В настоящее время в России значительно возросло внимание и требования со стороны государства и общества к образованию. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 г., одним из основных направлений реформы сегодня названо повышение качества и эффективности образовательного процесса. В свете этого существующие теории и практика организации обучения много лет лишь декларирует основные принципы обучения, но не дают ни одного конкретного примера организации высокоэффективного научно обоснованного процесса обучения. Организация обучения не меняется со времён Я.А. Коменского с 1632 года.
Это говорит о том что, педагогическая наука и практика подошли к пределу своего развития. И этот предел был, достигнут в семидесятых годах прошлого столетия. С тех пор в педагогике наблюдается инерционный хаос - бесцельное топтание на одном месте - имитация инновационной деятельности.
Повышение финансирования системы образования, повышение зарплаты учителям, интернетизация школ в свете национального проекта всё это очень хорошо и конечно весьма полезно но, к сожалению, это не улучшит качество обучения учащихся без изменения организации и методов обучения.
Как и наука физика в своё время исчерпала свои теоретические возможности, пока теория относительности А. Эйнштейна не дала новый толчок в её развитии, так и педагогика нуждается в новом подходе к организации обучения в целом. Такой подход для дальнейшего совершенствования теории и практики образования и предлагается автором этой работы.
А именно – строить учебный процесс и всю систему образования относительно способности учащихся усваивать информацию и формировать соответствующие умения. Производить корректирование знаний, умений учащихся в ходе обучения на основе интенсивной информации обратной связи ученик-учитель создаваемой самооценками знаний и умений учащихся. Создать организацию обучения без пробелов в знаниях и умениях учащихся. Сделать главным дидактическим принципом всех источников информации принцип доступности учебного материала, причём доступности каждому учащемуся не зависимо от научности и других принципов.
Главная беда нашего образования в том, что нет реального управления процессом познавательной деятельности снизу до верху, от учащегося до Министерства Образования и Российской Академии Образования включительно, от которых прямо зависит доступность и качество образования.
Управление процессом обучения должно быть направленно на стремление к тому, чтобы каждый ученик учился с удовольствием и в полной мере своих сил и способностей. В принципе это сделать не сложно. Для этого необходимо более объективно определять, а затем устранять причины, мешающие ему заниматься с большей результативностью. В связи с этим целесообразно непрерывно или дискретно получать интенсивную информацию от каждого ученика о степени усвоения им знаний и формирования умений на каждом занятии. Учитывая информацию о степени усвоения материала каждым учащимся, учитель может и должен осуществлять педагогически обоснованные воздействия на процесс обучения, обеспечивать ему развивающий характер. Насколько объективно выявлена степень усвоения материала учащимися, настолько обоснованно и методически правильно учитель сможет провести корректирование - доводку знаний и умений, учащихся до определённого уровня, грамотно организовать процесс обучения: чем интенсивнее и качественнее обратная связь ученик-учитель, тем больше условий и возможностей имеет учитель для осуществления управления познавательным процессом. Эта информация по каждому понятию и умению в статистическом виде систематически должна поступать в конкретные НИИ РАО и Министерство Образования для корректировки, как учебников, так и всего учебно-методического комплекса. Задача в том и состоит чтобы создать в процессе обучения интенсивную обратную связь ученик – учитель – МО - НИИ РАО - ученик.
Обратная связь ученик-учитель может быть либо непрерывная, либо дискретная:
- непрерывная – информация о степени восприятия учащимися учебного материала, поступающая к учителю от каждого ученика непрерывно в ходе изложения, либо трансляции нового учебного материала.
- дискретная - информация о степени восприятия учащимися учебного материала, поступающая к учителю систематически после изучения темы, главы, раздела, курса.
Интенсивность обратной связи должна отвечать принципу оптимальности на каждом конкретном этапе формирования понятия. В ходе изложения нового материала с точки зрения управления познавательным процессом интенсивность должна соответствовать такому контролю, при котором будет осуществляться непрерывная обратная связь, с помощью которой каждый ученик непрерывно информирует учителя о состоянии его познавательного процесса в данный момент времени. Для этого автором разработано простое техническое средство, позволяющее непрерывно следить в ходе объяснения нового материала за тем, как воспринимает информацию каждый учащийся в отдельности и вся аудитория в целом, не зависимо от количества учащихся. Я не буду останавливаться на принципе работы этого технического средства, так как это выходит за рамки темы статьи.
Ниже рассмотрим весьма доступную для любого учителя, для любого учебного предмета организацию учебного процесса с дискретной обратной связью на основе самооценок учащихся, который, к сожалению, в научно-методической литературе кроме автора этой статьи никто не дискутирует. Причиной тому, на наш взгляд, является наличие психологического "барьера недоверия" к способности учащихся ставить себе достоверные оценки.
