную культуру учащихся.

Предварительная подготовка:

  1. Подготовка учащихся к ролевым выступлениям (психолог, “бывший игрок”, “жена игрока”, “игрок”, социолог, юрист).
  2. Поиск необходимой информации в СМИ, отражающей проблему игромании в России и мире.
  3. Подготовка анкет для тестирования на тему “Азартный ли Вы человек”.
  4. Подготовка наглядностей.

Форма проведения: пресс-конференция.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя: Как ни странно, но игры захлестнули людей от мала до велика… Играют школьники, играют пенсионеры. Игромания уподобилась наркомании и алкоголизму. Еще немного и она станет национальным бедствием. В последние годы клубов игровых автоматов становится больше и больше. Лишь в Кемерове зарегистрировано 1059 игровых автоматов – и это не предел. Бизнес-то прибыльный! Два года назад в одном из таких клубов воры унесли около миллиона рублей! И это всего лишь – дневная выручка. Нетрудно подсчитать ежедневный доход всех клубов сразу.

Все мы отчасти люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Один азартно засеивает свои шесть соток, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры. Иногда последнее становится настоящей проблемой, Будь то подросток, не отходящий от игровых автоматов и “просаживающий” все карманные деньги и не карманные тоже, или взрослый дяденька, пропадающий в казино и оставляющий там суммы, которые любому нормальному человеку носить с собой страшно - все это одна и та же беда, имя которой “игромания”. А счастье было так близко...

Давайте попробуем выяснить, насколько азартны вы? Для этого ответьте на вопросы теста. (Приложение № 1) Учащиеся отвечают на вопросы теста, подсчитывают количество подсчитанных баллов. “Психолог” комментирует тест.

II. Выступление учащихся в роли “игрока”, “жены игрока”, “бывшего игрока”, с комментариями “психолога”.

Выступление “игрока”. Рассказывает, что недавно начал играть, имел несколько выигрышей. Игра ему нравится, играя, он испытывает неповторимые ощущения и не собирается от этого отказываться.

Комментарий “психолога” В последние годы в России отмечается рост обращаемости за помощью лиц с патологическим влечением к азартным играм (гемблинг патологический - болезненная страсть к играм (в том числе к риску) в карты, игровые автоматы, ставки на скачках или спортивных состязаниях, лотереи и пр.). Это расстройство влечения обычно сопровождается значительными личностными, поведенческими нарушениями и связанными с ними профессиональными, социальными и экономическими проблемами. Среди этого контингента пациентов нередко встречаются больные с алкогольной и наркотической зависимостью или лица с наследственной отягощенностью наркологическими и психическими заболеваниями.

Кто же всё таки, в большей степени, подвержен игромании или лудомании – так классифицируется эта болезнь в Международной классификации болезней.

Выступает социолог, который анализирует статистику, которая отражена в наглядностях (Приложение № 2).

Совместно с ННЦ наркологии нами было проведено исследование контингента игроманов наблюдаемые нами пациенты (83 человека) были классифицированы по следующим особенностям:

  • по патологическому влечению (ПВ) к виду азартной игры - игроки в рулетку и карты (31,2%), игроки игровых автоматов (63,4%), игроки на скачках (ипподром) - 5,4%;
  • по возрасту вовлечения в азартные игры - 21-30 лет (44,3%), 31-40 (37,7%), 41-50 (14,9%), 51-65 (3.1%) лет;
  • по полу - мужчины (89,7%), женщины (10,3%);
  • по уровню образования - высшее (8,7%), незаконченное высшее (11,1%), среднее специальное (19,8%), среднее (41,7%), незаконченное среднее (15,1%), начальное (3,6%);
  • по семейному статусу - женаты/замужем (23,4%), разведенные (29,3%), состоящие в браке (47,3%, в том числе повторные браки);

Выступает учащаяся в роли “жены игрока”. Говорит о возникших в семье проблемах, связанных с зависимостью мужа от игры. Рассказывает, что из дома пропадают вещи, муж перестал заботиться о семье. Жене самостоятельно приходиться обеспечивать себя и детей: кормить, одевать, воспитывать. Она боится за будущее своей семьи.

Комментарий “психолога”.

Одержимый игрок обычно проходит через четыре стадии:

  • стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши.
  • стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.
  • фаза отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других, паника, потеря работы, незаконные действия.
  • безнадежная стадия: чувство безысходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.

Ролевое выступление “бывшего игрока”. Рассказывает о том, что играть начинал с другом. Постепенно влез в долги. Пожилым родителям пришлось продать квартиру, а самим устроиться в дом престарелых. “Бывший игрок” раскаялся, перестал играть. В настоящее время ему негде жить, он перебивается временными заработками.

Комментарий “психолога”. Если в результате участия в азартных играх появляются проблемы в любой из сфер жизни, и если человек не может самостоятельно прекратить играть или прекращает, а потом снова "срывается" - это зависимость. Степень заболевания определяется уровнем разрушений по всем сферам. Признаки патологического влечения к азартным играм описал еще Достоевский, сам азартный игрок. Если же говорить об этом влечении с точки зрения профессионала, она имеет признаки, как и любое другое заболевание:

а) потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия - зашел в казино на часик, а вышел через сутки; хотел рискнуть 50 рублями, а проиграл 10000;

б) нарушение сна, провалы в памяти;

в) физические страдания боли в области сердца, нарушение питания;

г) сосредоточенность мыслей и поступков вокруг игры;

д) игра, как средство для улучшения состояния;

ж) проблемы в окружении скандалы в семье, проблемы на работе.

Необходимо комплексное воздействие, желание больного выздоравливать и самое главное - действия, основанные на рекомендациях по выздоровлению, основанные на опыте тех людей, которые удачно решили с вои проблемы.

Специалисты утверждают, что лечение таких людей - сложный и длительный процесс, потому что работать необходимо со всеми теми сферами жизни человека, которые затронуты болезненной зависимостью.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. После услышанного сегодня, согласны ли вы с тем, что проблема игромании действительно существует?
  2. Согласны ли вы, что игромания – это болезнь?

III. Учащиеся задают, заранее подготовленные вопросы “психологу”, “юристу”, “социологу”.

Примерный перечень вопросов:

  1. Насколько остро стоит вопрос игромании в России на сегодняшний день?
  2. Предполагается ли решать данную проблему на государственном уровне?
  3. Как проблема игромании решается в других государствах?
  4. В каких странах эта проблема стоит наиболее остро?

Дополнительная информация содержится в приложении № 3.

IV. Подведение итогов пресс-конференции.