Региональный компонент на уроках математики

Разделы: Математика


Цель: закрепить умения выполнять все действия с десятичными дробями, попытаться в процессе решения задач и примеров соединить две науки математику и природу родного края.

Оборудование:

  • На доске:
    • изображение кедра, на котором крепятся 5 кедровых шишек, с написанными на них буквами: а, м, у, н, л. С обратной стороны шишек написаны уравнения. Кроме шишек, в нижней части кедра нарисованы корзины с написанными на них ответами к уравнениям. В процессе работы шишки “снимаются” и “ложатся” в “корзину” в соответствии уравнение – ответ, в результате буквы образуют слово “манул”.
    • изображение цветочной поляны, на которой “растут” цветы (венерин башмачок): с обратной стороны каждого цветка – пример на все действия с десятичными дробями и соответствующая ответу буква, которую нужно вписать после решения примера в таблицу, помещенную под изображением поляны; в результате во второй строке таблицы появится слово “башмачок”;
    • изображение озера, в котором плавают рыбки: с обратной стороны – задача и буква, соответствующая ответу задачи; в процессе “ловли” рыбы заполняется таблица; в результате имеем слово “бобр”;
    • плакат “Давайте любить и охранять родную природу, и стараться узнавать о ней как можно больше”;
    • изображения всех животных, птиц, растений, названия которых расшифровываются на уроке: бобр, манул, сапсан, дрофа, лось, бурозубка, пион, скопа, сухонос, колпица.
  • Магнитофон и запись “Вальс цветов” П.И. Чайковского.
  • Тушка бурозубки.
  • На альбомных листах примеры с ответами (для физкультминутки).
  • Печатная основа для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

– В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова А.Яшина:

“И конечно тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем”

– Слова эти взяты не случайно, т.к. сегодняшний урок будет немножко необычным: решая задачи и примеры на все действия с десятичными дробями, мы попытаемся окунуться в прекраснейший мир окружающей нас природы, познакомиться с редкими, практически исчезающими видами растений, птиц, животных, имеющихся на территории нашего родного края и нуждающихся в нашей с вами защите.

I этап. Разминка

– Закройте на миг глаза и представьте, что “вальс цветов” П.И. Чайковского, как в сказке переносит вас на цветочную поляну ???? заповедника, а где-то совсем рядом в красивейшем озере “???” плещутся рыбки и совсем близко шумит тайга.

1. Работа у доски

– Начнем мы наш урок с того, что две девочки будут собирать цветы на поляне. “Сорвав” цветок, нужно выполнить задание записанное на нем, и в таблице, под соответствующим ответом записать букву, которую вы найдете на этом цветке (в результате весь класс узнает название этих удивительных цветов).

Ответ

5,25

5,21

5,38

5,36

5,13

5,27

5,73

5,12

Буква

Б

А

Ш

М

А

Ч

О

К

1 цв: 7,5 – 2,25 = 5,25 (б)
2 цв: 1,042 * 5 = 5,21 (а)
3 цв: 10,76 : 2 = 5,38 (ш)
4 цв: 2,28 + 3,08 = 5,36 (м)
5 цв: 8,28 – 3,15 = 5,13 (а)
6 цв: 26,35 * 0,2 = 5,27 (ч)
7 цв: 17,19 : 3 = 5, 73 (о)
8 цв: 2,1 + 3,02 = 5,12 (к)

– Совершенно аналогично два мальчика будут ловить рыбу, в нашем озере, выполняя задания, они расшифруют название самого искусного строителя среди млекопитающих (не считая человека), он строит плотины и хатки, углубляет пруды и тоннели – и все это, чтобы создать максимально благоприятные для жизни условия.

Ответ

14,4

14,5

14,6

14,3

Буква

Б

О

Б

Р

1 рыба: Собственная скорость лодки 16,3 км/ч, а скорость реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения реки. (14,5 км/ч – О).