Поскольку психика ребёнка больше всего настроена на соответствие его самооценки с оценками его другими подростками и взрослыми, поэтому ребёнка серьёзно занимают вопросы развития его способностей, выработки умений, определенных навыков интеллектуального и физического труда, это обеспечивает ему возможность достойного вхождения во взрослый мир. Самооценка подростка и связанный с ней уровень его притязаний возникают под непосредственным влиянием оценок учителя. Расхождение между самооценкой подростка, связанной с осознанием своих возможностей с внешней оценкой вызывает у него психический дискомфорт. Такое психическое состояние детей обуславливает возможность использования самооценки знаний и умений школьников для создания интенсивной обратной связи. В тоже время кто без проверки знаний учащегося лучше его самого может знать, как он усвоил тот или иной учебный материал? Исторически сложилась ситуация – вдалбливать знания ученикам даже розгами. Это одна из глупостей человечества.
Каждый человек учится, прежде всего, для себя, решающей стадией любого процесса обучения является самообучение как осознание собственного знания и умения делать что-либо. В образовании у каждого учащегося есть свой интерес. Познавательный процесс это самообучение. Учитель всего лишь посредник между первоисточником и субъектом, получающим знания. Эта функция учителя (учить объяснять) с развитием электронных средств коммуникации сведётся к минимуму. А если человек учится для себя. То зачем нужен контроль его знаний на уроках? Это функция самого учащегося! Поэтому оценивать и корректировать знания и умения наряду с учителем учащийся должен сам. Тем более что обучение становится всё более платным то учитель выступает как продавец знаний, а ученик потребитель – покупатель, поэтому качество обучения он и должен оценивать сам. В тоже время для эффективного управления обучением учителю, либо преподавателю постоянно нужна информация о состоянии познавательного процесса каждого учащегося, то есть обратная связь, которую и следует получать на основе самооценок знаний и умений учащихся.
Передав прерогативу оценки знаний от учителя самим учащимся и оставив учителю возможность регулировать достоверность самооценок появляется возможность создавать любой из указанных выше типов обратной связи. В этом и заключается новый подход для дальнейшего совершенствования теории и практики образования.
Организовав самоконтроль и сбор самооценок учащихся, представляется возможным создать новый вид обратной связи, при которой, не проводя контроля знаний, получаем либо непрерывную, либо дискретную обратную связь об усвоении той или иной порции учебного материала учащимися. С этой целью учителю и всей педагогической общественности необходимо преодолеть психологический "барьер недоверия" к использованию самооценок учащихся. Для этого надо: 1) создать психологические условия и организацию познавательного процесса, способствующего правильной самооценке знаний учащимися; 2) управлять достоверностью самооценки; 3) создать четкую организацию сбора и фиксации самооценок; 4) использовать полученную информацию для полной ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
С этой целью для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и самооценки учащимися, даем учащимся традиционные нормы оценки знаний усвоенного материала.
Новый учебный материал разбиваем на части (от 3 до 6). Домашнее задание в виде частей нового учебного материала записывается перед его объяснением. Поэтому объяснение нового материала учителем выступает как пояснение выполнения домашнего задания, Этот приём значительно активизирует внимание учащихся. Учащийся должен уйти с урока с почти выполненным домашним заданием. Что позволяет значительно снизить перегрузку учащихся домашними заданиями.
Усвоение каждой части учебного материала или выполнение каких-то задач учащимся оценивается по пятибалльной системе, а округленная средняя арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний или умений учащегося за урок. Это опосредованная оценка, на которую он претендует и обязуется её защитить, если учитель ему предоставит такую возможность.
Наряду с этим выдвигаются некие санкции, например, в случае значительного завышения оценки учащимся, ему предлагается защитить некоторые предыдущие самооценки и т.д.
В случае занижения учитель может её повысить, поставив в журнал соответствующую.
