Педагогические инновации. Модульная технология на уроках физики

Разделы: Физика


Сущность модульной технологии состоит в том

Сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально новой основе: с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовки. Успешность модульного обучения предопределяется соблюдением паритетных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Принцип модульного обучения выражает, прежде всего, целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации в обучении. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия являются благотворной почвой для развития у учащихся способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельность приобретения дополнительных знаний к уже известным и осуществление их переноса в новые условия, ученик учится самостоятельно организовывать усвоение нового материала.

Модульный урок дает возможность решить задачу дифференциации, причем данная методика способствует осознанному подходу учащихся к обучению, дает возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объеме, но и углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.

 Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.

Учебный
модуль

Содержание учебного модуля

УЭ 0

Постановка целей урока

УЭ 1

Входной контроль. Повторение изученного

УЭ 2

Изучение теоретического материала по новой теме

УЭ 3

Закрепление материала

УЭ 4

Самопроверка

УЭ 5

Осмысление (рефлексия)

УЭ 6

Экспертный контроль

Домашнее задание

Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление урока), он облегчает работу учителя во время урока. В процессе работы по модульной технологии происходит накопление материала, что ведет к уменьшению времени подготовки.

Рассмотрим, как можно использовать данную технологию.

Возьмем, к примеру, урок физики в 8 классе по теме «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива». Урок стоит в конце темы «Тепловые явления», материал урока не является сложным для самостоятельного изучения, т. к. у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по теме и отработан навык решения задач.

Применим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии к данному уроку.

  1. Постановка целей урока.
  2. Повторение изученного по теме (входной контроль).
    Первые 5-7 минут можно посвятить проверке качества усвоения материала, для этого провести письменную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями или провести устный опрос.
  3. Изучение теоретического материала по новой теме.
    Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и карты учащегося.
  4. Закрепление материала.
    Ответы на вопросы и решение задач.
  5. Самопроверка.
    Решение задач.
  6. Осмысление.
    Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока.
  7. Экспертный контроль.
    Ответы на вопросы учителя, небольшая по объему проверочная работа.

Например:

Входной контроль Входной контроль
1 Что называют количеством теплоты?

Как обозначают? В чем измеряют?

1 Какую физическую величину называют удельной теплоемкостью? В чем ее измеряют?
2 Что обозначает запись : 2 Что обозначает запись :
3 Решите задачу: Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы нагреть 1 кг свинца на 5o C? 3 Решите задачу: Какое количество теплоты выделится при охлаждении 2 кг воды от 100o C до 80o C?

Приложение:

Задача: Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж тепла?

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Карта учащегося

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Примечания
УЭ 0

Постановка целей

Сегодня на уроке вы самостоятельно узнаете откуда же берется энергия при горении различных видов топлива, а также познакомитесь с формулой для подсчета этой энергии.

Вы уже познакомились с понятием внутренняя энергия, узнали способы изменения внутренней энергии, знаете виды теплопередачи, а также знакомы с физическими величинами: количество теплоты (Q), и удельная теплоемкость (c), умеете решать задачи на расчет количества теплоты, выделяемого телом при охлаждении и количества теплоты, необходимого для его нагрева. Поэтому материал, с которым вы познакомитесь сегодня, покажется вам легким. Внимательно читайте инструкцию и строго следуйте ей!!!

Успехов!

Ваша цель на уроке:

– узнать, откуда берется энергия при сгорании топлива;
– познакомиться с новой физической величиной – удельной теплотой сгорания топлива, её обозначением и единицами измерения;
– познакомиться с формулой для вычисления количества теплоты, выделяемого топливом при полном сгорании;
– научиться с помощью этой формулы решать задачи.

 

 

 


Если что-то не помнишь, то обратись к учебнику § 7-9

УЭ 1 Для начала проверим, как ты усвоил материал прошлых уроков.

Ответь на листке на вопросы, предложенные в карточках с пометкой «входной контроль».

Если сложно, то обратись к учебнику § 7-9
УЭ 2

Самостоятельное изучение нового материала.

Внимательно прочитайте содержание § 10 на стр. 25-27 учебника.

Ответьте на вопросы в конце параграфа.

Запишите в тетрадь тему урока, определение удельной теплоты сгорания топлива.

Запишите как обозначается эта физическая величина и в чем измеряется.

