Тема урока: Изображение и фантазия.
Тип урока: обобщение темы четверти "Реальность и фантазия".
Жанр урока: урок-игра.
Вид урока: семинар-практикум.
Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.
Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение готовых детских работ на общей плоскости (классной доске).
Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира через игру путем изображения по представлению и воображению.
Задачи:
- Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость к красоте окружающего мира.
- Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления.
- Учить детей
- преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
- чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму;
- закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение.
- Учить детей навыкам свободно работать кистью, без напряжения проводить мазки различных видов: вальс, дождик, точка, запятая.
Оборудование:
- Зрительный ряд:
- образцы выполнения различных видов мазков;
- перчаточная кукла – заяц;
- мягкая игрушка – кот;
- яркий мешок.
- Материалы и инструменты:
- большие листы бумаги формата А3;
- кисти;
- гуашь.
Этапы урока:
I. Психологическое вхождение
Беседа с кукольным персонажем – зайцем. Учитель озвучивает роль зайца (перчаточная кукла на руке).
– Ребята, бежал я по лесной тропинке и наткнулся на этот большой мешок. (Показывает детям мешок, к которому прикреплен свиток.)
– Ой! А тут что-то написано. Дети, я читать не умею. Кто прочитает?
Вызвавшийся ученик громко зачитает текст: "Не заглядывай в мешок, не надейся на глазок, а рукой пошуруди, догадайся и скажи".
– Ребята, хотите ли вы помочь мне узнать, что в мешке?
Все соглашаются.
II. Познавательный
Учитель проходит по рядам. Не заглядывая, дети опускают руку в мешок, предложенный зайцем. Они ощупывают предмет, запоминая его форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения к поверхности предмета.
– Дети, вы догадались, кто спрятался в мешке?
Все высказывают предположения.
– А может, кто-нибудь из вас нам покажет его походку, повадки.
Дети пластикой тела изображают медведя, лису, зайца, собачку, подражая их характеру.
III. Практический
– Очень хорошо, ребята, а вот на бумаге вы сможете изобразить вашего героя?
– Да.
Учитель рекомендует работу начать без предварительного наброска карандашом, сразу кистью; просит детей вспомнить виды мазков, обращая внимание на образцы. По ходу работы детей индивидуально помогает приобретению навыков свободного владения кистью. Готовые понравившиеся зайцу работы прикрепляются на доску.
IV. Психофизическая разрядка
– Теперь, смотрите, кто из вас правильно угадал.
С этими словами учитель показывает огромного пушистого кота. Дети сравнивают с тем, что получилось на рисунках, кому-то удалось угадать спрятанную игрушку, а кто-то смог придумать что-то необычное, следуя своим ощущениям (рис. 1).
V. Итог урока
– Ребята, вам нравятся ваши работы? Мне они очень понравились. Я предлагаю ваши работы поместить на школьной выставке детских рисунков "Наши лесные друзья".
Литература
1. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: издательство Творческий центр "Сфера", 2002.
2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.