Дополнительное образование - это специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие, и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.
Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергшихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важнейшего фактора развития личной художественной культуры.
Центром музыкального воспитания и образования детей были и остаются ДМШ, ДХШ а также эстетические центры общеобразовательных школ.
Такие явления, как демографический спад, массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка среды, а также резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важнейших средств формирования и развития личности, падения интереса родителей к художественному образованию усиливают неоднородность контингента учащихся центров эстетического образования по уровню способностей, усложняют процесс освоения образовательных программ.
Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать практически всех желающих.
Психологи утверждают, что все способности поддаются развитию и что именно методике обучения определенному виду деятельности принадлежит решающая роль в проявлении человеком способностей в данной области. В процессе обучения музыке ребенок приобретает необходимые навыки, знания, умения, проявляя при этом определенные музыкальные способности.
Центр образовательного процесса – ребенок, и задача школы – предоставить ему самые широкие возможности для успешного развития своих творческих способностей. В не зависимости от того, как ребенок попал в музыкальную студию – сам ли он этого захотел, или привели родители, - педагог сразу акцентирует его внимание на таких вопросах, как, ради чего он ходит заниматься, чем музыка интересна сама по себе, что оно может дать и почему ей следует уделять много времени, подкрепляя такие беседы посещением концертов, различных мероприятий совместно.
Хоровое пение - один из самых доступных для детей видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения пению у них развиваются художественные способности: музыкальный слух, музыкальная память, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству.
Сама специфика хорового исполнительства требует, чтобы вынесенное хоровым коллективом на суд слушателя произведение было не только грамотно разучено, закончено и решено в смысле художественного раскрытия его образа, оно должно быть, прежде всего, спето.
Вокальная работа в детском хоре наиболее сложна, так как она непосредственно связана с развитием такого хрупкого инструмента, каким является детский голос. В период его становления и развития, с ним надо обращаться очень умело. Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, учителю необходимо знать певческие возможности школьников.
Детский голосовой аппарат находится в состоянии неприрывного роста и развития. У детей младшего школьного возраста, до 9-10 лет голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, о нем говорят:
- "головное звучание",
- "фальцетное звучание".
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. Для детей 6-9 лет практикой установлено, наиболее типичный рабочий диапазон "до-ре1" - "ре2" октавы.
Методы вокально-хоровой работы целиком опираются на методы профессионального обучения пению, которые в применении к детям приобретают особую специфику.
Начиная с первых же занятий, внимание ребят следует обратить на выработку основных певческих свойств голоса - звонкости, полетности, являющихся главным источником красоты детского певческого звука. Ребятам нужно разъяснить, что качество воспроизводимого звука зависит от умения владеть своим голосом, а это владение достигается планомерным обучением вокальному искусству.
Чтобы научить детей естественному, красивому пению, необходимо привить им определенные певческие навыки: дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки.
Самая главная задача стоящая перед руководителем - зажечь первые искры интереса к хорошему пению, обучить основам хорового пения, а далее постоянно поддерживать этот возникший интерес (порой еще сложнее).
В первоначальном этапе вокально-хоровые навыки воспитываются в их элементарном виде, в процессе же дальнейшей работы они постепенно углубляются, развиваются и совершенствуются.
С первых же репетиций нужно приучить детей к свободному положению корпуса, головы, рук, ног. Все мышцы участвующие в голосообразовании должны быть в естественном состоянии покоя (обычно говорю: “ничего во рту не строим”). При пении нужно стоять или сидеть прямо, выражение лица во время пения должно быть естественным.
