Арт-терапевтические игры на уроке изобразительного искусства. 2-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 2


Тема урока: Изображение и фантазия.

Тип урока: обобщение темы четверти "Реальность и фантазия".

Жанр урока: урок-игра.

Вид урока: семинар-практикум.

Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение готовых детских работ на общей плоскости (классной доске).

Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира через игру путем изображения по представлению и воображению.

Задачи:

  • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость к красоте окружающего мира.
  • Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления.
  • Учить детей
    • преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
    • чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму;
    • закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение.
  • Учить детей навыкам свободно работать кистью, без напряжения проводить мазки различных видов: вальс, дождик, точка, запятая.

Оборудование:

  • Зрительный ряд:
    • образцы выполнения различных видов мазков;
    • перчаточная кукла – заяц;
    • мягкая игрушка – кот;
    • яркий мешок.
  • Материалы и инструменты:
    • большие листы бумаги формата А3;
    • кисти;
    • гуашь.

Этапы урока:

I. Психологическое вхождение

Беседа с кукольным персонажем – зайцем. Учитель озвучивает роль зайца (перчаточная кукла на руке).

– Ребята, бежал я по лесной тропинке и наткнулся на этот большой мешок. (Показывает детям мешок, к которому прикреплен свиток.)

– Ой! А тут что-то написано. Дети, я читать не умею. Кто прочитает?

Вызвавшийся ученик громко зачитает текст: "Не заглядывай в мешок, не надейся на глазок, а рукой пошуруди, догадайся и скажи".

– Ребята, хотите ли вы помочь мне узнать, что в мешке?

Все соглашаются.

II. Познавательный

Учитель проходит по рядам. Не заглядывая, дети опускают руку в мешок, предложенный зайцем. Они ощупывают предмет, запоминая его форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения к поверхности предмета.

– Дети, вы догадались, кто спрятался в мешке?

Все высказывают предположения.

– А может, кто-нибудь из вас нам покажет его походку, повадки.

Дети пластикой тела изображают медведя, лису, зайца, собачку, подражая их характеру.

III. Практический

– Очень хорошо, ребята, а вот на бумаге вы сможете изобразить вашего героя?

– Да.

Учитель рекомендует работу начать без предварительного наброска карандашом, сразу кистью; просит детей вспомнить виды мазков, обращая внимание на образцы. По ходу работы детей индивидуально помогает приобретению навыков свободного владения кистью. Готовые понравившиеся зайцу работы прикрепляются на доску.

IV. Психофизическая разрядка

– Теперь, смотрите, кто из вас правильно угадал.

С этими словами учитель показывает огромного пушистого кота. Дети сравнивают с тем, что получилось на рисунках, кому-то удалось угадать спрятанную игрушку, а кто-то смог придумать что-то необычное, следуя своим ощущениям (рис. 1).

V. Итог урока

–  Ребята, вам нравятся ваши работы? Мне они очень понравились. Я предлагаю ваши работы поместить на школьной выставке детских рисунков "Наши лесные друзья".

Литература

1. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: издательство Творческий центр "Сфера", 2002.

2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.