Обобщающий урок по теме: "Лист"

Разделы: Биология


Задачи темы:

  • использовать полученные знания для дальнейшего развития понятия об организме

Базовые знания:

  • внешнее строение листа;
  • клеточное строение листовой пластинки;
  • космическая роль растений

Основные понятия:

  • фотосинтез;
  • испарение;
  • дыхание

Умения:

  • распознавать ткани, клетки;
  • доказывать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, органов растений;
  • проводить простейшие опыты, выясняющие роль листьев в жизни растений.

Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения: урок в форме игры КВН, работа в группах.

Оборудование:

  1. Аппликации клеток тканей листа.
  2. Растения, содержавшиеся на свету и в темноте: веточки традесканции, герани, примулы, герани.
  3. Спирт, спиртовка (электрическая плитка), раствор йода.
  4. Пробирки, подсолнечное масло, вазелин.
  5. Раствор кипячёных листьев краснокочанной капусты, уксусная кислота, щёлочь.

План урока

I. Разминка:

  1. Тест «Внешнее и клеточное строение листа»

II. Домашнее задание:

  1. Повторить основные понятия и вопросы темы
  2. Сформировать 5 групп по 4-5 человек
  3. Группам составить кроссворд на тему «Видоизменение листьев»
  4. Написать отзыв о прочитанной книге: о листьях, об учёных, изучавших жизнь листа.

III. Проведение опыта, доказывающего тот или иной процесс, происходящий в листьях:

  1. Образование кислорода листьями на свету
  2. Испарение воды листьями
  3. Дыхание
  4. Образование органических веществ
  5. Изменение окраски листьев осенью
  6.      

IV. Конкурс капитанов

V. Подведение итогов

Ход урока

Вступительное слово учителя о форме и цели урока

I. Разминка – каждой команде предлагаются по два вопроса из теста:

  1. Какую функцию не выполняет лист:

Фотосинтез
Газообмен
Запас питательных веществ
Испарение воды

  1. У сидячих листьев нет:

Листовой пластинки
Черешка
Жилок
Устьиц

  1. У берёзы листья:

Простые
Тройчатосложные
Перистосложные
Пальчатосложные

  1. Какой тканью образована жилка листа:

Покровной
Образовательной
Всасывающей
Проводящей

  1. Для растений класса двудольных характерно жилкование:

Параллельное
Дуговое
Сетчатое
Параллельное и дуговое

  1. Кожица листа образована тканью:

Покровной
Образовательной
Всасывающей
Проводящей

  1. Устьице –это:

Две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними
Расстояние между клетками
Клетки образовательной ткани
Мёртвые клетки с толстыми стенками

  1. Воздух поступает в растение, благодаря:

Прозрачным клеткам  кожицы
Наличию хлоропластов
Наличию устьиц
Наличию проводящих пучков

  1. Верхняя часть основной ткани листа называется:

Столбчатой тканью
Губчатой тканью
Проводящей тканью
Межклетниками

  1. В состав жилки листа не входят:

Сосуды
Ситовидные трубки
Механические волокна
Устьица

 II. Домашнее задание:

– Группы обмениваются между собой кроссвордами на тему «Видоизменение листьев» и решают их.

– Группы представляют свои отзывы о прочитанной книге: о листьях, об учёных, изучавших жизнь листа.

III. Проведение опыта, доказывающего тот или иной процесс, происходящий в листьях.

Учитель:

– Для того чтобы понять, какие процессы происходят в листьях, мы с вами выполняли множество опытов. Давайте проверим, как вы умеете ставить опыты, доказывающие процессы, происходящие в листьях.

1 команда проводит опыт, доказывающий существование процесса фотосинтеза: «Образование органических веществ»  

Для опыта используются такие растения как примула, герань, традесканция, бегония.

За двое суток до урока одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в тёмное место. Другое растение оставляют на свету. На уроке срезают листья с растений и выдерживают  2–3 мин в кипящей воде, затем помещают в стакан с горячим спиртом и получают вытяжку хлорофилла. Обесцвеченные листья облить раствором йода. Лист растения, стоящего на свету окрасился в синий цвет.

Вывод: На свету в хлоропластах листа образуется органическое вещество крахмал.

2 команда проводит опыт:

« Условия образования органических веществ» 

Для демонстрации условий протекания процесса фотосинтеза за один день до урока ставится опыт, показывающий поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету.

Берутся две банки из светлого стекла. В каждую поместить веточки традесканции, герани или другого растения. Налить немного воды, чтобы растения не завяли.  Свечи, укреплённые на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи погаснут, что указывает на отсутствие в банках кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Затем  свечи вынимают. Банки закрывают, и одну ставят в тёмное место, а другую – на свет. На уроке банки открывают и опять опускают туда зажжённые свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в тёмном месте, – гаснет.

Вывод: На свету в хлоропластах листа образуется кислород.

3 команда проводит опыт «Испарение воды листьями»

Оборудование:  4 пробирки, с контрольными полосками, указывающими уровень воды в пробирке, слой подсолнечного масла на уровне контрольной полоски.

–  Первая пробирка содержит воду и слой масла, на уровне контрольной полоски: испарения не происходит.

 – Вторая пробирка содержит воду, слой масла, на уровне контрольной полоски и веточку традесканции: уровень воды понизился, листья  испаряют воду.

 – Третья пробирка содержит воду, слой масла и веточку традесканции, с покрытой вазелином верхней частью листьев: уровень воды понизился,  верхняя сторона листовой пластинки воду не испаряет.

 – Четвёртая пробирка содержит воду, слой масла и веточку традесканции, с покрытой вазелином нижней частью листьев: уровень воды остался прежним.

Вывод:  Нижняя сторона листьев испаряет воду.

4 команда проводит опыт «Дыхание»

За двое суток до урока закладывают опыт: в банку положить срезанные свежие листья, чтобы они не завяли, добавить в банку немного воды.

Банку плотно закрыть и поместить в тёмное тёплое место. На уроке ученики вводят в банку свечу на проволоке или горящую лучинку.

Вывод:  Лучинка погасла, так как в банке накапливается углекислый газ, т. е. листья дышат.

5 команда проводит опыт, доказывающий изменение окраски листьев осенью.

В две пробирки разливают раствор кипячёных листьев краснокочанной капусты: в первую добавляют каплями уксусную кислоту -   пигмент антоциан приобретает красную окраску.

Во вторую добавляют щёлочь – пигмент антоциан  приобретает синюю окраску.

Вывод: причина изменения окраски листьев осенью заключается в разрушении хлорофилла, проявлении жёлтого пигмента ксантофилла, в изменении среды клеточного сока, в котором содержится пигмент антоциан.

IV. Конкурс капитанов

Капитаны команд, по очереди не заглядывая, достают из большого конверта аппликации клеток той или иной ткани листа,   называют ткань, к которой относятся рисунки клеток, указывают на их функции.

V.   Подведение итогов:

В конце игры учитель объявляет результаты, определяет команду победительницу и самого активного игрока.