Урок русского языка в 3-м классе по программе "Школа России" на тему: "Правописание приставок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знакомство с группой приставок, правилом правописания неизменяемых приставок.
  • Формировать умение раскрывать лексическое значение слова через морфемный анализ.
  • Развитие навыков правописания, словообразования, каллиграфии, произношения, речи.
  • Развитие умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы учителя.
  • Воспитание внимательного слушателя, зрителя, способного адекватно оценивать творчество одноклассников.

Тип урока: усвоение новых знаний.

1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся.

Организация внимания.

2. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

Сегодня наш урок мы начнём традиционно, с минутки чистописания. (На доске записано слово приставка) . Прочитаем его вместе по слогам. Запишите это слово один раз так, как оно записано на доске, каждую букву в петле. Сверьтесь с доской.

Выполненное задание должно было подсказать вам тему нашего урока.

Кто готов её сформулировать?

Да, мы продолжим разговор о морфемах.

Дайте определение, что такое морфема. (Морфема – это часть слова)

А теперь обратимся ещё раз к слову приставка. Какое смысловое значение несёт это слово?

Вы правильно раскрыли смысловое значение слова.

А теперь дайте определение морфеме.

Подберите и запишите однокоренные слова к слову приставка. Прочитайте новые слова.

Объясните их значение.

Как называются слова, которые записали?

При помощи какой морфемы были образованы однокоренные слова?

ВЫВОД: приставки образуют новые слова.

Как называется такой способ словообразования?

Дайте ещё раз определение, что такое приставка?

3. Этап усвоения новых знаний.

Приставок в русском языке много. И каждая из них имеет свой секрет правописания.

Сегодня с вами мы начнём раскрывать эти секреты. Вы узнаете, что правописание приставок подчиняется разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы.

А на какие группы они делятся, об этом вам расскажут сами приставки, из чудесной страны Правописания.

(Работают дети, с которыми я работала, используя метод опережающего обучения)

в- (во - ) (взо- )

вы –

до –

за – (изо- )

на –

над – (надо - )

не – (недо- )

о –

об - (обо - )

от – (ото- )

па –

по –

под - (подо - )

пра-

пред – (предо - )

про –

разо –

с- (со - )

су-

у -

Я – 1-я группа приставок. Я самая большая. Мы, приставки 1-й группы, всегда пишемся одинаково независимо от их произношения! Например, надпись – надрез, повар – поварёнок. А чтобы нас не спутать с другими приставками, вам надо нас хорошенько запомнить и быстро “узнавать в лицо”.

Прочитаем эти приставки.

Я – 2-я группа приставок. К моей группе относятся все приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С. С нами надо держать ухо востро (т. е. быть настороже).

без – (бес- )

вз – (вс-)

воз - (вос - )

из – (ис- )

низ – (нис - )

раз – (рас - )

роз – (рос- )

через – (черес - )

Прочитаем эти приставки.

Я – 3-я группа приставок. Ко мне относятся только две приставки: ПРЕ – И ПРИ-. Хоть эта группа самая маленькая, но с-а-м-а-я трудная.

Прочитаем эти приставки.

Ребята, понравилось вам выступление девочек? Какие положительные качества мы с вами можем отметить в выступлении девочек? (Говорили выразительно, понятно, хорошо поставлена речь, продемонстрировали актёрские способности)

Ребята, что нового вы узнали от наших гостей – приставок? (Все приставки делятся на 3 группы)

Сегодня мы с вами раскроем секреты правописания приставок 1-й группы. Но перед трудной дорогой в страну Правописания мы немного отдохнём.

Для вас (например, Марк) проведёт физминутку. Все встали, выпрямили спинки.

Вы – зеркальное отражение Марка. Поэтому внимательно смотрите на него и делайте то же самое.

О – пустили голову.

Вы – прямили голову.

На – клонили голову на – зад.

Вы – прямили. (повторить 2 раза)

Со – мкнули руки.

Вы – прямили руки.

Разо – мкнули руки.

Вы – прямили. (повторить 2 раза)

По – вернулись.

В – стали прямо.

По – вернулись.

В – стали прямо. (повторить 2 раза)

При – сели.

Вы – тянулись (повторить 2 раза)

Под – прыгнули (повторить 2 раза)

Спасибо Марку, с вами продолжаем работу дальше. А Марк запишет 4 слова из физминутки и выделит в них приставки.

Какие приставки были использованы в физминутке?

Давайте сыграем в игру, участники которой вы и вот этот весёлый человечек. Поприветствуйте его. Он - почтальон. Наша задача помочь ему доставить письмо из одного дома в другой вот по этой дороге. Почтальон должен доставить письмо быстро. В этом нам будет помогать слово с корнем БЕГ, которое обозначает стремительное движение, глагольные суффиксы –а- и – л -, нулевое окончание и приставки 1- й группы.

Что это за приставки?

Работать у доски будет …. Тебе необходимо передвигать почтальона и записывать слова с приставками, которые указывают на его действие. Остальные работают в тетрадях.

(Выбежал, побежал, перебежал, оббежал, подбежал, вбежал)

Выделите приставки, которые из одного слова помогли составить дорожный рассказ.

К какой группе относятся эти приставки?

4. Этап закрепления нового материала.

Соревнование “ Кто больше?”

Задание: используя слова приставок 1- й группы за 3 мин, образовать новые слова от слов:

1в. – петь, 1 в. – купить.

Слова записать через запятую, выделить приставки.

2 человека работают у доски. (класс их работу не видит)

Проверка:

Дети, которые работали у доски, читают свои слова, называют приставки.

Кто образовал другие слова? Повторы исключаем.

Как пишутся приставки 1-й группы?

У нас осталось работать немного времени до конца урока. Поработаем с пословицей.

На доске : Что … писано пером, того не …рубишь топором.

Прочитайте.

В данной пословице в 2-х словах пропущены приставки. Как вы думаете, какие приставки надо дописать, чтобы в пословице появился смысл?

5. Этап подведения итогов.

Работая, с приставками 1-й группы, к какому выводу пришли?

На сколько групп разделены приставки?

6. Выставление оценок.

7. Этап информации уч-ся о дом. задании, инструктаж по его выполнению

Стр. 138, упр 120.