2 рыба: Собственная скорость лодки 12,7 км/ч, а скорость реки 1,9 км/ч. Найдите скорость лодки по течению реки. (14,6 км/ч – Б).

3 рыба: Металлическую трубу длиной 71,5 метра разрезали на 5 равных частей. Чему равна длина одной части? (14,3 м – Р).

4 рыба: Найдите площадь прямоугольника, если его длина равна 7,2 см, а ширина 2 см. (14,4 см2 – Б).

– И двое учащихся попытаются собрать в тайге кедровые шишки. Для этого нужно решить уравнения, записанные на шишках и каждую положить в ту корзину, на которой записан ответ данного уравнения, так чтобы можно было прочесть название дикой кошки, распространенной в горах, степях и пустынях средней и центральной Азии.

Ответ 4,3 4,4 4,5 4,8 4,2
Буква

М

А

Н

У

Л

1 шишка: х + 3,7 = 8 х = 4,3 (м)

2 шишка: х – 1,2 = 3,2 х = 4,4 (а)

3 шишка: х * 2,2 = 9,9 х = 4,5 (н)

4 шишка: х : 24 = 0,2 х = 4,8 (у)

5 шишка: 8,6 – х = 4,4 х = 4,2 (л)

2. Работа устно

– Посмотрите на этого красавчика. Телосложение спортивное: мускулистая грудь, плотное оперение, будто он в рыцарских доспехах. Очень редкая, находящаяся под угрозой исчезновения птица, гнездящаяся на территории нашей республики. Узнать название этой птицы поможет нам следующее задание: нужно из числа 8 вычесть по очереди числа, приведенные ниже в таблице, а под ответами записывать буквы, соответствующие числам (буквы найдем в числовом восьмиугольнике).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Ответ

7,7

6,8

4,25

2,2

5,55

0,4

Буква

с

а

п

с

а

н

– А эту красавицу-птицу, издавна преследовали люди охотились на нее ради вкусного и питательного мяса, охотились без учета птичьих возможностей к продолжению своего рода, что привело к трагическим последствиям. Мы узнаем название этой птицы, если выполним действия по схеме и в таблицу под ответами запишем соответствующие буквы.
В настоящее время численность этих птиц катастрофически мала.

Рис. 3

Рис. 3

Ответ 0,8 0,9 2,4 7,2 3
Буква Д Р О Ф А

“Загадочный пример”

Все домой! Звонок раздался!
На доске пример остался.
Залетели в класс синицы
И склевали единицы.
Залетели сойки
И склевали двойки.
Залетели воробьи
И не стало цифры три.
Сообщить прошу вас, дети,
Где стояли цифры эти?

– Ну, что ж а теперь, давайте, посмотрим, как справились со своими заданиями цветоводы, рыболовы и таежники?

  1. У девочек получилось слово “башмачок”, действительно цветы, которые они собирали на поляне имеют название “Венерин башмачок” (один из его видов настоящий башмачок). В Хакасии они встречаются в Хакасском заповеднике. Цветок этот развивается очень медленно и зацветает только на 10 – 15 год. Вот почему они очень нуждаются в нашей с вами охране.
  2. А искусственным строителем, как видите, является бобр (полное название Азиатский речной бобр) обитает по берегам реки Азас впадающей в озеро Азас (Тоджа), что красуется на Северо – Востоке Тувы - соседняя с Хакасией республика.
  3. И дикая кошка – Манул. Она поражает даже бывалых натуралистов, охотников и ученых своими способностями затаиться прямо на глазах.

Итог I этапа урока:

– Итак, мы с вами прекрасно поработали, и я надеюсь, вы узнали нечто новое для себя об окружающей нас природе. Все птицы, животные и растения, о которых говорилось выше являются редкими, занесены в Красную книгу и подлежат охране.

II этап. Самостоятельная работа (по уровням)

– Выполните действия по схеме, в таблицу под ответами запиши соответствующую букву и получишь название редкой птицы, встречающейся на территории Республики Хакасия.

