Цели занятия:
Образовательные:
- расширить знания о гибридологическом методе исследования;
- сформировать понятие “анализирующее скрещивание”, его использование в практике сельского хозяйства;
- сформировать у школьников знания о сущности и причинах неполного доминирования (промежуточного характера наследования).
- убедить учащихся в том, что взаимоотношения между генами в клетке не всегда складываются по принципу полного доминирования одного гена над другим.
- закрепить знания о роли хромосом в хранении и передаче наследственной информации, показать роль мейоза и оплодотворения в поддержании видового постоянства числа хромосом на примере анализирующего скрещивания и неполного доминирования;
Развивающие:
информационные
- продолжить развитие умений у старшеклассников записывать схемы скрещивания в генном и хромосомном выражении;
- развивать умение работать со схемами скрещивания, рисунками, текстом учебника, компьютером;
- умения применять знания генетической терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента и составлении схем скрещивания;
интеллектуальные:
- развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования)
- умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента)
- умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
Воспитательные:
- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности;
- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле.
- воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран
- динамическая таблица для решения задач “Кроликовод”
- индивидуальные карточки для решения задач на месте
- сигнальные карточки с генотипами гомозиготных особей по доминантному и рецессивному признакам, генотипы гетерозиготных особей
- схемы скрещивания, введены в компьютер
- тестовые задания с выбором одного правильного ответа
- задание на соответствие (работа за компьютером и на месте, для дальнейшей взаимопроверки)
- дифференцированные карточки для домашнего задания
- листы самоконтроля знаний и умений.
Ход урока
На доске эпиграф:
“Разуму свойственно размышлять,
то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос “почему”
и находить в цепи происходящего начало и конец”.Ж. Фабр [2] .
Вступительное слово учителя
Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Данное занятие даёт возможность “приоткрыть дверь” научного познания процессов, происходящих в живых организмах при размножении. Чтобы понять их, вспомним, как сложны процессы мейоза, лежащие в основе полового размножения, какие генетические закономерности проявляются при различных скрещиваниях.
В мире мудрых мыслей:
Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден – вперёд! [3]
I. Актуализация знаний. (Стадия вызова)
1. Терминологическая разминка (устно, фронтально)
Продолжите мои мысли…
- наука о наследственности и……..
- основоположник науки генетики…
- основной метод генетики……..
- парные гены…………………..
- взаимоисключающие признаки…..
- особи, дающие один сорт гамет ……
- особи, дающие разные сорта гамет….
- признак, который подавляется……
- преобладающий признак………….
- совокупность всех генов организма………
- совокупность всех внешних и внутренних …..
- скрещивание особей, отличающихся по одной …..
2. Решение задач у доски с динамическими таблицами “Кроликовод” и “Садовод”, эти же задачи решают учащиеся на месте (взаимопроверка)
3. Решение задач на месте(самоконтроль)
Карточки для самоконтроля (по мере выполнения задания ученик сверяет свое решение с правильным ответом)
Карточка №1 У собак чёрная окраска шерсти доминирует над коричневой. От скрещивания черной самки с коричневым самцом в потомстве все щенки оказались черными. 1) Какие генотипы родительских особей и потомства? Укажите генетическую закономерность. |
Карточка №6 У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухотонемоты - рецессивный по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей? Какая генетическая закономерность при этом проявляется? |
Карточка №2 У мышей длинные уши наследуются как доминантный признак, а короткие уши как рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотипы и фенотипы гибридов второго поколения при возвратном скрещивании. Какие генетические закономерности при этом проявляются? |
Карточка №7 Серого кролика скрестили с белой самкой. Гибриды первого поколения оказались все серые. Определите генотипы и фенотипы гибридов второго поколения при возвратном скрещивании с белой самкой. Какая генетическая закономерность при этом проявляется? |
Карточка №3 При самоопылении растений томатов с нормальными листьями в потомстве из 360 растений – 90 были с удлиненными листьями. Определите характер наследования признаков и генотипы родительских особей. |
Карточка №8 Карие глаза у человека – доминантный признак, голубые глаза – рецессивный. Какое потомство можно ожидать от кареглазого отца и кареглазой матери? Определите генотипы и генотипы родителей и детей. Какая генетическая закономерность при этом проявляется? |
Карточка №4 Черная окраска тела мухи дрозофилы является рецессивным признаком, а серая окраска - доминантной. Серая самка и черный самец дали только серое потомство. Определите генотипы родительских особей и потомства. Какая генетическая закономерность при этом проявляется? |
Карточка №9 Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. У ребёнка – голубые глаза. Каковы генотипы по цвету глаз у отца? У матери? У ребенка? |
Карточка №5 У собак короткая шерсть доминирует над длинной шерстью. При скрещивании собак с короткой шерстью в потомстве появился щенок с длинной шерстью. Определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства. Какая генетическая закономерность при этом проявляется? |
Карточка №10 А - нормальный слух, а - глухонемота. У глухонемой женщины родился глухонемой ребенок. Определите, какие могут быть генотипы отца, если нам неизвестен его фенотип? |
4. Остальные учащиеся работают с тестами по вариантам (проверяются сразу)
Вариант №1 | Вариант №2 |
1) Основоположник науки генетики:
2) Основной метод генетики:
3) Совокупность всех генов организмы- это:
4) Взаимоисключающие признаки - это:
5) Количество возможных генотипов при скрещивании типа: Аа х Аа
6) Количественное отношение при законе расщепления:
|
1) Ген – это часть молекулы:
2) Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление:
3) Фенотип – это совокупность:
4) К возвратному скрещиванию относят скрещивание:
5) Правило единообразия первого поколения:
6) Количество возможных генотипов при скрещивании типа ААх аа
|
II. Изучение нового материала. (Осмысление и закрепление)
Перед изучением нового материала обращаю внимание на мудрые мысли Анвари о силе знания.
Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,
Или то, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми. [3].
На доске (возможно на экране или мониторе компьютера) иллюстрационная схема скрещивания плодов клубники с красными и белыми плодами - при полном и неполном доминировании. Приложение№1
Вопросы классу:
- Какой признак доминантный?
- Какой рецессивный?
- Чем отличаются данные схемы?
- Какая генетическая закономерность проявляется при данных скрещиваниях у гибридов первого поколения?
- Какое расщепление по генотипу и фенотипу будет при неполном доминировании?
Формулирование вывода: при неполном доминировании каждому генотипу соответствует свой фенотип, расщепление -1:2:1.Запишите генотипы данного скрещивания в тетрадь.
Ролевая игра “Помощь кинологу” (проблемная ситуация)
Мужчина купил собаку чёрной масти и желает убедиться в её чистопородности. С кем вы посоветуете её скрестить, чтобы убедиться в том, что его не обманули? – (групповая форма деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа со схемами скрещивания за компьютером) Приложение №2
Формулирование вывода: чтобы установить генотип особи, имеющий доминантный признак необходимо данную особь скрестить с гомозиготной рецессивной особью, если в потомстве происходит расщепление (1:1), значит особь – гетерозиготная, такое скрещивание называется - анализирующее.
III. Домашнее задание
Стараюсь, чтобы в учебной деятельности наблюдалась направленность от репродуктивных к творческим видам заданий, от контроля - к самоконтролю, от оценки учителя - к самооценке ученика. Через решение задач определяю, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает.
1) индивидуальная дифференцированная карточка
Определить вероятность рождения гладких морских свинок в следующих случаях, если известно, что доминантный признак - вихрастость, рецессивный – гладкость шерсти.
Какие генетические закономерности при этом проявляются?
1) обе родительские особи гомозиготные вихрастые;
2) одна особь гомозиготная вихрастая, другая гладкая;
3) одна гетерозиготная вихрастая, другая гладкая;
4) обе особи гетерозиготные по вихрастости;
5) одна особь гомозиготная по вихрастости, другая гетерозиготная;
6) обе особи гладкошерстные.
Оценка “5”-6 заданий, “4”-4-5 заданий, “3”-3 и меньше.
2) Подготовить 10-15 вопросов к игре “Да- нет” (по желанию)
3) Подготовить карточку с терминами для выполнения задания “Разберемся с терминами”
IV. Закрепление
Обращаемся к словам эпиграфа.
1. Решение задач на неполное доминирование (устно) с использованием сигнальных карточек по самодельной схеме скрещивания корнеплодов редиса (фронтально, при этом учитель имеет возможность определить степень усвоения теоретических знаний сразу у всего класса).
2. Мысленный эксперимент как средство развития учебно-интеллектуальных умений.
Можно ли по фенотипу определить генотип особи, найдите убедительное доказательство - ролевая игра “Поможем зоотехнику?” (проблемная ситуация с использованием иллюстрированной схемы скрещивания, выполненной учащимися, нарисованной средствами MS Word,схема выводится на экран компьютера).
Предположим, имеется стадо коров, в котором есть животные чёрной и красной масти. Известно, что ген чёрной окраски шерсти – доминантный признак, а красной - рецессивный. В стаде есть чёрный бык с хорошими экстерьерными признаками, однако его генотип не известен. Какой генотип может иметь бык? С какой коровой необходимо скрестить, чтобы определить его чистопородность? ( Возможно решение задачи по двум вариантам:
- генотип АА,
- генотип – Аа
- анализ схем скрещивания)
- Какие генетические закономерности проявляется при данных скрещиваниях?
- Какое практическое значение для человека имеют законы наследственности?
3. Задание на соответствие (генетические закономерности при моногибридном скрещивании)
Аа х Аа; | 1:2:1 | единообразие первого поколения |
Аа х аа | 100% | закон расщепления |
АА х аа | 3:1 | анализирующее скрещивание |
Аа х Аа | 1:1 | неполное доминирование |
V. Итог урока
Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.
Д. Дьюи [2]
Давайте вернёмся к листам самоконтроля. Сформулируйте вопросы, которые возможно возникли у вас по ходу урока, помня о том, что умение ставить правильные вопросы не менее важно, чем умение давать правильные ответы. Оцените наличие у себя умений, которыми вы пользовались, выполняя задания в ходе урока.
Заполнение листка самоконтроля.
Листок самоконтроля Ф. И учащегося | класс | |
Этапы урока | самооценка | Что осталось не понятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос) |
Проверка знаний | ||
Изучение материала | ||
Закрепление | ||
Проверка умений: | ||
- составлять схемы скрещиваний | ||
- делать выводы | ||
- читать схемы скрещивания | ||
- работа на компьютере |
Литература:
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987.
- Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М., Госполитиздат , 1961.
- Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999, №3