Цели:
- углубить знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных, ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
- развивать аналитико-синтетическое мышление, связную речь, творчество, углублять словарный запас и орфоэпические знания;
- воспитывать добрые качества, толерантность, создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: телевизор, DVD, магнитофон, микрофон, диск, м/ф “Смешарики”, 2 кассеты с музыкой для физминутки и творческой работы, рисунки смешариков, картинки с их копиями, воздушные шарики-сердечки, карточки с индивидуальными заданиями, карточки для творческой работы “Сказка”, карточки для работы в паре, загадки, ребусы, пословицы, карточки для работы фронтальной, светофорики.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка. Но чтобы начать его, давайте повернёмся к соседу и подарим ему хорошее настроение, а для этого нужно просто улыбнуться. Вот теперь можно и начинать. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно, работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.
II. Основная часть.
Словарная работа. Отгадайте загадку.
Вася ест витой рогалик,
В небо рвётся красный…/шарик/
Сегодня к нам в гости пришли Смешарики. А самым нетерпеливым оказался Крош. Давайте поможем Крошу отгадать словарные слова.
/2 ученика работают у доски и делают проверку орфограмм по очереди/
За домом нашим у дорожки
Висит на небе пол-лепёшки. /Месяц/
Чашечки, ложечки, банки и блюдо –
Имя их общее это… /Посуда/40 А. /Сорока/
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. /Корова/
Новая тема.
- К какой части речи относятся эти слова? Почему?
- На какие группы их можно разделить?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?
- Почему одни отвечают на вопрос что?, а другие на вопрос кто?
Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.
Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными. Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.
Тема, цели.
Тема нашего урока “Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные”.
Сегодня мы будем учиться различать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных.
Фронтальная работа /работа по учебнику/.
а/ Сейчас мы с вами поиграем вместе с Совуньей. Это задание на внимание /работа со светофориками/.
Дети показывают светофорами, какие существительные одушевлённые, какие неодушевлённые.
Шутка Удочка Тюлень Бабочка
Внутри слов спрятались ещё слова, найдите их.
Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)
б/ Учебник Л.Я. Желтовская “Русский язык” 2 класс II часть.
Стр. 90 чтение правила.
- Кто относится к животным?
Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные.
Работ в паре, работа по вариантам.
а/ Следующее хитрое задание приготовил Пин, и его сделают только самые внимательные. Мы отправляемся искать сокровища. Работаем в паре со своим соседом. и
Найди 6 слов и обведи их в овал.
ююкукларрдеагусеницашщтсмячиктц
аьрыбкаррвукчгконфетааврмнтбелкаэю
- Какие слова нашли?
б/ Работать будем по вариантам:
I в – выпишет одушевлённые имена существительные.
II в – неодушевлённые имена существительные.
- Какие слова выписал I вариант? Почему? Гусеница, рыбка, белка.
- Какие слова выписал II вариант? Почему? Кукла, мячик, конфета.
в/ Вам встретилось слово гусеница.
- Что вы себе представили?
- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?
- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя сущ., так как отвечает на вопрос что.
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
6. Физминутка.
7. Игра “Дикторы”.
а/ Бараш предлагает вам сегодня попробовать в роли телеведущего, но для этого нужно красиво и правильно говорить слова. Кто хочет попробовать?
Нужно прочитать записанные слова верно /читают дети/ .
щавель
свекла
шоферы
инженеры
торты
А теперь послушайте, как надо было прочитать эти слова /сначала учитель, затем хором/.
щаве’ль
свё’кла
шофё’ры
инжене’ры
то’рты
б/ Найдите одушевлённые имена существительные. Почему? Шофёры, инженеры.
- А Копатыч считает, что щавель и свёкла тоже одушевлённые имена существительные, потому что они растут.
- А вы как думаете?
Вывод: В русском языке слова, которые обозначают растения: овощи, фрукты, цветы, грибы, деревья, травы и т.д. – это неодушевлённые имена существительные и они отвечают на вопрос что?, но в природе мы их будем считать живыми.
8. Творческая работа.
Сейчас мы с вами отправляемся с Ёжиком в сказку. Мы попробуем сегодня побыть писателями и сочинить свою историю.
/Под музыку вставляют одушевлённые и неодушевлённые имена существительные/
Сказка
Жил - был . Тёмной ночью он пошёл гулять по . Вдруг видит, в луже лежит . Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо , нашёл там . Вот смеялся!
Сказка
Жил-был ёжик. Тёмной ночью он пошёл гулять по лесу. Увидел он ягодку и положил в корзинку. Вдруг видит в луже лежит звёздочка. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо звёздочки нашёл там солнышко. Вот ёжик смеялся!
- Куда подевалась звёздочка?
9. Деформированный текст, фильм, коллективная работа.
а/ Сейчас вы посмотрите отрывок из м/ф “Смешарики” и ответите на вопрос.
- Что мешало Нюше попасть в приличное общество? /фильм 2/ Вредные привычки.
- А ещё какие вредные привычки вы знаете? Громко смеяться, грызть ногти, ковыряться в носу…
- Чтобы вырасти воспитанным человеком, нужно как можно быстрее избавиться от вредных привычек.
- Какими чертами характера должен обладать хороший человек? Быть добрым, честным…
б/ Возьмите лепестки у себя на столе и прочитайте.
Составление цветка на доске.
Вот таким красивым цветком должна быть человеческая душа. Мы должны стремиться с вами к тому, чтобы эти качества расцветали и в душе каждого из нас.
- На какой вопрос отвечают все эти имена существительные?
- К каким именам существительным они относятся: к одушевлённым или неодушевлённым?
Вывод: Все черты характера, настроение, чувства – это неодушевлённые имена существительные?
в/ Деформированный текст.
Составление пословицы
д..роже сл..ва зол..та добрые
- Как понимаете смысл пословицы?
- Запись в тетрадь /1 ученик у доски объясняет орфограммы/
Добрые слова дороже золота.
Вот и подошёл к концу наш урок.
Заключительная часть.
Итог:
-Чему учились на уроке?
-Что такое имя существительное?
-На какие вопросы отвечают имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
-Что нужно сделать, чтобы отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных?
Д/з: стр. 92 упр. 8.
Для самых старательных Лосяш оставляет сюрприз, и кто справится хорошо с домашней работой, завтра из этого конверта получит сюрприз.
А сейчас, ребятки, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Вы умницы, и за ваше старание вручаю вам от Смешариков воздушные шарики и желаю успехов в учёбе!