Цели:
- Закрепить свойства сложения и вычитания, вырабатывать способность использования этих свойств для рационализации вычислений, вычитанию трехзначных чисел и соответственных единиц длины.
- Развивать вычислительные навыки.
- Воспитывать организованность, внимание, любовь к сказкам.
I. Вступление
– Сегодня мы отправимся в сказку “Кощей Бессмертный” для того, чтобы помочь Ивану-Царевичу уничтожить злого Кощея и освободить Василису Прекрасную. Из сказки вы помните, где спрятана смерть Кощея Бессмертного. Кто сможет еще раз это воспроизвести?
– Итак, чтобы победить Кощея, надо, действуя по заданной схеме, преодолеть все препятствия на пути.
– Победим Кощея? Тогда в путь!
– Чтобы добраться до дуба, надо вставить недостающее число в чердак 2 домика, а для этого:
– Найдите правило нахождения числа, помещенного в окошке чердака первого домика, и по такому же правилу вставьте число в свободное окошко (на дощечках посчитали и показали число).
– Как получили 20?
(28 + 63) – 71 = 20
– Как считали?
– Какое свойство применили? А можно ли другими способами найти значение?
– Увеличьте полученный результат на 458.
– Расскажите, что вы знаете о числе 482
– Выразите число 482 в различных единицах счета (в тетрадях, самостоятельно). Проверка (вслух читает). Просигнальте, у кого так.
– Выразите 482 см в различных единицах измерения.
Проверка:
482 = 4с. 8д. 2ед.= 48д. 2ед. = 4с. 82ед.
482 см = 4 м 8д. 2 см = 48 дм 2 см = 4 м 82 см
Один у доски
– Сравним 25 дм 7 см и 3 м 1 м 3 дм и 1 м 7 см
– В таком виде сможем ли мы сравнить?
– А что вначале надо сделать?
II.
– Молодцы! Мы вместе с Иваном-Царевичем добрались до дуба! А теперь надо открыть ящик. Но смотрите, замок заколдован, прежде чем открыть его, мы должны узнать, что приготовил нам Кощей и исполнить его желание.
“Математическая загадка”
Кощей загадал Ивану-Царевичу загадку:
“Я задумал число, + к нему 19, – 27, + 52, – 40 после этого у меня получилось 16. – Какое число я задумал?"
Иван-Царевич составил схему:
16 + 40 – 52 + 27 – 19 = 12,
а потом быстро нашел ответ. Как он догадался? (Выполнил обратную операцию.)
– На дощечках найдите число.
– Какое число задумал Кощей?
– Кто воспроизведет обратную операцию на доске.
III. Физминутка
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем
Раз-два, раз-два
Позади уже вода,
Раз-два, раз-два
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно глубоко.
IV.
– Открыли ящик, а из него выскакивает заяц и убегает. Давайте догоним его.
V.
– Решим задачу: У Кощея на столе лежало в одной тарелке 15 персиков, а в другой 17 персиков. Он за обедом съел 9 персиков. Сколько у него осталось? Назовите условие, вопрос?
– Составим схему.
– Что будет целым? Какие части?
– Начертите отрезок, заполните схему.
– Сколько действий надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Но эту задачу можно решить тремя способами.
– Кто решит всеми способами – умнички, они помогут догнать зайца.
(15 + 17) – 9 = 23
(15 – 9) + 17 = 23
(17 – 9) + 15 = 23
– Мы поймали зайца, но из него вылетела утка. Кто быстрее из ружья собьет утку?
– Назовите свойства сложения.
(а + в = в + а,
(а + в) + с = а + (в + с)
– Что обозначают переменные?
– Пользуясь свойствами сложения, вычислить удобным способом и записать в тетрадях только полученные результаты в строчку ( на доске).
(48 + 6) + 24 32 + (56 + 8) |
45 + 27 + 10 + 5 7 + (63 + 5) + 30 |
78 96 87 105, просигнальте у кого такие ответы.
Расскажите, как удобно считали?
– Расставьте полученные числа в порядке убывания 105 96 87 78
– Какое число по вашему мнению лишнее?
– Почему? (96 – перевернуть и т.д.)
– Установите закономерность, найдите следующее число
78 – 9 = 69 (Десятки уменьшаются, единицы увеличиваются)
– Кто быстро сосчитает это выражение?
Прочитать:
(916 + 75) – 516 = 475
(159 – 189) + 59 = 11
– Какое это свойство?
– А теперь вычислите удобным способом это выражение: 21 + 22 + 23 + 24 + 25 + 26 + 27 + 28 + 29
VI.
– Сбили утку, а яйцо упало в море. Чтобы достать
яйцо из моря, надо подобрать схему и решить
задачу.
В первый день Щука исполнила 19 желаний
Ивана-Царевича, это на 13 желаний меньше, чем она
исполнила во 2 день. Сколько желаний
Ивана-Царевича Щука исполнила за 2 день?
– Какую схему выбрали?
– Почему 3 схему?
– Можем сразу ответить на вопрос задачи?
– Каким действием?
– Почему сложением, ведь в условии говорится на 13 меньше? (Меньше говорится про то, что нам известно, а значит – неизвестное будет больше)
– Какой еще вопрос можно поставить?
– Запишите вопрос и решение.
VII. Физминутка
Раз присядка,
Два прыжок –
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостикам вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый –
Широко расставить лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
VIII.
– Яйцо в руках. Надо сломать иглу. Но это не так просто, игла толстая, в одиночку не справиться. Поработаем в группах.
На доске нарисована таблица
74 |
106 |
80 |
06 |
88 |
120 |
66 |
М |
О |
Л |
О |
Д |
Ц |
Ы |
– Посмотрим на эти выражения:
Ц (5 + 95) – (7 – 7) + (16 + 4) = 120
М (5 + 195 – 7) – (7 + 16) = 4 = 74
О (5 + 95 – 7) – 7 + (16 + 4) = 106
Д 5 + 95 – (7 – 7 + 16) + 4 = 88
Ы 5 + (95 – 7) – (7 + 16 + 4) = 66
Л 5 + 95 – (7 – 7 + 16 + 4) = 80
– Что интересного заметили?
– Будут ли значения этих выражений одинаковыми?
Каждая группа вычисляет значение одного выражения и размещает в таблице свою букву.
– Улыбнитесь, пожелайте успехов. Выполните действия и расшифруйте слово.
– Прочитайте слово. Итак, ответы одинаковые, при изменении порядка действия?
– Вы сегодня молодцы. Помогли Ивану-Царевичу уничтожить Кощея Бессмертного и освободить Василису Прекрасную из плена.
IX. Итог урока
– Давайте, вспомним нашу программу действий.
– Чем помогла нам эта программа действий? (Последовательно решали, чтобы не сбиться с пути, добрались до цели.)
– Что мы повторили, выручая Василису Прекрасную?
– Последнее препятствие: чтобы вернуться домой, надо выполнить № 8 стр. 92.
– Спасибо за урок, дети!