Особенности методики изучения и оценивания на предмете "Английский язык" в 10–11-х классах

Разделы: Иностранные языки


Современная ситуация такова, что Россия ориентирована на достижение высоких темпов экономического роста с помощью новейших достижений научно-технической и информационной мысли. Уже сейчас требуется интеллектуальная элита, способная работать в интеллектуальноёмких отраслях хозяйства и выигрывать конкуренцию на мировом рынке.

Откуда возьмутся такие кадры? Очевидно, российские общеобразовательные учреждения сосредоточат своё внимание на становление у выпускников школ ключевых компетентностей, позволяющих им быть успешными, либо в природозатратной, либо в интеллектуальной (инновационной) экономике. Школам, ориентированным на подготовку выпускников для работы в интеллектуальной (инновационной) сфере, необходимо обеспечить становление у своих выпускников таких ключевых компетентностей, как:

  • умение ставить проблемы
  • вырабатывать для их решения отсутствующие в культуре различения
  • умение разрабатывать программы, проекты и планы, позволяющие решать проблемы
  • умение организовать их реализацию, с целью достижения запланированных результатов.

В нашей гимназии мы разрабатываем учебно-методические комплекты, которые включают в себя не только учебные программы, но и оригинальные методики обучения и оценивания. Данные методики позволят учащимся овладеть не только предметными знаниями, но и базовыми способностями и ключевыми компетентностями, что поможет нашим выпускникам реализовать себя в интеллектуальной (инновационной) сфере.

Курс “Английский язык” в 10-11 классах состоит из 2-х частей: часть первая (десятый класс) Английская литература; часть вторая (одиннадцатый класс) Американская литература.

На уроках английской и американской литературы, выполняя творческое задание, учащиеся пишут авторский текст в форме эссе, монологов, рассказов, стихов и т.д. на английском языке, тем самым, развивают иноязычную коммуникативную компетентность. Для того, чтобы написать авторский текст и выполнить творческое задание учащиеся овладевают навыками анализа и интерпретации аутентичных текстов, художественного перевода, осваивают рефлексивно-коммуникативные умения, участвуя в дискуссиях, связанных с проблематикой прочитанного.

Главной особенностью методики изучения учебного предмета “Английский язык” в 10-11 классах является модульная организация учения-обучения, которая предполагает:

  • деление учебного материала на модули (разделы), объединённые общей темой и решением общей творческой задачи;
  • предъявление в начале изучения модуля (раздела) учащимся 10-11 классов творческого задания, выполнение которого проверяется на творческом зачёте в конце каждого раздела;
  • определение учащимися в процессе обсуждения творческого задания границ своего знания и выявление своего незнания, определение наличия у них способов выполнения творческого задания;
  • составление плана действий учащихся по выполнению творческого задания, в котором они планируют последовательность действий по преодолению незнания; получению нового способа для выполнения творческого задания;
  • проведение всей остальной работы учащимися на уроках и дома в соответствии с планом действий по выполнению творческого задания: учащиеся участвуют в поиске нового способа выполнения творческого задания, осваивая новые процедуры, вырабатывают новые знания, выполняют творческое задание и защищают его.

В 10-11 классах основными типами уроков является: урок-планирование, урок-лекция, урок-практикум, урок-контроль.

Основное назначение Урока-лекции в введении учащихся в проблематику творчества писателя (поэта). Задача учителя заключается в том, чтобы показать учащимся сложную палитру философских идей, которую использует писатель-классик, создавая своё произведение. В данном случае лучше использовать проблемную лекцию, т.е. не излагать одну принятую точку зрения, а дать возможность учащимся познакомиться с разными точками зрения и путём дискуссии выделить основной конфликт произведения.

Структура урока:

  • предъявление учебного материала;
  • введение в проблематику творчества писателя, исходя из философских идей;
  • диалог-обмен мнениями по поводу данной проблематики;
  • выделение основного конфликта произведения;

Основное назначение урока-планирования заключается в прояснении смысла творческого задания и определении совместно с учащимися основного объёма материала и набора базовых способностей, необходимых для выполнения данного творческого задания;

Структура урока:

  • предъявление творческого задания;
  • прояснение смысла творческого задания и определение конечного продукта;
  • постановка учебной задачи и определение базовых способностей и ключевых компетентностей, необходимых для выполнения творческого задания;
  • постановка познавательной задачи и планирование изучения учебного материала, необходимого для выполнения творческого задания;
  • планирование этапов выполнения творческой задачи и определение сроков сдачи промежуточных и итоговых контрольных точек

На уроках английского языка используется два вида уроков-практикумов :урок-тренинг и урок творческая мастерская

Основное назначение урока-тренинга в том, что это место, где происходит вся “техническая” подготовка выполнения творческой задачи. Специфика предмета “Английский язык” состоит в том, что требуется большая подготовительная работа по присвоению новых лексических единиц, пониманию и художественному переводу текста, освоению новых лексических и грамматических структур, фонетической отработке текста, лингвистическому анализу текста.

Структура урока:

  • чтение или аудирование текста;
  • понимание и подстрочный перевод текста;
  • освоение новых лексических единиц;
  • освоение новых лексических и грамматических структур;
  • фонетическая отработка текста;
  • лингвистический анализ текста
  • анализ текста с элементами литературоведческого анализа

Урок творческой мастерской – это место, где непосредственно, шаг за шагом, “выполняется” творческое задание.

