Свет добра, величие и силу
Сквозь века несла народам Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей историей горжусь.
Славлю путь великий, благородный,
Твой неповторимый путь.
Вечно будь, страна моя, свободной
И счастливою, Россия, будь!
Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знание в области истории и культуры России и мира.
Настоящая методическая разработка представляет собой одну из форм ознакомления учащихся с историей Государственного флага и Государственного герба Российской Федерации.
Воспитание настоящих патриотов – одна из главных задач личностно ориентированного образования сегодняшних школьников.
Цели:
- формировать высокие гражданские качества учащихся;
- прививать любовь и уважение к Государственным символам Российской Федерации;
- расширить кругозор учащихся об истории создания герба и флага России;
- активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся;
- в ходе подготовки коллективного творческого дела создать необходимые условия для использования информационных технологий и мультимедийных пособий компании «Кирилл и Мефодий».
- Предварительная подготовка:
- знакомство с материалами научно-популярных газет и журналов; CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; просмотр диафильма «О чём рассказывают гербы?»; видеофильма «Символы России», «Сокровища Московского Кремля»;
- шесть пар участников игры-путешествия;
- награды и благодарности всем активным участникам;
- таблички с номерами 1,2,3,4,5,6.
- группа экспертов-консультантов (старшеклассники);
- музыкальное оформление: Государственный гимн Российской Федерации; песни о Родине, о России.
Оформление:
- большие плакаты с изображением Государственного флага, Государственного герба и текстом Государственного гимна Российской Федерации;
- экран для отражения результатов участия в игре-путешествии;
- эпиграф игры-путешествия;
- цветные фотографии из настенного календаря «Родина»;
- игровое демонстрационное поле, на котором поочерёдно меняются задания для участников игры-путешествия.
Участники: учащиеся одного или нескольких параллельных 6-8 классов.
Форма проведения: «Звёздный час».
Содержание игры-путешествия.
Бьют Кремлёвские куранты.
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые гости, граждане России! Сегодня мы проводим коллективное творческое дело и отправляемся в путешествие по страницам истории нашей Родины, чтобы узнать ещё больше о святынях нашего государства, её символах, которым посвящаем наш «Звёздный час».
Представляю вам наших участников. Это ребята, проделавшие большую предварительную работу и кропотливо изучившие интересный материал, который дал им возможность приобщиться к славной истории Отечества, вооружиться знаниями о происхождении флага, герба и гимна Российской Федерации.
Итак, мы начинаем.
Звучит музыкальная заставка игры «Звёздный час».
I этап «Знаешь ли ты?»
Ведущий.
Перед вами, уважаемые участники путешествия, портреты правителей России: царя Алексея Михайловича, царя Петра I, царя Александра I, царя Николая I. В конце 60-х годов XVII века по указу одного из них в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орёл». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», составленных педантичным капитаном Бутлером, упомянуты и материалы, необходимые для изготовления морских знамён и вымпелов – «яловичков» «для воинского ходу потребных». Упомянуто «большое знамя, что живёт на корме». О каком царе идёт речь?
Ответ: Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим.
Игроки поднимают карточки с цифрой, под которой на игровом поле демонстрируется портрет царя Алексея Михайловича, и делают один шаг вперед, если обе цифры совпали.
О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамёна и яловички к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи). Перед вами названия цветов. Какие, по-вашему, соответствуют красному, белому и синему?
На игровом табло вывешиваются или открываются названия цветов:
1) червчатый, белый, лазоревый;
2) алый, чистый, бирюзовый;
3) бордовый, жёлтый, голубой.
Ответ: червчатый – красный, белый – белый, лазоревый – синий.
Таким образом, бело-сине-красная гамма российского знамени, во-первых, уходит довольно глубоко в допетровские времена. Назовите год её появления: 1660, 1165, 1668, 1670.
Ответ: 1668.
Большие изменения в российскую геральдику внёс Петр I. Создавая новый флаг, Петр обнаружил глубокую приверженность российской геральдической традиции. Он сохранил прямую преемственность с тем крестовым флагом, под которым, по-видимому, прибыл в Архангельск летом 1693 года. Какие мотивы побудили деятельную натуру Петра к крупнейшим переменам в российской геральдике? Перед вами варианты ответов, выберите тот, который, по-вашему, соответствует исторической действительности: 1) события на дальнем Севере и связанные с Белым морем; 2) желание укрепить границы Российского государства; 3) продолжить дело своего отца Алексея Михайловича; 4) увековечить собственное имя в истории России.
Ответ: события на дальнем Севере и связанные с Белым морем. Летом 1693 года, испросив согласие матери, Петр направился в дальний Архангельск. 30 июля северный город встретил его пушечным салютом. Там впервые в жизни увидев морские корабли, Петр позабыл обо всём. Он принимает решение – строить два корабля для своего флота. Один при его деятельном участии тут же заложили на соломбальской верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии. В середине сентября Пётр отправился в столицу и, расставаясь, пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою».
