Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках физики

Разделы: Физика


“Мышление, как и всякая деятельность
человека, всегда исходит из каких-то
побуждений: где их нет, нет и
деятельности, которую они
могли бы вызвать …”

С.Л.Рубинштейн.

Современные подходы в образовании требуют не поднесение готовых знаний и последующее их заучивание учащимися, а обучение методам самостоятельной работы, что позволит ученикам самим пополнять свои знания.

Говоря о формировании у учащихся навыков самостоятельной работы, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у ребят самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к самообразованию и продолжению учения.

Овладение знаниями требует от учащихся самостоятельной работы в виде наблюдений, постановки опытов, изучения литературы …

В процессе обучения физике, применяя различные виды самостоятельной работы, необходимо учитывать весь предшествующий опыт учащихся, уровень их подготовки. Так как учебник является обязательным средством обучения, то прежде всего нужно учить детей работать с учебником. Для достижения этой цели с первых уроков знакомлю со структурой учебника, показываю как пользоваться алфавитным указателем, как быстро найти ответ на интересующий вопрос. Затем говорю о справочных таблицах, помещённых в сборнике задач. Если в начале года на работу с предметно-именным указателем уходит намного больше времени, чем хотелось бы, то в дальнейшем ребята быстро справляются с этой работой.

Выдвижение перед учащимися конкретных задач логического характера придаёт работе с учебником целенаправленный характер и побуждает их к поискам ответов на поставленные вопросы, они стараются вчитываться в текст.

Например, при изучении темы “Смачивание и капиллярность” задаю учащимся вопросы:

а) может ли иголка держаться на воде?
б) можно ли в решете принести воду?
в) почему зонт не промокает?

После того как ребята попытались ответить на вопросы, я прошу их открыть учебник, прочитать параграф и вновь ответить на эти вопросы.

Теперь, что касается работы с рисунками, к ней тоже отношусь серьёзно. В работе с рисунками учащиеся вырабатывают привычку всматриваться в них и получать больший объём информации. Для этого необходимо ставить перед учениками серию вопросов, которые сосредоточат их внимание на рисунке. Ребята учатся определять устройство и принцип действия прибора.

Например, при повторении темы “Инерция” я показываю схемы зернометателя и воздухоочистителя. Задаю вопросы:

  1. Для чего служит это устройство (машина)?
  2. Назовите основные части этого устройства (машины).
  3. Каков принцип действия этого устройства (машины)?
  4. Какое физическое явление положено в основу действия этого устройства (машины)?

Для выработки внимательного чтения, обдумывания содержания текста даю задание: прочтите текст, поставьте вопросы по тексту. Вопрос и ответ на него запишите в тетрадь. После работы с текстом учащиеся по очереди задают вопросы друг другу и сами оценивают ответы. Такой метод самостоятельной работы можно рассмотреть на примере изучения тем: “Броуновское движение”, “Виды деформаций”, “Конденсаторы”, “Различные виды самостоятельного разряда” и другие.

Связь самостоятельной работы с учебником и экспериментом, решением задач осуществляется с помощью следующих заданий. После проведения опыта с прибором Ленца, предлагаю, пользуясь текстом учебника, ответить на несколько вопросов:

  1. Почему алюминиевое кольцо приходит в движение при перемещении магнита?
  2. Зависит ли движение кольца от характера движения магнита?
  3. Зависит ли движение кольца от того, каким полюсом к нему подносится магнит?
  4. Почему не перемещается разрезанное кольцо?

Поиск ответов на вопросы сопровождается беседой, выполнением рисунков, повторением эксперимента.

После демонстрации опыта по самоиндукции, для выяснения причин физического явления предлагаю задание: используя текст учебника, выясните причину неодновременного загорания ламп при замыкании цепи.

Для развития познавательных способностей учащихся необходимо давать задания, требующие самостоятельного доказательства, объяснения или вывода нового знания. С этой целью следующие задания:

  1. Сравнить гравитационное и электростатическое взаимодействие. Как изменяются силы взаимодействия с изменением расстояния между телами и зарядами? Возможно ли экранирование от этих сил? Каков характер взаимодействия (притяжение, отталкивание)?
  2. Зная понятие напряжённости электрического поля самостоятельно вывести формулу напряжённости поля, создаваемого точечным зарядом.
  3. Доказать, что 1В/м=1Н/Кл

Те учащиеся, которые не могут справиться самостоятельно, обращаются к помощи учебника.

Полезно больше внимания обращать на использование учебника при решении качественных задач, во-первых, потому что эти задачи посвящены непосредственно объяснению физических явлений. Так при изучении закона Кулона учащимся предлагается следующий качественный вопрос: используя текст изученного параграфа, объясните, почему два одноимённо заряженных металлических шара могут на больших расстояниях притягиваться друг к другу. Противоречит ли это закону Кулона?

Развитию навыков самостоятельной работы способствует решение экспериментальных задач, которые могут быть использованы как на уроке, так и дома, а также при проведении практикума или олимпиады.

