Урок русского языка по теме: "Закрепление знаний о глаголе". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Закреплять у детей умение распознавать глаголы в тексте, ставить вопрос к глаголам, употреблять их в речи.
  • Развивать связную речь, умение находить основу предложения.
  • Воспитывать любовь к труду, бережное отношение к родной природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

2. Чтение стихотворения (читает ученик)

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает расскажет: чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или плачет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам глагол.

3. Сообщение темы урока.

4. Работа со словарём.

- От данных слов образовать глаголы в единственном числе и во множественном числе.

дежурный

мороз

рабочий

учитель

- Какое из данных слов лишнее и почему?

- Записать эти глаголы.

Дежурит, дежурят, морозит, морозят, работает, работают, учит, учат.

- Назвать слова, в которых звуков больше, чем букв. Разделить слова на слоги. Определить количество букв и звуков.

5. Повторение знаний о глаголе. Устная работа.

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется?

- Какую роль выполняет в предложении?

6. Развитие речи. Отгадайте загадку:

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

- Какое сейчас время года?

- Какое будет после него?

- Что изменилось в природе с наступлением весны?

Рассматривание иллюстраций. Составление предложений по теме “Встреча птиц”, “Посадка деревьев в парке”.

Беседа о бережном отношении к природе.

Запись предложений:

Ребята посадили в школьном дворе молодые деревья.

Дети смастерили скворечники.

- Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Поставить вопросы к второстепенным членам предложения.

- Какой частью речи выражено сказуемое?

- Назовите изученные орфограммы.

7. Активизация словаря. Подбор однокоренных слов. Загадка:

Один льёт,

Другой пьёт,

Третий зеленеет и растёт. (дождь, земля, растения)

- Какие глаголы вы услышали? Запишите их.

Льёт, пьёт, зеленеет, растёт.

- К глаголу зеленеет подберите однокоренные слова (существительное и прилагательное).

- Найдите корень, выделите его.

8. Работа с деформированными предложениями.

Гнездо, ласточка, строят, крышей, под.

Грачи, на, вьют, деревьях, гнёзда.

- Составить и записать предложения. Подчеркнуть основу предложения. Определить число глаголов.

9. Физкультурная минутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки сложили вот так.

10. Устная работа.

- Определить порядок выполнения действий. Что было раньше?

собирает, сажает, пропалывает

цветёт, созревает, растёт

читает, открывает, закрывает

смотрит, покупает, выбирает

11. Соотнести левые и правые части.

Голодать, плохо питаться медведь на ухо наступил
Отсутствие музыкального слуха оказать медвежью услугу
Попытка сделать что либо с плохим результатом сосать лапу

- Назовите глаголы.

12. Подобрать подходящие по смыслу глаголы к существительным:

ручей (бежит, журчит, звенит, шумит)

льдины (тают, плывут, раскалываются)

13. Письмо по памяти. Работа по учебнику.

С юга домой
Возвратились грачи.
В речку с полей
Побежали ручьи.

- Назвать изученные орфограммы.

14. Подобрать антонимы (I вариант):

Кричат – молчат

Поднимает – опускает

Теряет – находит

Смеётся – плачет

Подобрать синонимы (II вариант):

Бежит – мчится

Сердится – злится

Смеётся – хохочет

Работают – трудятся

15. Работа с пословицами.

- Закончить пословицу, подобрав подходящий глагол.

Ласточка день начинает, а соловей… (кончает).

Лето собирает, а зима… (подбирает).

Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет).

- Объяснить смысл пословиц.

16. Обобщение. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.