Организация сбора и фиксации самооценок происходит следующим образом: дома каждый учащийся после выполнения домашнего задания независимо от того, письменное оно или устное, должен поставить себе оценку за знание или умение каждой порции задания, на которую он претендует и обязуется защитить, если ему это будет предложено. Затем записывает эти оценки на листочке бумаги, вычисляет округлённую среднюю величину оценки. А также пишет свою фамилию, имя. Эти листочки, учащиеся перед уроком сдают одному из учеников, ответственному за сбор и оформление информации, который последовательно, соответственно фамилиям, записывает получаемую информацию в специальную тетрадь - сводная ведомость. В начале граф оценок каждой части задания записываются названия этих частей заданий в виде вопросов, подзаголовков, параграфов или номеров задач. (См. Приложение). Таким образом, до начала урока учитель получает информацию в виде сводной ведомости: о результатах усвоения учебного материала и выполнения домашнего задания каждым учащимися и всего класса в целом. Из сводной ведомости видно, как каждый учащийся усвоил изучаемый материал, смог выполнить ту или иную часть домашнего задания. В результате, занятие ещё не начиналось, а учитель перед уроком получает информацию, кто и как усвоил учебный материал и кому надо оказать помощь на уроке. (Такую мощную информацию обратной связи, фактически без затраты учебного времени, не возможно получить ни какими современными техническими средствами контроля знаний) Так просто и быстро устанавливается дискретная обратная связь ученик – учитель. Паразитическое время контроля знаний сводится к нулю, на его место (если это надо) вступает следующий этап управленческого цикла - корректирование знаний учащихся. Корректирование знаний происходит, как правило, с помощью учащихся, защищающих свои оценки. Фактически в структуре урока вместо контроля знаний имеет место повторение и закрепление знаний, выполняющее обучающую функцию для не подготовившихся учащихся. В это время учитель проверяет только подготовившихся учащихся, таким образом происходит защита самооценок. При этом учитель следит за равномерной частотой защиты учащимися самооценок в течение четверти и чаще приглашает защищать свою оценку тех учащихся, которые по недобросовестности имеют случаи значительного завышения самооценки. Тем самым поддерживается достоверность оценок. Поскольку оценка знаний не имеет эталона измерения то говорить об объективности оценок вообще не имеет смысла. Величина самооценки может несколько коррелировать относительно оценки учителя в ту или другую сторону в этом ничего страшного нет, просто должна быть её некая достоверность необходимая для принятия учителем управленческих решений по регулированию познавательного процесса конкретных учащихся. Если в корректировке знаний и умений, учащихся нет смысла - всё хорошо усвоено, то появляется дополнительное время для более тщательной проработки нового учебного материала и развития творческих способностей учащихся. В таком случае урок становится как бы длиннее. Это в свою очередь повышает эффективность и качество учебного процесса.
Поскольку учащиеся по разным причинам имеют пропуски уроков, а значит и пробелы в знаниях и умениях по темам пропущенных уроков, поэтому у каждого учащегося на каждом уроке в журнале должна стоять его опосредованная оценка. А если в какой то клетке журнала оценки нет, то это является сигналом преподавателю о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного учащегося, а так как самооценка знаний, умений производится на каждом уроке, то тем самым выдвигается стимул для учащихся, по ликвидации пропусков уроков, а значит и пробелов в знаниях. А именно: за четверть, за полугодие учащиеся выставляют себе округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов делённую на число уроков в четверти или полугодии по данному предмету. Тем самым учащиеся заранее просчитывают, какая итоговая оценка у них будет, и сами принимают меры по ликвидации конкретных пробелов в знаниях. Об эффективности данной организации обучения с использованием обратной связи на основе самоконтроля и самооценок учащихся, можно судить по обобщённым ответам учащихся на пять вопросов проведённой анкеты.
1. Для чего введена самооценка в учебный процесс?
Чтобы оценивать свои знания по мере того, сколько ты выучил и как, и затем при ответе стараться изо всех сил защитить свою оценку.
Для удобства выставления оценок, чтобы ученик мог сам оценить свои знания по определенному предмету, и поставить правильную оценку.
Чтобы учитель знал, на что знает ученик, и чтобы у ученика не было претензий к учителю.
Чтобы учителю узнать знания всех учащихся, помочь подтянуться слабым и насколько все правдиво ставят себе оценки.
Чтобы учащиеся сами осознавали, как они учат материал. Дается возможность самим оценивать свои знания и позволяет понять, что учить нужно обязательно.
Для того, чтобы учитель мог быстро проверить ученика, как он подготовил материал.
Для того чтобы ученик был в себе уверен, как он сможет ответить.
Чтобы не портить нервы ученикам и себе тоже.
Чтобы ученики понимали свои оценки, и знали, почему у них пять или два.
Чтобы самим оценивать свои знания. Ведь больше знаешь и запоминаешь когда учишь сам для себя и оцениваешь сам. Знать, на что мы способны.
Я столкнулась впервые с самооценкой, и мне нравится оценивать себя.
2. Как влияет самооценка на ваши знания по физике?
Влияет гораздо лучше, чем оценка учителя.
Очень хорошо. Я заметила, что лучше стала знать этот предмет.