Например, при изучении темы “Капиллярные явления” предлагаю ребятам определить диаметр капилляров промокательной бумаги, а при проведении практикума они получают такое задание: располагая пустым стержнем от шариковой ручки, определить коэффициент поверхностного натяжения.

Во время школьной олимпиады учащиеся получают задание: определить сопротивление реостата, используя следующие приборы - источник тока, вольтметр, резистор с известным сопротивлением, соединительные провода.

Для осознанного запоминания физических законов необходимо на уроке и дома решать вычислительные задачи. Учащимся предлагается следующий план решения задачи:

  1. Записать краткое условие задачи. Выразить известные величины в СИ.
  2. Выполнить рисунок, схему или график.
  3. Применив соответствующий физический закон, составить уравнение для нахождения неизвестного.
  4. Дополнить условие физическими константами и табличными данными.
  5. Вычислить результат, убедиться в его правдоподобности.
  6. Проверить правильность решения (по наименованию).

При решении задачи применяю следующие методы:

а) после того как объяснила способ решения задачи, предлагаю учащимся решить аналогичные задачи самостоятельно в рабочей тетради, положив под соответствующую страницу чистый лист с копировальной бумагой; когда работа окончена, ученики сдают мне листы с копиями решения, а по тетради сверяют выполненные ими записи с верным решением, исправляют свои ошибки;

б) вначале вместе с учащимися рассматриваем образцы решения задач; после разбора одной-двух задач, класс делится на две группы: одну составляют учащиеся, которые могут самостоятельно решать последующие задачи (им даются индивидуальные задания), другую остальные ученики (они решают далее совместно задачу под руководством учителя).

Проведение лабораторной работы начинаю с выяснения цели работы. Сильные учащиеся цель работы записывают самостоятельно и приступают к её выполнению, занося результаты измерений и вычислений в тетрадь. При выполнении работы они , по мере необходимости, пользуются инструкциями, имеющимися в учебнике. Со слабыми учащимися мы вместе выясняем цель работы и способы её выполнения, поэтапно проделывая каждый пункт инструкции.

На предшествующем уроке с учащимися повторяются вопросы теоретического и практического характера:

а) теоретический материал, необходимый для выполнения работы;
б) снятие показаний с приборов;
в) включение в цепь электроизмерительных приборов;
г) сборка электрических цепей и т.д., а также правила по технике безопасности.

Более высокую форму организации лабораторно-практических занятий представляет лабораторный практикум. Его отличает прежде всего большая самостоятельность учащихся. Для проведения практикума класс делят на группы по четыре человека. Каждая выбирает себе командира. Командир организует деятельность группы.

К каждой работе практикума составлена инструкция, которая включает:

  1. Краткие сведения по теории вопроса.
  2. Перечень приборов.
  3. Описание хода выполнения работы.
  4. Указания о порядке записи результатов измерений.

Кроме того, в инструкцию вводятся контрольные вопросы. Группа, которая первая достигла цели, получает право первого ответа. Задаю любой из предложенных вопросов любому члену группы. И так “прохожу” все вопросы. Если каждый ученик отвечает на предложенный ему вопрос, то всем членам группы выставляется “5”. Если ученик не отвечает на поставленный вопрос, он может попросить помощь у группы, но тогда все её участники получают “4”. Если вся группа не знает ответа на два вопроса, то оценка “3”.

Для того, чтобы совершался мыслительный процесс, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать. К активной мыслительной деятельности приводит состояние психического затруднения, которое возникает лишь в том случае, когда у учащегося имеется некоторая база знаний по поставленному вопросу, но этих знаний недостаточно для ответа на вопрос.

Как привести учащихся в состояние психического затруднения, чтобы они стали думать и самостоятельно делать выводы, хочется рассмотреть на примере урока по теме “Капиллярные явления. Смачивание”. Перед уроком учащимся предлагаю задания:

1) вспомнить из практики, в каком случае почва быстрее высыхает, когда она рыхлая или плотная?

2) когда обычно производят боронование: до дождя или вскоре после дождя?

3) меняют ли глубину культивации почвы в засушливый и сырой периоды?

4) почему портятся нижние слои зерна, хранящиеся на току, укатанном катком, несмотря на то, что оно сыпалось сухим в совершенно сухую погоду? В рассматриваемом задании в классе достаточно остановиться на 2-ом и 4-ом вопросах. Обычно ребята дают верный ответ на 2-ой вопрос, но объяснить с позиции законов физики вопрос: “Почему же боронуют именно после дождя?”,не могут. На 4-ый вопрос ребята также отвечают верно, объясняя порчу зерна попаданием в него влаги, но на вопрос: “Почему влага поднимается вверх?, они не дают верного ответа.

Раскрыть сущность этих процессов помогает материал темы “Капиллярность”. После объяснения материала вновь обращаемся ко 2-му и 4-му вопросам, а затем и к 1-му, 3-му вопросам.

Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

Выбор видов самостоятельной работы зависит от уровня развития учащихся и характера излагаемого материала.