Методическое объединение классных руководителей создается в школе на основе нормативно-правового локального акта. Это неформальное объединение учителей на основе общности интересов. Обычно все новые идеи рождаются внутри таких объединений. Затем эти идеи закладываются в основу программ воспитания или развития школы. Деятельность ШМО может быть построена не просто разносторонне, но и достаточно необычно.
Так в нашей школе действует 12 класс – это и есть ШМО классных руководителей. У класса есть свой гимн, эмблема, разработана структура формальных и неформальных групп. Причем на последние обращается особое внимание, так как именно они дают самые лучшие результаты. Например, тандем библиотекаря и классного руководителя 5а класса (учитель русского языка) разработал и защитил великолепный проект “Веселое рождество”, классные руководители 10а,10б и 10в классов вместе провели не одно мероприятие с высоким организационным уровнем.
Во время аттестации школы мы разработали презентацию деятельности своего МО. В ней мы показали свою работу по теме: “Формирование профессиональных компетентностей классных руководителей в работе с учащимися, родителями, классным коллективом через внедрение деятельностного подхода”. Задачи, которые мы ставили пред собой следующие:
- Организация информационно-методической помощи классным руководителям
- Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность
- Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.
- Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
Мы выдели следующие функции нашего МО:
- Научно-методическая
- Организационно-координационная
- Планирование и анализ
- Инновационная
Каждую функцию представили своими авторскими формами и наработками.
Так научно-методическая функция представлена нашими программами, над реализацией который работает вся школа в воспитательном процессе: “Музей – как центр воспитательной работы в школе и культурно-просветительской деятельности в социуме”, “Главное-характер”, “Менеджеры школы XXI века”, “Родники” и другие. А так же следующими формами работы, как:
- Портфель классного руководителя
- Конкурсы профессионального мастерства
- Конкурсы методических разработок
Нами разработано свое содержание портфеля классного руководителя. Ежегодно мы проводим различные конкурсы, такие как “Портрет моего класса”, “Самый лучший классный час” и другие. Год от года активность учителей в них возрастает.
Организационно-координационную функцию МО классных руководителей осуществляет через:
- Разработка электронного варианта классного проекта
- Карта реализации классных проектов
- Разработка критериев оценки проектов
- Образовательно-воспитательный результат классного проекта
Третий год основным рабочим документом классного руководителя является классный проект. Он выбирается из предложенного списка тем, разрабатывается совместно с ребятами и, самое главное, имеет продукционный результат в виде открытого мероприятия, коллекции, альбома, акции и другое. Разнообразию форм проектов нет предела. Составляется карта реализации проектов на год и разработаны критерии оценки их: презентация, широта, актуальность, уровень защиты. Итоги подводятся на фестивале достижений в конце года, есть специальная номинация “Самый классный проект”.
Функция планирования и анализа тоже имеет свои особенности и интересные формы:
- Планирование с помощью организационно-деятельностной игры
- Экспертиза воспитательного пространства школы
- Анализ инновационной работы
- Самоанализ компонентов воспитательной деятельности
- Самоанализ работы классного руководителя согласно должностным обязанностям
К сожалению, в рамках одной работы нельзя подробно описать эти формы. Так организационно0-деятельностная игра “Открытое пространство” имеет целую технологию, которая не требует особой подготовки, но которая позволяет вовлечь в процесс обсуждения буквально каждого. Ее можно проводить не только при планировании и анализе, но и при решении любой проблемы. Экспертиза воспитательной и инновационной работы проводится анкетированием по 8 критериям: широта, актуальность, результативность, комфортность, интегративность, упорядоченность и другие. Рейтинг направлений воспитательной работы является авторской разработкой. Он служит для определения приоритетных направлений на следующий учебный год.
Инновационная функция у нас представлена следующими формами:
- Включение информационных технологий в воспитательный процесс
- Применение технологии “Открытое пространство”
- Применение проектной технологии
- Музейные площадки
- Собственная издательская деятельность
Музейные площадки стали применяться классными руководителями в ходе реализации программы по музейной педагогике, используя базу школьного историко-художественного музея. Это интересная интеграционная форма поведения занятия с детьми, позволяющая развить информационную, коммуникационную и эстетическую культуру учащихся. Например, музейная площадка “О чем говорят старые фотографии”, проведенная классным руководителем 10а класса, включала в себя поисковую операцию по сбору старинных фотографий, составление экспозиции собранного материала, представлении его слушателям, встречу с опытными фотохудожниками, творческую мастерскую по изготовлению рамок для фотографий. Все интересные мероприятия собираются в один сборник и печатаются для пользования в школе, а так же представляются на различные конкурсы.
Все желающие могут познакомиться с нашей презентацией. Приложение 1.