Цели:
- систематизировать знания о роли растений в жизни человека, способствующие охране и укреплению здоровья человечества;
- способствовать развитию памяти, логического мышления, умению самостоятельно добывать знания;
- раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения, воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому на Земле, к собственному здоровью.
Оборудование: Красная книга, гербарий растений, рисунки знаков-предупреждений, картина “Лес”, таблица лекарственных растений.
Ход и содержание урока
I. Вводная часть
– Ребята! Сегодня, в зимний морозный день нам предстоит знакомство с удивительным миром растений. Мир, который кормит нас, одевает, лечит, защищает от неблагоприятных воздействий. Во время знакомства постарайтесь узнать интересные и поучительные факты о природе, растениях, о том, как сохранить прекрасную природу Земли.
О люди, мыслю я, у всех, у нас
Есть мать одна по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живём, запечатлев навеки
В душе прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.
II. Фронтальный опрос
Учитель.
– Что такое природа?
– Как объясните: В природе всё взаимосвязано?
– Какое значение имеет природа для людей?
– Что такое “Зелёная одежда Земли”?
– Что такое растения?
– Назовите группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые).
– Какие органы есть у большинства растений?
Растения – живые существа, значит они…дышат, питаются растут, размножаются , живут и умирают.
Если бы на Земле не было растений, в воздухе не было бы кислорода, значит люди и животные не могли бы жить на Земле.
– Что такое растениеводство? Для чего люди выращивают растения?
– Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания? Какие продукты растениеводства мы используем ежедневно? (картофель, хлеб, сахар, крупы)
– Какое значение для человека и животных имеют растения?
III. Работа над новым материалом
Сегодня у нас немного тревожный урок. На доске плакат: “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину. (М. Пришвин)”.
– Как вы понимаете эти слова?
Да велико значение природы для жизни человека. С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством, строят города, дороги, распахивают луга, вырубают леса. Всё это необходимо. Но продолжая разговор о растениях, нельзя забывать, что по вине человека многие растения становятся редкими, а иные исчезают совсем из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов или заготавливают как лекарственные средства.
На уроках природоведения вы уже знакомились с Красной книгой Башкортостана. Почему она названа Красной?
– Это памятка, предупреждающая, что растения, занесённые в неё, требуют охраны.
Вдумайтесь, ребята, в строки из стихотворения С. Островского “Красная книга”:
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего
И ползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды,
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
Сегодня вы узнаете о редких и исчезающих первоцветах нашей республики, а также растениях, которые помогают нам сохранять здоровье. Думается, что вы сделаете всё, чтобы они радовали нас всегда. (Зачитать из “Красной книги” и показать несколько растений)
IV. Зарядка для глаз
V. Чтение статьи учебника, только правила поведения в природе.
– Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства?
На доске рисунок ландыша.
– Что это за растение?
Игра
Класс делится на следующие группы:
I группа – “Потребители”
II группа – “Юные хранители природы”
III группа – “Эксперты”
Первые две команды дают ответ на вопрос: хорошо или плохо нарвать букет ландышей. (Проблемная ситуация)
На доске:
цветы завянут богатство подарить … букеты беречь пахнут вред … в лесу … … стоят исчезнут правила поведения уют … пустой не нанести природе
Потребители: “Нарвать букет хорошо. Цветы красивые, их можно подарить. Они хорошо пахнут. Уютно, когда они стоят дома”.
Юные хранители природы: “Нарвать букет плохо, цветы быстро завянут и их выбросят. если будешь рвать большие букеты – нанесёшь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет пустым, некрасивым”.
Эксперты: “Леса – богатство нашего края! Их надо беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения, в нём, чтобы не нанести вред природе”.
– Ребята, а вы знаете, почему мы заговорили о ландыше? Люди рвут их не задумываясь. А ведь, чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семя попадёт в землю, должно пройти 10 лет. Дети, поступившие в 1 класс, успеют за это время окончить школу. Подумайте об этом.
Если мы сохраним красоту зелёных растений, то и животные нам отплатят красотой. Ведь в природе всё взаимосвязано.
IV. Физминутка
Здравствуй, солнце золотое! (Нарисовать круг руками)
Здравствуй, небо голубое! (Поднять руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок! (Помахать кистями перед лицом)
Здравствуй, маленький дубок! (Поднять руки вверх и покачать ими)
Мы живём в родном краю –
Всех я вас приветствую. (Пожать одной рукой другую).
VII. А сейчас мы все вместе отправимся в удивительный уголок природы. Это – лес.
Лес, как в сказке – густой и лохматый,
Много тайн и чудес скрыто в нём
Загляни в этот лес, и узнаешь тогда ты,
Как прекрасно, что рядом мы с лесом живём.