Положительно, я считаю, что самооценки надо ввести по всем предметам. Чтобы поставить себе оценку по физике, причем нормальную, необходимо к каждому уроку готовиться, и я готовлюсь.
Лучше стала учить этот предмет и больше понимать его.
Я считаю, что положительно. Готовясь дома, стараешься оправдать ее, не опозориться.
Если ученик поставил себе высокую оценку и не может защитить ее, то учитель может поставить более низкую (вплоть до 1) или ничего не поставит, что ещё хуже.
Всегда стараюсь выучить материал на достойную оценку и не осрамиться.
Стараешься поставить себе оценку повыше и для этого учишь лучше и побольше.
Например, один урок не выучишь, поставишь себе 2 вместо 4 и 5, и на следующих занятиях ты должен сдать зачёт по этой теме.
Я проверяю себя, насколько знаю материал, если поставлю 4, а получу 3, то это
значит, что надо лучше готовиться, больше работать над собой.
Самооценка влияет на наши знания очень хорошо. Если ученик не выучил урок в первый раз и поставил себе отлично, то, вызвав его к доске, поставят ему 2 или 1.
В следующий раз он будет думать, что нет никакой пользы оттого, что ты поставил себе отлично, а сам не знаешь. Так и так спросят. Тем более что после такой двойки тебя будут проверять на всех занятиях.
Когда я ставлю себе оценки по физике, я стараюсь знать на то, что себе поставил. Но когда я выучу все отлично, я боюсь поставить себе 5, так как думаю, что могу все забыть. Но иногда ставлю с уверенностью на хороший ответ.
Самооценка на мои знания повлияла очень хорошо. Раньше я все время боялась, какую оценку я получу, и всё время нервничала, а сейчас я спокойна, потому что уверена в себе.
На меня она не влияет совсем, я всегда учусь на отлично.
Самооценка на знания по физике влияет так, что если я знаю материал, поставлю себе хорошую оценку, а если не знаю, то должен поставить себе плохую оценку. Я буду всегда готовиться очень серьёзно, всё учить, чтобы знать больше по физике и получить хорошую оценку.
Самооценка помогла мне. Я начала лучше заниматься и готовлюсь к каждому уроку.
3. Как влияет самооценка на пропуски занятий?
Отрицательно, так как значительно уменьшает пропуски занятий даже по уважительным причинам.
Плохо, потому что за каждое пропущенное занятие нужно сдавать зачёт.
Отрицательно и нежелательно пропускать.
Лучше не пропускать, иначе оценка за полугодие будет ниже.
Лучше занятия не пропускать, так как оценка не ставится, а занятия засчитываются, поэтому я не пропускаю занятия по физике.
На пропуски влияет плохо, так как за полугодие выставляется средняя оценка с учётом всех занятий, поэтому пропускать весьма нежелательно.
Очень плохо. Это сильно влияет на итоговую оценку.
Никак, потому что я никогда не пропускаю занятия, тем более физику.
Зачем пропускать при условии самооценки.
4. Завышаете ли вы себе оценку? Почему?
Нет, я ставлю правильно. Потому что я человек честный.
Нет. Зачем терять к себе уважение учителя и ребят?
Я не завышаю себе оценку, так как потом будет мучить совесть.
Когда хорошо знаю, почему бы и нет.
И не завышаю и не занижаю, так как учусь для себя.
Нет. Мои знания должны соответствовать оценке.
Нет, ставлю такую оценку, какую заслуживаю. Потому что я честная.
Нет. Я знаю, на что я могу ответить. И всегда ставлю себе среднюю оценку. Я не знаю на 5 или на 3, и поэтому ставлю всегда 4.
Нет. Необоснованная оценка обнаружится на итоговых проверочных работах и будет стыдно.
Нет. Вдруг спросят, а ты ничего не знаешь.
Зачем завышать если сомневаешься, что ответишь на эту оценку.
Нет. Если я выйду к доске и расскажу на плохую оценку, мне хорошую оценку в журнал не поставят, а поставят ту, на которую я ответила (плохую) поэтому я её не завышаю.
Я не завышаю себе оценку, потому что если спросят, будет 2. и потеряешь доверие учителя.
Нет. Незачем. Потому что я уверен в том, что я могу рассказать на ту оценку, которую поставил.
5. Занижаете ли вы себе оценку? Почему? В некоторых случаях я занижаю себе оценку. Например, знаю на пять, а ставлю четыре. Потому что может случиться так, что я не смогу ответить на пять, так как в домашних условиях учится легче, а в классе как-то не так.
Редко, но если я не выучила, то занижаю или просто в себе не уверена.
