Обобщающий урок-игра "Слабое звено"

Разделы: Информатика


Тип урока: обобщающий урок.

Вид: урок-игра.

Технология: игровая технология.

Цели урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся.
  • Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности.

Задачи урока:

  • Повторение и обобщение знаний.
  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
  • Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Подготовка к уроку.

Перед началом игры нужно подготовить список задач или вопросов с ответами. Используемые в “Слабом звене” задачи и вопросы могут быть разной сложности, могут использоваться вопросы с формулировкой “Верно ли, что “.

При подборе задач можно даже не пользоваться принципом новизны: слишком часто оказывается, что формулировка задачи для школьника известна, а решать он её не умеет.

Нужно заготовить карточки, на которых указана сумма выигранных очков, - эти карточки ученикам показывает ассистент ведущего.

Столы в кабинете расставляются полукругом перед столом ведещего и ассистента.

Каждый ученик должен иметь несколько листков, на которых будет записывать имена выбывающих участников игры и для вычислений.

Правила игры.

Игра сводится к следующему: ведущий читает вопрос по очереди всем участникам, ассистент показывает колличество набранных баллов. Перед тем, как ведущий задаст вопрос очередному участнику, он может положить набранную командой сумму в банк. Задача игроков - создать как можно более длинную цепочку правильных ответов и положить в банк максимально возможную сумму. Время каждого тура ограничено. После окончания тура команда выбирает “слабое звено“ – выбывающего из игры участника. В конце игры остаются два участника, между которыми проводится “дуэль“ из пяти пар вопросов, которая и поможет выявить самого сильного участника игры.

Ход урока

1. Вступление.

Учитель:

Здравствуйте! Сегодняшний урок мы проведём в виде известной игры “Слабое звено”. Восемь участников занимают место за столами. В качестве ассистента мне поможет …. Вы помните правила? Задача игроков – построить как можно более длинную цепочку правильных ответов. Не забывайте положить выигранную сумму в банк! После каждого периода вы должны выбрать самого слабого игрока, который покидает игру. Итак, начинаем!

1-й период.

  • К устройствам ввода или вывода относится монитор? (вывода).
  • Назовите устройство, которое является “мозгом” и координирующим центром компьютера. (процессор).
  • Что относится к внешней памяти компьютера: монитор или магнитный диск? (магнитный диск).
  • Какое популярное у игроков устройство ввода вы знаете? (джойстик).
  • Что меньше 1 Мб или 1 Кб? (1 Кб).
  • Укажите наименьшую единицу измерения информации. (1 бит).
  • Сколько бит в 1 байте? (8 бит).
  • Стандартное устройство для ввода алфавитно – цифровых данных в компьютер. (клавиатура).
  • Адрес – это порядковый номер элемента массива или часть письма в электронной почте. (часть письма в электронной почте).
  • Оперативная информация может храниться в книгах или в голове человека? (в голове человека).

Учитель:

Вы положили в банк … очков. Из-за кого мы теряем очки в игре? Напишите имя самого слабого участника!

Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель:

Продолжим!

2-й период:

  • Является ли принтер устройством ввода информации? (нет).
  • Сколько байт в 1 Кб. (1024).
  • Вирус – это ошибка в программе или возбудитель инфекционного заболевания? (возбудитель инфекционного заболевания).
  • Как называются знания, получаемые человеком из различных источников? (информация).
  • Какие устройства называются периферийными? (внешние).
  • При каком напряжении в сети работает компьютерный класс? (220 В).
  • Отраслью какой науки является информатика? (кибернетика).
  • В коробке меньше 9, но больше 3 шаров. Сколько шаров может быть 2 или 5? (5).
  • Как называется универсальное программно управляемое автоматическое устройство для работы с информацией? (компьютер).
  • Диск – это носитель информации или геометрическая фигура? (носитель информации).

Учитель:

Вы положили в банк … очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

3-й период:

  • Может ли человек заразиться компьютерным вирусом? (нет).
  • Как называются имена программ, записанные в начале дискеты? (каталог).
  • Сеть – это совокупность строк и столбцов в таблице или несколько соединённых между собой компьютеров? (несколько соединённых между собой компьютеров).
  • Информация, хранимая в книгах, на магнитных носителях называется архивной или внешней? (внешней).
  • В реляционной БД информация организована в виде сети или таблицы? (таблицы).
  • Устройство, позволяющее соединить компьютер с телефонной сетью? (модем).
  • Информацию из оперативной памяти можно сохранить на внешнем запоминающем устройстве в виде чего? (файла).
  • Как называется множество символов, используемых для представления информации в некотором языке? (алфавит).