Структура урока:

  • формулирование первоначальных авторских текстов;
  • художественный перевод текста;
  • организация дискуссии, в ходе которой учащиеся предъявляют и обсуждают свои первоначальные тексты;
  • оформление нового авторского текста.

Основное назначение урока-семинара в обсуждении изученного материала и выявлении проблем в гуманитарном знании. Специфика предмета “Литература” состоит в том, что основными категориями предмета являются: “Личность”, “Человек”, и, соответственно, основные понятия предмета: “Любовь”, “Смысл Жизни”, “Красота”, “Счастье”, “Совесть”. Урок-семинар – это место, где учащиеся усваивают наиболее сложные вопросы бытия. Они пытаются ответить на вопросы: “Что есть Любовь?”, “В чём смысл моей жизни?” и т.д.

Задача состоит в том, чтобы, на основе философских идей и текста литературного произведения построить свою версию ответа на вопрос, например, “В чём смысл моей жизни?” Очевидно, что дать однозначный ответ раз и навсегда невозможно. В течение жизни наши ученики будут неоднократно возвращаться к этому вопросу, и, наверное, каждый раз решать его по-разному. Но у них уже будет опыт размышления и, может быть, способ решения проблемы.

Структура урока:

  • определение основной проблематики прочитанного текста;
  • выделение конфликта;
  • выявление проблем в гуманитарном знании;
  • обращение к философским идеям;
  • организация коммуникации по поводу этих идей;
  • презентация концептов, которые можно рассматривать, как попытку найти способ решения проблемы;
  • организация рефлексивного поля, где учащиеся “шлифуют” свой способ решения проблемы, оформляя его в авторский текст.

Основное назначение урока контроля в проверке знаний и умений учащихся.

Структура урока:

  • предъявление критериев оценивания, исходя из 8-ми бальной системы;
  • презентация творческой работы;
  • вопросы к выступающему;
  • выставление отметки.

Контроль знаний и умений учащихся строится с соблюдением следующих требований:

  • соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
  • создание для каждого школьника ситуации успеха и уверенности;
  • создание для каждого школьника условий, в которых он может выбрать уровень сложности контрольного задания;
  • гарантирование каждому школьнику права на повышение отметки;
  • целенаправленное, своевременное проведение контроля знаний и умений каждого ученика.

Предметом контроля на уроках английского языка является:

  • устный и письменный текст на английском языке;
  • знания и умения, являющиеся содержанием учебного предмета “Английский язык”, перечисленные в рабочей программе для учащихся 10-11 классов;
  • базовые способности и ключевые компетентности учащихся 10-11 классов, представленные в карте образовательных результатов.

Знания, навыки и умения учащихся 10-11 классов по английскому языку проверяются в форме тематического и итогового контроля. Тематический контроль осуществляется в форме устного зачёта по говорению и письменного зачёта по аудированию и чтению. Итоговый контроль осуществляется в форме творческого зачёта (презентации творческой работы) по разделу.

Формы контроля знаний и умений учащихся:

Формы тематического контроля:

  • контроль говорения;
  • контроль аудирования;
  • контроль чтения.
  • формы итогового контроля по разделу:
  • творческий зачёт (презентация творческой работы).
  • формы итогового контроля по курсу:
  • письменный зачёт;
  • устный зачёт.

Критерии оценки знаний и умений учащихся:

  • на уроках английского языка применяется восьмибалльная система оценивания учебной успешности старшеклассников, отличительной особенностью которой является то, что она позволяет измерить не только уровень усвоения учебного материала, но и оценить уровень развития базовых способностей и ключевых компетентностей старшеклассников, более точно дифференцировать результаты каждого ученика;
  • на уроках английского языка используется карта образовательных результатов, что, с одной стороны даёт учащимся возможность спланировать весь объём учебного материала, а также весь набор базовых способностей и ключевых компетентностей, которые он должен освоить, выполняя творческое задание. С другой стороны, карта образовательных результатов позволяет учителю более точно дифференцировать результаты деятельности учащихся по выполнению творческого задания.

Методика работы с картой образовательных результатов:

  • карта образовательных результатов содержит формулировку творческого задания, которое учащиеся должны выполнить и представить в форме творческой работы в конце раздела;
  • в карте образовательных результатов прописаны все промежуточные и итоговые контрольные точки;
  • карта образовательных результатов заполняется учащимися в ходе урока планирования. Проясняя смысл творческого задания, учащиеся совместно с учителем определяют объём материала и набор базовых способностей, необходимых для выполнения данного творческого задания; прописывают сроки выполнения работы;
  • в ходе промежуточного контроля учитель оценивает предметные знания и умения. Самая высокая оценка - “5”;
  • уровень развития базовых способностей и ключевых компетентностей проверяется при оценивании творческой работы. За творческую работу учитель может поставить оценку “6”, “7”, что будет свидетельствовать о том, что ученик максимально правильно выполнил творческое задание, а именно, полностью освоил предметные знания и умения, грамотно использовал их в своей работе по выполнению творческого задания, а также, освоив определённые базовые способности, написал творческую работу.

При выставлении оценки за творческую работу в карту образовательных результатов учитель обсуждает совместно с учеником, над чем ему необходимо работать в следующем разделе. Например, ученику снижается оценка за неумение аргументировать определённую точку зрения в творческой работе. В работе над следующим творческим заданием учитель предлагает ученику учиться аргументировать свою точку зрения, занимая разные позиции: автора, понимающего, критика в ходе урока-семинара.

Приложение 1

Приложение 2