Цели:
- Знакомство с группой приставок, правилом правописания неизменяемых приставок.
- Формировать умение раскрывать лексическое значение слова через морфемный анализ.
- Развитие навыков правописания, словообразования, каллиграфии, произношения, речи.
- Развитие умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы учителя.
- Воспитание внимательного слушателя, зрителя, способного адекватно оценивать творчество одноклассников.
Тип урока: усвоение новых знаний.
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся.
Организация внимания.
2. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.
Сегодня наш урок мы начнём традиционно, с минутки чистописания. (На доске записано слово приставка) . Прочитаем его вместе по слогам. Запишите это слово один раз так, как оно записано на доске, каждую букву в петле. Сверьтесь с доской.
Выполненное задание должно было подсказать вам тему нашего урока.
Кто готов её сформулировать?
Да, мы продолжим разговор о морфемах.
Дайте определение, что такое морфема. (Морфема – это часть слова)
А теперь обратимся ещё раз к слову приставка. Какое смысловое значение несёт это слово?
Вы правильно раскрыли смысловое значение слова.
А теперь дайте определение морфеме.
Подберите и запишите однокоренные слова к слову приставка. Прочитайте новые слова.
Объясните их значение.
Как называются слова, которые записали?
При помощи какой морфемы были образованы однокоренные слова?
ВЫВОД: приставки образуют новые слова.
Как называется такой способ словообразования?
Дайте ещё раз определение, что такое приставка?
3. Этап усвоения новых знаний.
Приставок в русском языке много. И каждая из них имеет свой секрет правописания.
Сегодня с вами мы начнём раскрывать эти секреты. Вы узнаете, что правописание приставок подчиняется разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы.
А на какие группы они делятся, об этом вам расскажут сами приставки, из чудесной страны Правописания.
(Работают дети, с которыми я работала, используя метод опережающего обучения)
в- (во - ) (взо- ) вы –
до –
за – (изо- )
на –
над – (надо - )
не – (недо- ) о –
об - (обо - )
от – (ото- )
па –
по –
под - (подо - )
пра- пред – (предо - )
про –
разо –
с- (со - )
су-
у -
Я – 1-я группа приставок. Я самая большая. Мы, приставки 1-й группы, всегда пишемся одинаково независимо от их произношения! Например, надпись – надрез, повар – поварёнок. А чтобы нас не спутать с другими приставками, вам надо нас хорошенько запомнить и быстро “узнавать в лицо”.
Прочитаем эти приставки.
Я – 2-я группа приставок. К моей группе относятся все приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С. С нами надо держать ухо востро (т. е. быть настороже).
без – (бес- ) вз – (вс-)
воз - (вос - )
из – (ис- )
низ – (нис - ) раз – (рас - )
роз – (рос- )
через – (черес - )
Прочитаем эти приставки.
Я – 3-я группа приставок. Ко мне относятся только две приставки: ПРЕ – И ПРИ-. Хоть эта группа самая маленькая, но с-а-м-а-я трудная.
Прочитаем эти приставки.
Ребята, понравилось вам выступление девочек? Какие положительные качества мы с вами можем отметить в выступлении девочек? (Говорили выразительно, понятно, хорошо поставлена речь, продемонстрировали актёрские способности)
Ребята, что нового вы узнали от наших гостей – приставок? (Все приставки делятся на 3 группы)
Сегодня мы с вами раскроем секреты правописания приставок 1-й группы. Но перед трудной дорогой в страну Правописания мы немного отдохнём.
Для вас (например, Марк) проведёт физминутку. Все встали, выпрямили спинки.
Вы – зеркальное отражение Марка. Поэтому внимательно смотрите на него и делайте то же самое.
О – пустили голову.
Вы – прямили голову.
На – клонили голову на – зад.
Вы – прямили. (повторить 2 раза)
Со – мкнули руки.
Вы – прямили руки.
Разо – мкнули руки.
Вы – прямили. (повторить 2 раза)
По – вернулись.
В – стали прямо.
По – вернулись.
В – стали прямо. (повторить 2 раза)
При – сели.
Вы – тянулись (повторить 2 раза)
Под – прыгнули (повторить 2 раза)
Спасибо Марку, с вами продолжаем работу дальше. А Марк запишет 4 слова из физминутки и выделит в них приставки.
Какие приставки были использованы в физминутке?
Давайте сыграем в игру, участники которой вы и вот этот весёлый человечек. Поприветствуйте его. Он - почтальон. Наша задача помочь ему доставить письмо из одного дома в другой вот по этой дороге. Почтальон должен доставить письмо быстро. В этом нам будет помогать слово с корнем БЕГ, которое обозначает стремительное движение, глагольные суффиксы –а- и – л -, нулевое окончание и приставки 1- й группы.
Что это за приставки?
Работать у доски будет …. Тебе необходимо передвигать почтальона и записывать слова с приставками, которые указывают на его действие. Остальные работают в тетрадях.
(Выбежал, побежал, перебежал, оббежал, подбежал, вбежал)
Выделите приставки, которые из одного слова помогли составить дорожный рассказ.
К какой группе относятся эти приставки?
4. Этап закрепления нового материала.
Соревнование “ Кто больше?”
Задание: используя слова приставок 1- й группы за 3 мин, образовать новые слова от слов:
1в. – петь, 1 в. – купить.
Слова записать через запятую, выделить приставки.
2 человека работают у доски. (класс их работу не видит)
Проверка:
Дети, которые работали у доски, читают свои слова, называют приставки.
Кто образовал другие слова? Повторы исключаем.
Как пишутся приставки 1-й группы?
У нас осталось работать немного времени до конца урока. Поработаем с пословицей.
На доске : Что … писано пером, того не …рубишь топором.
Прочитайте.
В данной пословице в 2-х словах пропущены приставки. Как вы думаете, какие приставки надо дописать, чтобы в пословице появился смысл?
5. Этап подведения итогов.
Работая, с приставками 1-й группы, к какому выводу пришли?
На сколько групп разделены приставки?
6. Выставление оценок.
7. Этап информации уч-ся о дом. задании, инструктаж по его выполнению
Стр. 138, упр 120.