Сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально новой основе: с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовки. Успешность модульного обучения предопределяется соблюдением паритетных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Принцип модульного обучения выражает, прежде всего, целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации в обучении. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия являются благотворной почвой для развития у учащихся способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельность приобретения дополнительных знаний к уже известным и осуществление их переноса в новые условия, ученик учится самостоятельно организовывать усвоение нового материала.
Модульный урок дает возможность решить задачу дифференциации, причем данная методика способствует осознанному подходу учащихся к обучению, дает возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объеме, но и углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.
Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.
Учебный |
Содержание учебного модуля |
УЭ 0 |
Постановка целей урока |
УЭ 1 |
Входной контроль. Повторение изученного |
УЭ 2 |
Изучение теоретического материала по новой теме |
УЭ 3 |
Закрепление материала |
УЭ 4 |
Самопроверка |
УЭ 5 |
Осмысление (рефлексия) |
УЭ 6 |
Экспертный контроль |
Домашнее задание |
Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление урока), он облегчает работу учителя во время урока. В процессе работы по модульной технологии происходит накопление материала, что ведет к уменьшению времени подготовки.
Рассмотрим, как можно использовать данную технологию.
Возьмем, к примеру, урок физики в 8 классе по теме «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива». Урок стоит в конце темы «Тепловые явления», материал урока не является сложным для самостоятельного изучения, т. к. у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по теме и отработан навык решения задач.
Применим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии к данному уроку.
- Постановка целей урока.
- Повторение изученного по теме (входной
контроль).
Первые 5-7 минут можно посвятить проверке качества усвоения материала, для этого провести письменную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями или провести устный опрос. - Изучение теоретического материала по новой
теме.
Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и карты учащегося. - Закрепление материала.
Ответы на вопросы и решение задач. - Самопроверка.
Решение задач. - Осмысление.
Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока. - Экспертный контроль.
Ответы на вопросы учителя, небольшая по объему проверочная работа.
Например:
1В | Входной контроль | 2В | Входной контроль |
1 | Что называют количеством теплоты? Как обозначают? В чем измеряют? |
1 | Какую физическую величину называют удельной теплоемкостью? В чем ее измеряют? |
2 | Что обозначает запись : | 2 | Что обозначает запись : |
3 | Решите задачу: Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы нагреть 1 кг свинца на 5o C? | 3 | Решите задачу: Какое количество теплоты выделится при охлаждении 2 кг воды от 100o C до 80o C? |
Приложение:
Задача: Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж тепла?
Энергия топлива. Удельная теплота
сгорания.
Карта учащегося
Учебный элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Примечания |
УЭ 0 | Постановка целей Сегодня на уроке вы самостоятельно узнаете откуда же берется энергия при горении различных видов топлива, а также познакомитесь с формулой для подсчета этой энергии. Вы уже познакомились с понятием внутренняя энергия, узнали способы изменения внутренней энергии, знаете виды теплопередачи, а также знакомы с физическими величинами: количество теплоты (Q), и удельная теплоемкость (c), умеете решать задачи на расчет количества теплоты, выделяемого телом при охлаждении и количества теплоты, необходимого для его нагрева. Поэтому материал, с которым вы познакомитесь сегодня, покажется вам легким. Внимательно читайте инструкцию и строго следуйте ей!!! Успехов! Ваша цель на уроке: – узнать, откуда берется энергия при
сгорании топлива; |
|
УЭ 1 | Для начала проверим, как ты усвоил
материал прошлых уроков. Ответь на листке на вопросы, предложенные в карточках с пометкой «входной контроль». |
Если сложно, то обратись к учебнику § 7-9 |
УЭ 2 | Самостоятельное изучение нового материала. Внимательно прочитайте содержание § 10 на стр. 25-27 учебника. Ответьте на вопросы в конце параграфа. Запишите в тетрадь тему урока, определение удельной теплоты сгорания топлива. Запишите как обозначается эта физическая величина и в чем измеряется. Запишите формулу для вычисления количества теплоты, выделяемого топливом при полном сгорании. Внимательно прочитайте свои записи, убедитесь в понимании написанного. |
|
УЭ 3 | Закрепление изученного. Внимательно прочитайте текст, приведенный ниже. Из содержания параграфа вы узнали, почему происходит выделение энергии при сгорании топлива. Происходит соединение атомов в молекулы. Атомы углерода соединяются с атомами кислорода, при этом образуется молекула нового вещества – оксида углерода. Но всегда ли процесс горения сопровождается выделением тепла? В сущности, гореть могут любые вещества. Все определяется начальными условиями. Если нефть, бензин, уголь – углеводородосодержащие вещества – горят с выделением тепла, то, скажем, кусок железа тоже можно сжечь при высокой начальной температуре и с большим количеством кислорода. Во всех случаях горение это - окислительно-восстановительный процесс. Но в одних случаях он идет с выделением тепла, а в других – с поглощением энергии. Энергия при горении вещества выделяется тогда, когда суммарная кинетическая энергия молекул после горения выше, чем у молекул до начала процесса горения. Именно в этом случае вещество называют топливом. Каждое топливо выделяет свое количество теплоты при сгорании, поэтому вводится специальная физическая величина – удельная теплота сгорания топлива q , которая у каждого вещества своя (см. таблицу 2 на стр. 26 учебника). Зная удельную теплоту сгорания топлива, можно легко рассчитать количество теплоты, которое выделится при сгорании этого топлива массы m. Чем больше масса сгораемого топлива, тем больше выделяемое количество теплоты. Q=q·m Ответьте на вопросы к параграфу на стр. 27 учебника. |
|
УЭ 4 | Самопроверка. Внимательно рассмотрите решение задач. Задача 1. Определите количество теплоты, выделившееся при сгорании 200 г бензина. Задача 2. При сгорании спирта выделилось 1,35 · 10Дж тепла. Чему равна масса сгоревшего спирта? Самостоятельно решите задачу №1 из упражнения 5 на стр. 27 учебника и задачу, приведенную ниже. Задача: Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж тепла? Сравните свое решение с готовым решением (см. приложение). Все ясно? Если что-то не понятно, обратись к учителю или консультанту. |
|
УЭ 5 | Осмысление Вернитесь к УЭ 0 и проверьте, достигли ли вы поставленных целей? Если да, то смело переходите к следующему УЭ, если нет, то вернитесь к УЭ 2. |
|
УЭ 6 | Экспертный контроль Ответьте на вопросы и решите задачи.
Если успел сделать все задания, то можешь подумать над дополнительными задачами:
|
Сделайте это на отдельном листке и сдайте его учителю.
Дополнитель-ные задачи можно не решать. |
Домашнее задание: § 10, упражнение 5 (задачи 2 и 3), № 1052 (сборник задач) |
Существует также Модульно-блочная технология, которая отличается от модульной лишь тем, что здесь модули объединяются в блоки (циклы уроков), что дает возможность подойти к обучению еще более дифференцированно и сэкономить массу времени.
Рассмотренные педагогические технологии являются в большой степени адаптивными и должны использоваться педагогами в своей работе. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс, разнообразить его, сделать интересным для его участников. Новые педагогические технологии используются учителями все чаще, что позволяет предположить то, что в будущем школа отдаст предпочтение именно им, наиболее адаптивным и личностно-ориентированным.
Использованная литература:
1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. , Петров А. Е Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.Академия, 2005.
2. Полат Е. С. Педагогические технологии XXI века – Тула, 1997.
3. Чечель И. Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям – М.МИПКРО, 2001