Учитель:

Вы положили в банк … очков. Назовите имя того, кто теряет очки, кто самое слабое звено?

Продолжим!

4-й период:

  • Размер символьного компьютерного алфавита. (256 символов).
  • Как называются светящиеся точки, из которых состоит структура изображения на экране дисплея? (пиксель).
  • Устройство для ввода изображения с листа. (сканер).
  • Как называется всемирная глобальная компьютерная сеть? (Internet).
  • Что такое обмен письмами в глобальных сетях? (электронная почта).
  • Как называется строка в БД? (запись).
  • Назовите наименьший структурный элемент ЭТ. (ячейка таблицы).

Учитель:

Вы положили в банк … очков. Назовите имя того, кто нам мешает заработать больше очков!

Команда выбирает самое слабое звено.

Продолжим!

5-й период:

  • Определить факт это или правило: Президент – глава государства. (правило).
  • Как называется столбец таблицы в БД ? (поле).
  • Клетка ЭТ называется текущей, если она видна на экране или в ней находится курсор. (в ней находится курсор).
  • Является ли информация 2*2=4 для вас информативной? (нет).
  • Выразите в битах 5 байт. (40 бит).
  • Является ли клавиатура устройством ввода информации? (да).
  • Верно ли утверждение, что работой процессора управляет оперативная память? (нет).

Учитель:

Вы положили в банк … очков. Из-за кого мы теряем очки в игре? Напишите имя самого слабого участника.

Команда выбирает самое слабое звено.

Продолжим!

6-й период:

  • С помощью чего мы получаем информацию? ( с помощью органов чувств).
  • Верно ли что в памяти компьютера цифры записываются клинописью? (нет).
  • В клетку ЭТ можно занести числа или формулы? (и числа и формулы).
  • Как называется программное обеспечение компьютера для работы с БД? (СУБД).
  • В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой) если он смотрит телевизор? (образной).

Учитель:

Вы положили в банк … очков. Назовите имя того, кто у вас третий лишний. Кто из вас слабое звено?

У нас осталось двое участников. Мы зададим им по 5 пар вопросов. Выиграет сильнейший!

Супер-игра.

1.1. Римская система счисления позиционная или не позиционная? (непозиционная).

1.2. Арабская система счисления позиционная или не позиционная? (позиционная).

2.1. Назовите фамилию учёного, создавшего проект аналитической машины с программным управлением. (англ.учёный Ч.Беббидж).

2.2. Кто является основоположником отечественной вычислительной техники? (С.А.Лебедев).

3.1. Назовите имя первой программистки, в честь которой назван один из современных языков программирования? (Ада Августа Лавлейс писала программы для аналитич.машины Беббиджа).

3.2. Около 200 лет назад на знаменитой улице одного знаменитого города был открыт “храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет”. В нём были собраны лучшие работы народных умельцев того времени. Где это было? (Санкт – Петербург, Невский проспект).

4.1. Нужно по заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу:

Если 2 дела одновременно делать, то ничего не получиться.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4.2. Если делать дело не торопясь, то быстрее закончишь.

Тише едешь – дальше будешь.

5.1. Чем занимается наука криптология? (наука о защите информации).

5.2. Какие функции выполняет в компьютере “винчестер”? (на него записывается информация).

6.1. Кто изобрёл механическое устройство для сложения и умножения чисел? (Готфрид Вильгельм Лейбниц, XVII век).

6.2. Как называются программы, предназначенные для связи с внешними устройствами? (драйверы).

Награждение.

Список литературы

  1. И.Г.Семакин и др. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 кл. – М.: ЛБЗ, 2001 г.
  2. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. – М.: ЛБЗ, 2001 г.
  3. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: ЛБЗ, 2002 г.
  4. Информатика в понятиях и терминах: Книга для учащихся старших классов средней школы./ Г.А. Бордовский, В.А.Извозчиков, Ю.В. Исаев, В.В. Морозов; Под ред. В.А. Извозчикова. – М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Большой справочник школьника. 5 – 11 кл. – 2 –е изд. – М.: Дрофа, 1999 г.
  6. Учебный справочник школьника. – М.: Дрофа, 1999 г.
  7. Энциклопедия для детей. Том 22. Информатика/ Гл.ред. Е.А. Хлебалина, вед.науч.ред. А.Г. Леонов. – М.: Аванта +, 2003 г.