Цели:
- обобщить знания детей о творчестве С.В.Михалкова,
- расширить круг читаемых произведений,
- воспитывать интерес к чтению рассказов, стихов,
- развивать умение выразительно читать, инсценировать,
- развивать интерес к литературе.
Оборудование:
- портрет С.В.Михалкова
- произведения автора, картина автобуса, карточки со словами “писатель”, “поэт”, “баснописец”, “драматург”, “сказочник”, “рассказы”, “стихи”, “басни”, “песни”, “сказки” и карточки с названиями произведений С.В. Михалкова,
- мелодия песни “Мы едем, едем, едем….”
- индивидуальное задание “Биография С.В.Михалкова”
- на доске записаны слова К.И.Чуковского “Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть урока.
1. - Сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем путешествовать по страницам произведений С.В.Михалкова.
Я прочту вам строки из произведений, а вы попробуете их отгадать.
Кто на лавочке сидел.
Кто на улицу глядел……Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал щенок.Вот послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята
Их по счёту ровно пять.
(ребята отгадывают и на доске появляются карточки с названиями этих произведений.)
2. Обобщающая беседа
– Да все эти произведения и другие написал С. В.Михалков- поэт, знаток детских сердец. (портрет С.В.Михалкова)
С.В.Михалков родился 12 марта 1913 года в Москве. Отец, Михалков Владимир Алексеевич, был родом из дворян. Много работал над изучением жизни и выращиванием птицы. Мать, Ольга Михайловна, была в жизни доброй, мягкой. Она была сестрой милосердия, затем учительствовала. Семья Михалковых жила скромно. У Сергея были два брата - Алексей и Михаил. Сергей писать начал в 10 лет. Всё записывал в тетрадь. Жила семья круглый год на даче. Школа была далеко. Поэтому взяли в дом няньку-немку, Эмму Ивановну Розенберг. Она присматривала за детьми. Когда Сергею надо было идти в 4 класс, семья переехала в город. Скоро Михалкову исполнилось 12 лет, и он помогает отцу продавать книгу- “Что надо знать крестьянину-птицеводу”. Автором этой книги был его отец. Коротая вечера, Сергей Владимирович, выпускал домашний журнал. В 1927г. семья переезжает в Пятигорск. Когда Михалкову исполняется17 лет, он отправился в Москву прокладывать литературную свою дорогу. С тех пор он написал много стихов для детей, пьес, басен, сказок, занимался переводом.
Сергей Владимирович награждён за свой труд многими наградами.
3. – Чтобы поближе познакомиться с произведениями Михалкого мы отправимся в путешествие.
(На доске появляется картина автобуса. А перед ним картинки животных - кота, попугая, собаки, обезьяны, чижа.)
Но почему перед нашим автобусом портреты этих животных?
(потому, что о них говориться в песне.)
В какой песне? (…………)
Ребята, слова к этой песне написал Сергей Владимирович Михалков.
(поют первый куплет песни и начинают путешествие.)
Приехали! Первая остановка “Басни.”
(на доске появляется название станции)
Как называют того человека, кто пишет басни? (………)
(на доске появляется запись “баснописец”)
Первая басня Михалкова заканчивалась такими словами…
Мораль сей басни такова,
Что много тех людей
На свете белом,
Которым надо подсказать,
Что людям лучше помогать
Не только словом но и делом.
- Послушайте басни, которые написал Михалков.
(дети читают басни)
Кто участвует в баснях?
(разговор о стиле написания, о героях и т. д.)
Да, это звериное царство представляет различные характеры, которые так похожи на человеческие, трусость, лень, зазнайство и т.д.
4. Отправляемся дальше в путь.
(дети поют 2 куплет)
Другая остановка - “Стихи”
Как называют человека, который пишет стихи? (……..)
(на доске появляется запись “поэт”.)
Сергей Владимирович в своих стихах смеётся, мечтает, обижается, как в детстве. И даже видит и слышит, как школьник. Вот послушайте стихи поэта.
(дети рассказывают стихи)
“Прививка”
Что смешного?
А для чего надо делать прививки?
Как вы себя чувствуете, когда заболеете?
А хотите ли вам болеть?
А вот герои Михалкова хотят болеть. Почему?
“36,5”
- Уже не одно поколение выросло на замечательных стихах Сергея Владимировича. Поэма для детей “Дядя Стёпа” одно из самых известных и любимых произведений.
“Дядя Стёпа”
“Считалка”
- В стихотворениях Михалкова мы видим, чем ребята занимаются во дворе, как они дружат, как они любят и ухаживают за животными.
“Мой щенок”
“А что у вас”
(по каждому стихотворению проводиться небольшой разбор)
Корней Иванович Чуковский сказал так: “Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила”.
(эти слова Чуковского записаны на доске)
5. Едем дальше.
(поют часть 2 куплета)
Станция “Сказки”.
Значит он ещё и кто?
(сказочник)
(на доске появляется запись “сказочник”)
-Михалков как сказочник начал свой путь в 1936г с пересказа весёлой английской сказки “Три поросёнка”. Эта сказка под пером Михалкова превратилась в современную детскую сказку. И все, наверно, знают весёлую песенку из этой сказки. Давайте мы её послушаем и вместе с этой песенкой проследуем к следующей станции.
(поют песенку”)
Станция “Пьеса”.
Да-да. Сергей Владимирович пишет и пьесы, которые шли во многих театрах.
А человек, который пишет пьесы, как называется…………(драматург)
(на доске появляется запись “драматург”)
Вот сейчас мы и посмотрим одну из пьес Михалкова, которую приготовили для нас ребята. Эта пьеса называется “Как старик корову продавал”
III. Итог урока.
Посмотрите кем был Михалков? (баснописец, поэт, сказочник, драматург, писатель)
Что он писал? (………..)
А какие он написал произведения? (…………….)
И это только маленькая толика того, что написал Михалков. Сам себе он задавал вопрос: “Для чего я живу? ”
И сам на него отвечал: “Ради ощущения жизни. Ощущения того, что ты и твой труд нужен людям”
В 1973г ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда
Михалков - поэт наш славный,
Много книг он написал
Их читают и бывалый,
И, конечно, все, кто мал.
Все стихи его чудесны
Как нам нравятся они!
Домашнее задание. Рисунок к любому понравившемуся произведению.