1 уровень (на “3”):

Рис. 4

Рис. 4

Ответ

0,306

0,12

27,3

0,006

30,6

Буква

 

 

 

 

 

2 уровень (на “4”):

Рис. 5

Рис. 5

Ответ 11 0,875 273 2 27?3 8,75 9,1
Буква

 

 

 

 

 

 

 

3 уровень (на “5”):

Рис. 6

Рис. 6

Ответ 1,88

18,8

4,2

47

188

470

0,47

Буква

 

 

 

 

 

 

 

III этап. Проверка самостоятельной работы

1 уровень:

Скопа: занесена в Красную книгу, является (специализированным) рыбоядным хищником, и поэтому живет в непосредственной близости от водоемов. Один из очевидцев охоты скопы так об этом рассказывает:
“Кругом белым-бело. Лишь кое-где, среди искрящихся нагромождений льда темнеют на реке полыньи. Над ними в вышине, распластав метровые крылья, парит кругами белогрудая птица, а на ледяном поле плавает ее синяя тень. Скопа рыбачит. Она внимательно смотрит вниз (концы ее крыльев трепещут, как бы вибрируют). Этот трясущийся полет хищника продолжается недолго. Заметив жертву, скопа на миг замирает, и тут же стремительно, камнем, бросается вниз. У самой воды птица вытягивает лапы. Всплеск! Заслонив себя каскадом ледяных брызг, она мгновенно взлетает. В когтях, извиваясь блестит серебристая рыба.
“Скопа мух не ловит” – шутят рыболовы”.

2 уровень:

Сухонос: Крайне редкая птица, находящаяся под угрозой исчезновения, занесена в Красную книгу. В настоящее время имеются сведения лишь о нескольких встречах сухоносов в пределах Хакасии.

3 уровень:

Колпица: В народе говорят: “Бела, как Колпица”. И действительно, оперение птицы белоснежное. Только длинный хохол на голове с желтинкой. Величиной эта птица с гуся, но ноги у нее длинные и тонкие, цвет клюва и ног темно-бурый. Клюв особенный редко среди пернатых найдешь хотя бы некоторое подобие.

IV этап: Физкультминутка.

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Выше руки, шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.

– А теперь я предлагаю вам проверить правильность решенных примеров: если пример решен верно, то нужно аплодировать (хлопать в ладоши), а если пример решен неверно, то нужно топать ногами (возмущаться).

Примеры:

  1. 2,3 * 0,2 = 23
  2. 4,8 : 2 = 2,4
  3. 2,5 + 8,5 = 11
  4. 20 * 0,5 = 1
  5. 2,7 + 3,3 = 5
  6. 8,7 – 3,4 = 5,3

V этап: Решение задач

1. В четыре мешка насыпали сахар. В первом мешке 37,5 кг сахара. Во втором в 1,5 раза меньше, в третьем на 2,5 кг меньше, а в четвертом в 0,8 больше, чем в первом. Сколько килограммов сахара в четырех мешках? Решив эту задачу, мы узнаем название цветка занесенного в Красную книгу и встречающегося на территории нашей Республики.

30 – О; 25 – П; 35 – И; 127,5 – Н (пион).

2. Выполнив задание по этой схеме, мы узнаем название одного из самых крупнейших животных живущих на территории Хакасии.

Рис. 8

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 9

а х буква
0,1    
0,2    
0,3    
0,4    

3. Масса лося 600 кг, а масса самого маленького зверька живущего на территории Республики Хакасия, крошечной бурозубки, в 200000 раз меньше!!! Длина тела лося 3 м, а бурозубки в 60 раз меньше. Какова длина тела и масса крошечной бурозубки?

После того, как решена задача, демонстрируется тушка бурозубки.

VI этап. Подведение итогов и домашнее задание.

– Составить блок-схему на все действия с десятичными дробями, в которой зашифровать название, какого-нибудь растения, растущего в Хакасии.