Запишите формулу для вычисления количества теплоты, выделяемого топливом при полном сгорании.

Внимательно прочитайте свои записи, убедитесь в понимании написанного.

 
УЭ 3

Закрепление изученного.

Внимательно прочитайте текст, приведенный ниже.

Из содержания параграфа вы узнали, почему происходит выделение энергии при сгорании топлива. Происходит соединение атомов в молекулы. Атомы углерода соединяются с атомами кислорода, при этом образуется молекула нового вещества – оксида углерода. Но всегда ли процесс горения сопровождается выделением тепла? В сущности, гореть могут любые вещества. Все определяется начальными условиями.

Если нефть, бензин, уголь – углеводородосодержащие вещества – горят с выделением тепла, то, скажем, кусок железа тоже можно сжечь при высокой начальной температуре и с большим количеством кислорода.

Во всех случаях горение это - окислительно-восстановительный процесс. Но в одних случаях он идет с выделением тепла, а в других – с поглощением энергии.

Энергия при горении вещества выделяется тогда, когда суммарная кинетическая энергия молекул после горения выше, чем у молекул до начала процесса горения. Именно в этом случае вещество называют топливом.

Каждое топливо выделяет свое количество теплоты при сгорании, поэтому вводится специальная физическая величина – удельная теплота сгорания топлива q , которая у каждого вещества своя (см. таблицу 2 на стр. 26 учебника).

Зная удельную теплоту сгорания топлива, можно легко рассчитать количество теплоты, которое выделится при сгорании этого топлива массы m. Чем больше масса сгораемого топлива, тем больше выделяемое количество теплоты. Q=q·m

Ответьте на вопросы к параграфу на стр. 27 учебника.

 
УЭ 4

Самопроверка.

Внимательно рассмотрите решение задач.

Задача 1. Определите количество теплоты, выделившееся при сгорании 200 г бензина.

Задача 2. При сгорании спирта выделилось 1,35 · 10Дж тепла. Чему равна масса сгоревшего спирта?

Самостоятельно решите задачу №1 из упражнения 5 на стр. 27 учебника и задачу, приведенную ниже.

Задача: Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж тепла?

Сравните свое решение с готовым решением (см. приложение).

Все ясно? Если что-то не понятно, обратись к учителю или консультанту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Если нет приложения, то обратись к консультанту или учителю.

УЭ 5

Осмысление

Вернитесь к УЭ 0 и проверьте, достигли ли вы поставленных целей?

Если да, то смело переходите к следующему УЭ, если нет, то вернитесь к УЭ 2.

 
УЭ 6

Экспертный контроль

Ответьте на вопросы и решите задачи.

1. В каком случае выделится больше тепла: при сгорании 1 кг бензина или 1 кг нефти? Почему?

2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 1 кг торфа?

3. Задача: Какое количество теплоты выделится при сгорании 300 г керосина?

4. Задача: Сколько спирта нужно сжечь, чтобы получить 8,1 · 107 Дж энергии?

Если успел сделать все задания, то можешь подумать над дополнительными задачами:

1. На сколько градусов нагреются 3 кг воды, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании 10 г спирта, пошла на ее нагревание?

2. На спиртовке нагревали 175 г воды от 15oС до 75oС. При этом сгорело 6 г спирта. Сколько энергии было потрачено впустую?

 

Сделайте это на отдельном листке и сдайте его учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнитель-ные задачи можно не решать.

 

Домашнее задание:

§ 10, упражнение 5 (задачи 2 и 3), № 1052 (сборник задач)

 

Существует также Модульно-блочная технология, которая отличается от модульной лишь тем, что здесь модули объединяются в блоки (циклы уроков), что дает возможность подойти к обучению еще более дифференцированно и сэкономить массу времени.

Рассмотренные педагогические технологии являются в большой степени адаптивными и должны использоваться педагогами в своей работе. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс, разнообразить его, сделать интересным для его участников. Новые педагогические технологии используются учителями все чаще, что позволяет предположить то, что в будущем школа отдаст предпочтение именно им, наиболее адаптивным и личностно-ориентированным.

Использованная литература:

1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. , Петров А. Е Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.Академия, 2005.

2. Полат Е. С. Педагогические технологии XXI века – Тула, 1997.

3. Чечель И. Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям – М.МИПКРО, 2001