Цели:
- Закреплять у детей умение распознавать глаголы в тексте, ставить вопрос к глаголам, употреблять их в речи.
- Развивать связную речь, умение находить основу предложения.
- Воспитывать любовь к труду, бережное отношение к родной природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
2. Чтение стихотворения (читает ученик)
Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает расскажет: чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или плачет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол.
3. Сообщение темы урока.
4. Работа со словарём.
- От данных слов образовать глаголы в единственном числе и во множественном числе.
дежурный
мороз
рабочий
учитель
- Какое из данных слов лишнее и почему?
- Записать эти глаголы.
Дежурит, дежурят, морозит, морозят, работает, работают, учит, учат.
- Назвать слова, в которых звуков больше, чем букв. Разделить слова на слоги. Определить количество букв и звуков.
5. Повторение знаний о глаголе. Устная работа.
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Какую роль выполняет в предложении?
6. Развитие речи. Отгадайте загадку:
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (весной)
- Какое сейчас время года?
- Какое будет после него?
- Что изменилось в природе с наступлением весны?
Рассматривание иллюстраций. Составление предложений по теме “Встреча птиц”, “Посадка деревьев в парке”.
Беседа о бережном отношении к природе.
Запись предложений:
Ребята посадили в школьном дворе молодые деревья.
Дети смастерили скворечники.
- Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Поставить вопросы к второстепенным членам предложения.
- Какой частью речи выражено сказуемое?
- Назовите изученные орфограммы.
7. Активизация словаря. Подбор однокоренных слов. Загадка:
Один льёт,
Другой пьёт,
Третий зеленеет и растёт. (дождь, земля, растения)
- Какие глаголы вы услышали? Запишите их.
Льёт, пьёт, зеленеет, растёт.
- К глаголу зеленеет подберите однокоренные слова (существительное и прилагательное).
- Найдите корень, выделите его.
8. Работа с деформированными предложениями.
Гнездо, ласточка, строят, крышей, под.
Грачи, на, вьют, деревьях, гнёзда.
- Составить и записать предложения. Подчеркнуть основу предложения. Определить число глаголов.
9. Физкультурная минутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки сложили вот так.
10. Устная работа.
- Определить порядок выполнения действий. Что было раньше?
собирает, сажает, пропалывает
цветёт, созревает, растёт
читает, открывает, закрывает
смотрит, покупает, выбирает
11. Соотнести левые и правые части.
Голодать, плохо питаться | медведь на ухо наступил |
Отсутствие музыкального слуха | оказать медвежью услугу |
Попытка сделать что либо с плохим результатом | сосать лапу |
- Назовите глаголы.
12. Подобрать подходящие по смыслу глаголы к существительным:
ручей (бежит, журчит, звенит, шумит)
льдины (тают, плывут, раскалываются)
13. Письмо по памяти. Работа по учебнику.
С юга домой
Возвратились грачи.
В речку с полей
Побежали ручьи.
- Назвать изученные орфограммы.
14. Подобрать антонимы (I вариант):
Кричат – молчат
Поднимает – опускает
Теряет – находит
Смеётся – плачет
Подобрать синонимы (II вариант):
Бежит – мчится
Сердится – злится
Смеётся – хохочет
Работают – трудятся
15. Работа с пословицами.
- Закончить пословицу, подобрав подходящий глагол.
Ласточка день начинает, а соловей… (кончает).
Лето собирает, а зима… (подбирает).
Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет).
- Объяснить смысл пословиц.
16. Обобщение. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.