Или знаю, что я выучила, но смысл не поняла.
Не занижаю, так как бываю уверена в своих знаниях.
Занижаю. Ведь не знаешь, когда и что забудешь.
Да, так как плохо запоминаю.
Иногда да. Потому что не уверена в себе.
Нет. Потому что я уверена в своих знаниях по физике.
Иногда я хорошо выучу урок и оказывается, что оценку учитель поставил выше.
При введении данной организации обучения учащиеся становятся гораздо более активными, освобождаются от комплекса неполноценностей, у них пропадает, страх при ответе, полностью снимаются стрессовые ситуации. Прекращаются конфликтные ситуации между учащимися и учителем, о величине поставленной оценки. У учащихся появляется уверенность в себе. Анализ и оценка учащимися своей деятельности воспитывает у них более ответственное отношение. Воспитывает такие важнейшие личностные качества, как самокритичность и требовательность к себе. Включение учащихся в процесс анализа и оценки собственной работы ни в коем случае не означает исключение из этого процесса учителя. В то же время у учителя как бы открываются глаза на реальный познавательный процесс учащихся: так, например если раньше учитель, как бы в наказание ставил не удовлетворительные оценки слабо успевающим учащимся, то теперь чаще всего эти учащиеся из урока в урок сами ставят себе либо низкие, либо неудовлетворительные оценки. В этом случае их стремление повысить свой социальный статус, честность и порядочность поражает учителя. Учитель как бы теряет кнут – двойку, отчего чувствует себя не очень уютно, у учителя появляется ощущение, беспомощности в этой новой педагогической реальности.
Учитель должен стать другим должен перешагнуть через свою консервативность, и многие свои привычки сломать стереотипы традиционной организации обучения. Перейти к ведению урока от диктаторского стиля к демократическому сотрудничеству с учениками.
Что и вынуждает его срочно совершенствовать свои педагогические способности в сторону индивидуального подхода к конкретным учащимся. Мотивировать этих учащихся на интеллектуальное развитие, на самообразование. Резко улучшить их социальную позицию в коллективе. Учить учится. Повысить у неуспевающих учащихся веру в свои силы, Учить использовать знания наработанные человечеством.
Таким образом, как показывает многолетний опыт работы по созданной организации обучения, в действительности без дополнительных затрат появляется возможность создавать оптимальный психологический климат в познавательном процессе учащихся. Значительно повышается коэффициент полезного труда учителя, а соответственно эффективность учебного процесса. Учитель становится ближе к учащимся к их самообучению. Обучать, и учится становиться легко не только без двоек, но, как правило, без троек. На основе выше описанной организации учебного процесса можно значительно упорядочить и улучшить всю систему образования. А именно: без каких либо затрат получать статистическую информацию (через интернет) об эффективности обучающих методик и доступности учебных пособий и на этой основе оперативно их совершенствовать. Позволяет изучать и чётко нормировать учебную нагрузку на учащихся, обосновать количество учебных часов, необходимых для изучения программы предмета в соответствии с Государственным Стандартом знаний и умений.
Данная организация учебного процесса разрабатывалась и совершенствовалась автором на протяжении 15 лет. Применялась в обычных школах 4 – 11 классах, техникумах, профтехучилищах творческими учителями Московской, Ленинградской, Горьковской, Ростовской областей, Тувинской АССР, а так же при проверке экспериментальных учебников по физике автора Н.М. Шахмаева в НИИ школ МП РФ в результате всегда отмечалась её высокая эффективность и целесообразность.
Введение выше описанной организации познавательного процесса не только значительно повышает эффективность любого учебного процесса в любом учебном заведении, но и раскрывается новое, широкое направление деятельности и развития педагогической науки.
Таким образом, проблема дальнейшего совершенствования качества образования, на первый взгляд в общем, то пустяковая, не требует ни каких материальных затрат. Для этого достаточно произвести психологическую революцию в умах педагогической общественности, сломать существующие стереотипы, преодолеть собственную за шоренность в педагогической деятельности по повышению качества процесса обучения. И развитие качества образования пойдёт быстрыми темпами. Но это как раз самое трудное самое сложное, переобучение учителей ломка их стереотипов. Некоторые “умники” говорят, что эта технология обучения применима только в гимназиях и прочих элитных школах. Не верьте! Не оскорбляйте своих учеников недоверием. Эта технология работает весьма эффективно не только в массовой и вечерней школах, но и в ПТУ и в техникумах.
Высказать своё мнение о статье, обругать, предложить дружбу, сотрудничество - Вы можете воспользовавшись электронной почтой по адресу: E-mail: nfleon@dio.ru