В число корабельных «прикрас» были пожалованы три флага, один из которых был сшит из специальной флажной материи – флагдука. Полотнище его разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орёл со скипетром и державой. На груди орла был изображён красный щит с изображением святого Георгия, колющего копьём зеленого дракона.
Ведущий. I этап завершён. Игрок и его помощник, получившие меньшее количество очков-звёзд, покидают игру и становятся активными зрителями. А мы продолжаем наше путешествие и обращаемся к истории Российского герба.
II этап «По воле государевой»
Перед вами вновь портреты царей и правителей России: Ивана III, Ивана Грозного, Екатерины I, Александра II. При каком царе впервые появился герб Московского государства?
Ответ: при Иване III.
При каком царе на гербе изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом России –всадником, поражающим змея?
Ответ: при Иване IV Грозном.
Какой царь, уделявший немалое внимание геральдике, короны орла заменяет императорскими и даёт орлу цепь ордена Святого Андрея Первозванного?
Ответ: Петр I Великий.
Кто из царей утверждает цвета для изображения герба: орёл должен быть чёрным на золотом поле, всадник красный на белом поле?
Ответ: Екатерина I.
В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времён какого царя?
Ответ: Александр II.
Ведущий. Завершён II этап. Игрок, набравший наименьшее количество очков-звёзд, покидает нас и становится активным зрителем. А вот игроку, у которого больше всех звёзд, мы даём право открыть одну из пяти шкатулок (конвертов, коробочек и т.д.). В ней игрок может обнаружить следующие слова: «Подарок» (книга), «Аплодисменты», «Ваши звёзды сгорают», «Дополнительный вопрос», «Ваши очки-звёзды удваиваются».
III этап. «Кубики».
Ведущий выбрасывает на стол десять кубиков с буквами. На игровом табло появляются те, что оказались сверху. За определённое количество времени необходимо составить из них слова, не повторяя букву дважды.
Пока игроки и их помощники выполняют задание, звучит
«Песня о Родине» В. Лебедева-Кумача и И.О Дунаевского.
Ведущий. Итак, подведём итоги. Выбывает тот, у кого слово содержит наименьшее количество букв и нет совпадений с игроком-помощником. Игроку, составившему самое длинное слово, мы даём очко-звезду. Совпадения также поощрим очком за каждое одинаковое слово. Итак, осталось 3 игрока.
IV этап «Логические цепочки».
Ведущий. Перед вами вопросы, в которых допущены ошибки. Вам необходимо поднять цифру, под которой, по-вашему, утверждается заведомо неправильный ответ.
Сергей Владимирович Михалков – автор гимна 1)«Боже, царя храни!», 2) Гимна СССР; 3) Гимна Российской Федерации.
Белый цвет флага символизирует 1) свободу; 2) благородство; 3) чистоту.
Красный цвет флага символизирует 1) восход солнца; 2) мужество; 3) любовь;
Синий цвет флага символизирует 1) честность; 2) небо; 3) безупречность;
Герб, флаг, гимн – это 1) символы, 2) святыни; 3) национальное достояние.
На Государственном гербе Российской Федерации изображены 1) скипетр; 2) держава; 3) знамя; 4) двуглавый орёл;
В тексте Государственного гимна России есть такие слова: 1) «Россия – священная наша держава»; 2) «Россия – великая наша страна»; 3) «Россия – любимая наша страна».
Ведущий. Итак, по результатам IV этапа двое участников и их помощники вышли в финал. Им предстоит составить слова из букв слова…
V этап. Финал.
Участники финала составляют слова из букв слова государство.
По истечении времени ведущий просит поочерёдно назвать слова, кто назовёт последним, используя имеющиеся очки-звёзды, тот объявляется победителем. Ему предоставляется право сказать слово победителя.
Звучит песня М. Ножкина «Я люблю тебя, Россия!»
Ведущий. Вот и подошёл к концу наш «Звёздный час». Мы узнали много нового и интересного. Каждому участнику была предоставлена возможность проявить свои способности, расширить свой кругозор, в игровой форме совершить увлекательное путешествие в историю нашего государства.
Мы живём в Отечестве свободном,
Нам судьба единая дана.
Не померкнет свет к тебе любви народной,
Отчий дом, родная сторона.
Мы невзгоды прошлого осилим,
Память павшим жизнью воздадим:
Честь и славу матери-России,
Мирный труд навеки сохраним.
Бой Кремлёвских курантов.
Ведущий. Всех участников игры-путешествия приглашаю выйти на сцену. Все награждаются книгами о Родине, её великих и знаменитых людях и Дипломами за 6,5,4,3,2 место. А победителю мы вручаем Почётную грамоту и библиотечку книг русских писателей.
Звучит песня Д. Тухманова «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».