В лесу вы бываете чаще всего, и я хочу проверить вашу наблюдательность. Какова роль лес в жизни человека?
В лес пришли аптекарь, кожевник, пчеловод. Какое дерево интересует всех троих? (Ива) Объясните, почему? Назовите разновидности данного дерева. (Краснотал, верба, ракита, плакучая ива).
– Из коры делают лекарства;
– Добывают дубильные вещества, необходимые для обработки кожи;
– Цветы ивы богаты нектаром.
Какие растения являются лучшими природными фильтрами? (Вяз, тополь).
Какой кустарник является средством от 40 болезней? (Шиповник) А ещё шиповник помогает узнать время суток. Он открывает лепестки в 4 часа утра и закрывает в 19 часов.
Какое растение называют цветок-букетик? (Медуница).
Трава от 99 болезней, назовите её (Зверобой).
Как облегчить боль, если ты натёр ногу в пути? (Приложить лист подорожника).
Трава, которую может узнать на ощупь даже слепой человек? (Крапива).
Побывав в лесу, мы с вами узнали много интересного о растениях. И самое важное вы отмечали, что многие растения помогают нам сохранить здоровье или избавиться от многих заболеваний. Это очень важно, так как сегодня здоровье человечества и, особенно, детей вызывает тревогу. Недаром в нашей республике и в городе этому уделяется много внимания вы все прошли курс лечения в дневном стационаре при нашей школе.
Всемирно известный врач Поль Брег сказал: “За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; дом, но не домашний уют; книги, но не ум”. Этими словами сказано всё. Сохранить то, что дано от природы, или приобрести то, чего не дано, могут помочь только знания. И как хотелось бы, чтобы всё, что касается здоровья, где промедление поистине смерти подобно, понимали все, и как можно раньше. Наш организм обладает достаточным запасом сил для восстановления нормального здоровья даже тогда, когда ему нанесён тяжёлый ущерб.
Каким образом мы можем укреплять здоровье? Вести здоровый образ жизни, а именно:
- Заниматься спортом, делать зарядку;
- Чаще бывать в лесу, на природе;
- Соблюдать режим дня;
- Не курить, не употреблять наркотики, алкоголь;
- Правильно питаться.
Во многом помогут вам и растения, которые обладают свойством излечивать болезни. Но прежде, чем их применять, необходимо посоветоваться с врачом.
VIII. Проверка домашнего задания
Вы получили задание: “Какие растения, произрастающие в наших лесах или огородах, являются лекарственными?”
Несколько человек зачитывают рефераты на тему: “Облепиха”, “Шиповник”, “Мать и мачеха”.
IX. Сегодня мы с вами живём в мире телевидения, компьютеров. Наши глаза испытывают повышенную нагрузку, поэтому у многих из вас отмечается ухудшение зрения. Как помочь нашим глазам? Многие растения с успехом применяются для лечения и профилактики заболеваний. Сохранить остроту зрения и справиться с воспалительными процессами хорошо помогают:
- Алоэ
- Очанка – глазная трава
- Черника
- Плоды шиповника (заваривать и пить по ? ст. 2 раза в день)
- Аир болотный
- Мёд
- Морковь в любом виде
- Для улучшения зрения ежедневно при умывании осторожно ударять по глазам из пригоршни брызгами холодной воды 5-10 раз подряд
- Несколько раз в день проводить гимнастику для глаз
Используя лекарственные травы нужно помнить, что нельзя собирать их в городе, вблизи дорог и, собирая, нельзя срезать или выкапывать все растения, так как мы можем уничтожить их, тем более что у растений ограничен срок годности. Кроме того следует помнить, что всякое лечение травами требует времени и терпения. Травы воздействуют на организм эффективно, но мягко. И не забудьте посоветоваться с врачом.
X. Что же главное мы должны уяснить на уроке?
XI. Задание на дом.
Здание выдаётся по группам.
1 группа. Читать с. 101 – 104.
2 группа. Оформить книжку-малышку “Берегите растения”
3 группа. Тетрадь з. 70 – 72.
XII. Оценки.
XIII. Обобщение.
Вы много сегодня узнали о том, как природа поможет вам сохранить здоровье, как беречь и охранять природу, так как богатства её не безграничны, а удивительная красота – ранима.
Стихотворение “Ты береги нас”
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега
И тихо слышу голос я с реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек
В тебя мы верим – не солги,
“Ты береги нас, береги!”
Смотря на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу”,
Я сберегу вас, сберегу!
(Е. Шкловский)
В нашей республике уделяется огромное внимание охране природы. 2004 год был годом охраны окружающей среды. Но охранять, беречь природу нужно всегда. Если вы хотите знать больше о природе, учиться беречь её, можете заниматься в экологическом центре по ул. Карла Маркса 35.