Ритмическая и художественная гимнастика как средство формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Современный темп жизни требует от детей активности психофизиологических процессов, где процесс развития ребенка от дошкольного до младшего школьного возраста является самым ответственным в формировании правильной осанки. Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности ребенка, т.к. является показателем здоровья.

Для полноценного развития детей ведущую роль в проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного до младшего школьного возраста занимает физическая культура, которая является наиважнейшим звеном общей оздоровительной системы, проводимой в образовательном учреждении.

Однако на всех ступенях образовательного пространства, отмечается тенденция увеличения количества дошкольников и младших школьников с различными функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают негативное влияние на психофизиологические системы организма и показатели здоровья детей.

Основные причины заключаются: в увеличении учебной нагрузки, вследствие изменения и усложнения общеобразовательных программ и недостаточной двигательной активности детей; негармоничном развитии мышечной системы; приобретенные или врожденные недостатки опорно-двигательного аппарата. Это главным образом влияет на рессорные функции позвоночника, что в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма. В результате этого затрудняется работа легких и сердца – дыхание становится поверхностным, неглубоким, уменьшается подвижность грудной клетки, понижается ЖЕЛ; снижается сила и выносливость мышц; ухудшается состояние здоровья, что сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышечно-связочного аппарата ребенка.

В последнее время в условиях образовательного стандарта предусматривается формирование правильной осанки, но средства, направленные на достижение этой цели применяются в ограниченном объеме. Кроме того, особенности физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий по физической культуре.

В этой связи актуальной становится проблема поиска наиболее эффективных средств, способствующих формированию навыка правильной осанки у детей. Поэтому перед нашим образовательным учреждением была поставлена задача – помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье, сформировать правильную осанку, тем самым улучшить показатели индекса здоровья.

С этой целью, нами была разработана технология, направленная на формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся на уроках физической культуры ритмической и художественной гимнастикой.

В предложенной технологии продемонстрирована идея использования на уроках физической культуры многообразного спектра упражнений спортивной направленности – художественной и ритмической гимнастики, благодаря которой у детей сформировался навык правильной. На наш взгляд, это и есть тот своеобразный язык общения, открывающий ребенку красоту движений и здоровье.

Построение и выбор средств, зависел от поставленных целей и задач занятия. Основным средством были упражнения и элементы ритмической и художественной гимнастики, которые подразделялись на:

  • элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения);
  • упражнения с предметами (лентой, обручем, шарфом, платочками, мячом, скакалкой, булавами);
  • упражнения без предметов (равновесие, вращение, перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады, прыжки и др.);
  • упражнения с элементами хореографии и танца;
  • упражнения на согласованность движений с музыкой;
  • ритмические упражнения;
  • упражнения на релаксацию;
  • упражнения из других видов спорта;
  • свободные перемещения по площадке (индивидуальные и групповые);
  • элементы акробатических упражнений.

Одним из главных методов формирования навыка правильной осанки был метод избирательного и вариативного выполнения упражнений.

При этом приходилось учитывать условия поэтапного формирования навыка правильной осанки у детей.

  • 1 этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении;
  • 2 этап – углубленное разучивание, стабильность проявлений навыка правильной осанки;
  • 3 этап – совершенствование двигательных действий в изменяющей обстановке.

Структура занятий состояла из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть занятия составляла разновидности упражнений в ходьбе, беге, подскоков, перемещений, вращений, общеразвивающих упражнений. В основную часть занятия вошли упражнения для всех частей туловища, на равновесие, танцевальных шагов и элементов, прыжков и подскоков на месте и в движении, с предметами и без предметов. Заключительная часть занятия состояла из упражнений на гибкость и расслабление мышц.

Использовались различные формы проведения занятий. Урочная форма:

  • образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
  • коррекционно-развивающей направленности – для развития двигательных способностей и коррекции нарушений осанки и свода стопы с помощью упражнений;
  • оздоровительной направленности – профилактика нарушений осанки, плоскостопия, укрепление систем организма;
  • рекреационной направленности – для организованного досуга, игровой деятельности.

Неурочная форма – дни здоровья, физкультурные праздники, группа продленного дня, показательные выступления. Целью является совершенствование навыка правильной осанки посредством самореализации, а также удовлетворение потребности детей в эмоционально-двигательной деятельности.

Основными критерии оценки навыка правильной осанки являлись качественные характеристики: умение сохранять правильную осанку на протяжении всего урока, широта амплитуды движений, активность и точность выполнения упражнений в заданном темпе и ритме, в процессе которых дети проявляли уровень сформированности навыка правильной осанки.

Каждый комплекс упражнений выполнялся детьми в течение 1–2 месяцев, затем по мере его усвоения усложнялся и менялся. Частота смены комплексов зависела от быстроты освоения и интереса к ним детей. В комплексе применялись упражнения из разных исходных положений, с использованием традиционных и нетрадиционных предметов. Продолжительность и количество упражнений зависели от подготовленности занимающихся и от формы проведения занятий. Физическая нагрузка определялась по частоте сердечных сокращений, которая не превышала 130–150 уд/мин. Для этого все упражнения подбирались в зависимости от ритма и темпа музыкального сопровождения, с использованием классических и современных произведений.

В основе проведения уроков физической культуры с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, было творчество – нестандартная форма проведения занятий, это позволяло увлечь детей и добиться абсолютного влияния физических упражнений направленных на закрепление навыка правильной осанки у детей.

Отличительной особенностью применения комплексов упражнений для детей дошкольного от младшего школьного возраста являлось:

  • поэтапное и детальное разучивание упражнений в медленном темпе;
  • наименьшее количество повторений упражнений;
  • медленный темп выполнения упражнений;
  • простые по сложности упражнения;
  • акцентирование внимания на ошибках в виду быстрой утомляемости;
  • музыкальное сопровождение в медленном и среднем темпе;
  • комплексы упражнений должны занимать не более 40% занятия.

Приводим примеры комплексов упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые можно использовать в физкультурно-оздоровительной деятельности (Приложения 1, 2).