Известно, что основой правильного пения служит правильное дыхание. Выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством. Принципы певческого дыхания при работе с детьми в основном те же, что и с взрослыми. Однако необходимо учитывать возрастные особенности детей. Нельзя предлагать ребятам много сложных и непонятных для них приемов и терминов, например: “дети, берем хорошее дыхание и на устойчивой диафрагмальной опоре извлекаем фонационный слегка вибрационный тембрально звук”. Чтобы сделать понятным прием, который поможет детям добиться лучшего результата, целесообразно использовать жизненные образы, которые вызывают аналогичные физические и психофизические ощущения, таким образом, делает прием понятным. Например, выработать навык глубокого вдоха помогает такое сравнение: “ вдохни глубоко с удовольствием, как будто нюхаешь душистый, красивый цветок”, ребенку это понятно. Каждый участник хора должен почувствовать и осознать: вдох, задержку и экономное расходование воздуха при выдохе. Умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределить его на целую фразу в пении - важная задача в выработке навыков певческого дыхания.
На первых же репетициях необходимо познакомить детей с видами дирижерских жестов - внимание, взятие дыхания, вступление, снятие. Чтобы понимать язык дирижерских жестов; нужно быть очень внимательным. Можно предложить детям игру “в дирижера”. Все певцы с большим интересом относятся к показу своих товарищей, так как каждый может оказаться на их месте. Эта игра полезна тем, что она активизирует каждого поющего, приучает следить за каждым движением руки дирижера.
В детском хоровом пении применяются и мягкая, и твердая атаки звука. Основу певческого звучания составляет мягкая атака звука. Однако при мягкой атаке требуется точность и определенность в становлении звука, поэтому необходимо работать над преодолением расплывчатости и неопределенности его возникновения. Дети будут воспроизводить звук особенно осторожно, без толчка, если его сравнить нежным цветком, у которого при неосторожном обращении сразу опадут лепестки. В случаях применения твердой атаки надо обязательно следить за звуком, чтобы не был крикливым, форсированным (“как у Дональда Дака”).
Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. Первое требование здесь - воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Детям необходимо объяснить, что петь - значит тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук (гласные как тесто).
Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования является показ голосом самим руководителем хора, демонстрация правильного звучания и ошибок.
Основная задача первоначального этапа обучения - воспитание у ребят умения слушать самих себя, контролировать воспроизводимый звук, сосредоточиться на звучании. Если педагог постоянно воспитывает в юных певцах чуткое отношение к краскам голоса, акцентирует их внимание на анализе качества пения, то тем самым добивается и активизации слуха.
Становление любого вокально- хорового навыка связано с решением многих чисто технических задач, требующих напряжения духовных и физических сил каждого юного певца. Чтобы эта работа не была тяжелой, а наоборот, приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно.
Подвижность и неусидчивость ребят младшего школьного возраста заставляет искать разные формы в работе над вокально- техническими навыками. Метод восприятия через игру, через знакомые, близкие образы и понятия помогает поддержать у ребят интерес к предлагаемым упражнениям, желание добиться хорошего результата.
Используя игровые приемы на хоровых занятиях, можно добиться очень важного момента в коллективной деятельности – атмосферы эмоциональной отзывчивости. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра.
У маленьких детей тембр очень не ровен, что особенно проявляется в пении различных гласных, звучащих пестро и не красиво. Характер колыбельных песен способствует выработке ласкового, льющегося звука. Например, работая над “Сонной песенкой” Р. Паулса, дети рисуют перед собой образ младенца засыпающего под звуки песни, и чтобы не испугать и не разбудить малыша надо петь ласково, тихо. В результате исполнения становиться выразительным, звукообразование правильным, а звук легким близким, именно таким, какого надо добиваться. Выразительное осмысленное исполнение, помогает лучше овладеть соответствующими вокальными навыками.
Таким образом, в процессе выразительного пения у детей развивается творческое отношение к исполняемому репертуару, то есть у них создается та психологическая основа, без которой не мыслимо успешное вокальное воспитание.
Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания.
Вокальная работа в детском хоре – процесс трудный и длительный. Она приносит плоды не сразу. Педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, находить верные слова, сочетать требовательность, серьезность тона с веселой искрометной шуткой во время снимающей напряжение, усталость, поддерживать и ободрять своих юных певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями.