Цели и задачи:
- Знакомство с особенностями архитектуры городов Средней Азии, создание образа среднеазиатского города в технике аппликации.
- Укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, история), развитие наблюдательности.
- Формирование навыков работы в паре.
- Закрепление умение выполнять аппликацию на цветном картоне.
- Воспитание аккуратности, чувства товарищества и взаимопомощи, бережного и уважительного отношения к архитектурному наследию других народов.
Вид занятий: Декоративное конструирование.
Зрительный ряд:
Бирштейн М.А. "Самарканд. Сумерки", "Нахичевань"
Литературный ряд:
Сказки народов Средней Азии.
Музыкальный ряд:
Римский-Корсаков "Песня индийского гостя" из оперы "Садко"
Материалы:
Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.
Техническое оборудование: Магнитофон, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
В мире много стран их глазом не объять,
И города в них не похожие во всем.
Архитектура ль, памятники, арки.
Урока мало, чтобы все узнать.
И невозможно сразу всюду побывать,
И тут на помощь всем приходит карта.
2. Сообщение темы, целей
(Начинается просмотр презентации "Средняя
Азия", учитель комментирует показ слайдов под
восточную музыку. Смотри приложение
"Презентация")
Эту территорию называют Средней Азией.
Познакомимся с особенностями архитектуры
городов Средней Азии на примере города
Самарканд, что в Узбекистане.(показ на карте)
В этом городе сегодня большой базар. Отправимся
туда, но не с пустыми руками. Будем менять товар
на ваши знания. Проверим их.
3. Повторение
Какой раздел мы начали изучать?
С особенностями архитектуры, каких народов мы
познакомились?
Почему архитектура этих народов так отличается
друг от друга? От чего это зависит?
(от особенностей места жительства, от традиций
предков)
Какие мастера изобразительного искусства
помогали этим народам?
(в строительстве ледяного дома – мастер
постройки, в поселении горцев – мастер
постройки, домов в степи – мастер постройки и
украшения)
Обратите внимание на выставку. О ней нам
расскажет …(Ученик комментирует
рисунки, смотри приложение "Выставка".)
Подумайте и скажите, в какой природной зоне
находится Средняя Азия.
(Зона пустынь)
Молодцы. На чем отправимся по пустыне в город
Самарканд?
(на караване верблюдов)
(звучит музыка, учитель прикрепляет на карту
караван верблюдов)
4. Беседа
Жарко, нет воды. Кругом пески. Тяжело
передвигаться путникам по раскаленной пустыне.
Но вот впереди показался город.
(показ картинки города)
Множество куполов придают городу сходство со
станом кочевников. Массивные толстые стены
говорят, что это хорошо защищенная крепость. В
чем его непохожесть с юртами в степи?
(нет степных просторов, все из глины, город не
может переезжать)
Да этот город крепко обосновался и растет, потому
что есть вода. Сюда сходятся пути многих
караванов. Здесь отдых и встреча.
Самарканд древнейший город Средней Азии, ему
более 600 лет.
Почти 600 лет назад Самарканд был столицей
могущественной империи, которой правил Тимур. Он
мечтал превратить Самарканд в прекраснейший
город мира. Поэтому все эти постройки воздвигали
не только местные мастера, но и строители других,
покоренных Тимуром стран.
Столица Самарканд, ныне Узбекистан. Для
строительства собрали мастеров из Средней Азии,
Индии, Ирана, Азербайджана, Ирака, Сирии.
Первая остановка в Самарканде на площади – Регистан,
что в переводе означает "песчаное поле".
Люди поговаривают, что когда-то здесь протекала
большая река, которая нанесла много песка.
Регистан-площадь
(слово вывешивается)
Во все времена Самарканд поражал своей красотой
и совершенством. И поныне на площади Регистан
стоят три дворца – три медресе.
Медресе – высшее учебное заведение для
священников, учителей, государственных служащих.
Медресе – высшее учебное заведение для
священников
(слово медресе вывешивается)
Самое древнее медресе построено в честь внука
Тимура, второе носит имя "позолоченное",
третье медресе Шир-Дор, что значит львов имеющее.
(показ Шир-Дора)
Центральная часть напоминает гигантскую букву
"П". Широкие стены как бы поддерживают
портал, расположены симметрично.
Портал – вход
(вывешивается слово портал)
По обе стороны портала стоят высокие, стройные
башни - минареты. С них служители храма созывали
верующих к молитве.
Минареты–башни
(слово вывешивается)
Виды минаретов:
1. Четырехгранные
2. Круглые
3. Спиралевидные
Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной
кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и
балконами, орнаментами и надписями. Завершается
минарет куполом или шатром.
(показ)
Какую форму имеют здания?
(Прямоугольник, квадрат, полукруг)
Из какого материала сделаны здания?
(глины)
Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему?
(украшены)
Все в простой форме, но поверхность сплошь
покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы,
звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них
трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами
– керамическими плитками, покрытыми мозаикой.
Изразцы – керамические плитки
(слово изразцы вывешивается)
Рассмотрим один из таких изразцев в учебнике на
стр. 96
(Дети читают, учитель комментирует.)
Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы.
Все это, подобно цветистому ковру, покрывает
здания, заставляя забыть о массивности
конструкций. Тяжесть стен, которая не
чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми
изразцами. Лазурный цвет – это …
Стремясь утвердить свое могущество, правители
Востока строили величественные мавзолеи –
усыпальницы хана однокупольное сооружение.
(слово мавзолеи вывешивается)
Прочитаем о них на стр. 99 3 абзац.
(показ)
Что такое мавзолеи?
Какими цветами сияют купола?
Ярко-бирюзовый-это синий с оттенком зеленого.
Изумрудно–зеленый – цвет аптечной зеленки.
Нельзя забыть о храмах, которые называются мечетью.
Мечеть – мусульманская церковь, в
которой прямоугольный двор, молитвенный зал,
минарет, галерея, медресе.
Мечеть – мусульманская церковь
(Слово вывешивается)
Прочитаем о мечети на стр.98.
В чем сходство мечети с юртами в степи?
(Главный красивый вход, красивые орнаменты)
Как вы понимаете портально - купольные строения?
Здание мечети: купол, торжественно украшенный,
огромный вход - портал.
(показ разных мечетей)
Многих привлекала красота среднеазиатских
городов. Украинский художник Макс Авадьевич
Бирштейн много путешествовал, его интересовал
быт, жизнь и культура разных народов. Побывав в
городах Средней Азии, он написал замечательные
пейзажи. В картине "Самарканд. Сумерки" мы
видим предвечерне состояние южной природы.
Следующая картина "Нахичевань".
Художник прекрасно изобразил
портально-купольные строения города.
5. Закрепление
Откройте стр. 98. Вот мы и на торговой площади.
(Показ последнего слайда)
Чем торгуют на площади?
(посуда, ковры, еда)
Торговая площадь – шумный пестрый восточный
базар – самое многолюдное место. Площадь
окружают лавки ремесленников, создающих
серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины. Ткани,
яркие ковры, украшенное оружие.
Искусные мастера – художники создали
поразительные по красоте вещи. И опять же у всех
предметов простые формы, а поверхность покрыта
сказочным орнаментом.
Будем менять товар. Проверим вашу
внимательность.
Главный строительный материал?
На что похожи города?
Что такое изразцы?
Почему до сих пор сохранились медресе в
Самарканде?
(люди берегут традицию)
В культуре каждого народа сохранились памятники
архитектуры как часть художественного наследия
эпохи. И мы должны беречь эти памятники.
Каждый город имеет свой архитектурный облик, в
котором отразились многовековые традиции
народа. И мы должны уважать и беречь эти традиции.
Больше можете узнать, если прочитаете сказки
народов Средней Азии. Например:
"Синдбад-мореход", много сказок в сборнике
"Сказки народов мира". Читая, обращайте
внимание на описание одежды, домов, природы,
домашней утвари.
6. Физкультминутка
На торговой площади танцовщица. Она приглашает
вас на танец.
(девочка показывает движения, под восточную
музыку дети повторяют)
7. Практическая работа
Будем работать в паре. Будем в технике аппликации создавать образ среднеазиатского города. Работаем под девизом "Один ум хорошо, а два лучше". Рассмотрим образцы.
1. Цвет
Основа изделия – картон. Обязательно показываем землю. Можно быстроработающим парам показать землю сложным способом – это темными оттенками одного цвета задний план, светлыми передний план. Небо передний план – светлое, задний план – темное.
Цвет для города выбрать вам поможет таблица сочетания цветов.
(Учитель вывешивает таблицу сочетания цветов)
2. Элементы здания.
Назовем основные элементы здания.
Портал
Купол
Минареты
Стены
Для того чтобы детали получились симметричными, их вырезаем из сложенной вдвое бумаги. Рассмотрим схему.
(Вывешивается схема хода работы)
3. Композиция.
Не нарушаем композицию.
4. Украшение.
Внимание! Способы украшения.
1.Сгибаем бумагу, делаем прорези, снизу подклеиваем другой цвет.
2.Украшаем, наклеивая цветную бумагу сверху.
5. Склеивание
Приклеиваем купол, затем портал, стены, здания.
6. Приклеивание дополнительных деталей.
Если останется время, можно дополнить изделие дополнительными деталями - верблюдами, людьми. Но, не забывая об особенностях их одежды.
Во время работы в паре договаривайтесь, кто какую деталь готовит, помогайте друг другу, советуйтесь.
Вдохновлять вас будет "Песня индийского гостя" из оперы Римского-Корсакова "Садко", в которой хорошо прослушиваются среднеазиатские мотивы.
7. Практическая часть.
(Учитель контролирует работу детей)
8. Итог.
Рассмотрим ваши работы. Молодцы вам удалось показать основные элементы здания. Нарушений в композиции нет, работы получились выразительные. К вашим работам подходят строки из стихотворения Низами, который восхищается красотой города.
(Смотри в приложении выставку по уроку "Культура Средней Азии"
Ученик
Был подобен купол небу, влаге и огню;
Трижды цвет свой и сиянье он менял на дню.
Как невеста, он одежды пышные сменял,
Синим, золотым и снежным светом он сиял.
Пред зарей, когда лазурным небосвод бывал,
Плечи мглою голубою купол одевал.
А когда вставало солнце над земной чертой,
Свод пылал, как солнце утра, – ало-золотой.
Тень от пролетающего облачка падет –
Снежно–белым делается весь дворцовый свод.
Цвета неба – он миражем в воздухе висел,
То румийцем белым был он, то, как негр чернел.
Что почувствовали вы, прикасаясь к культурному наследию Средней Азии?
Как вы думаете, что особенно повлияло на облик этих городов (место расположения, своеобразие культуры, деятельность людей).
9. Дом. задание
1 группа – изобразить среднеазиатский город в
цвете - восковыми мелками.
2 группа – подписать названия к картинкам и
ответить на вопросы. (Задание на дискетках детям,
у кого есть компьютер.)
Приложение. Презентация "Средняя Азия"
Выставка "Искусство разных народов"