Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Закрепление знаний по составу слова"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • проверить сформированность понятий: состав слова, корень, основа, приставка, суффикс, окончание;
  • умение разбирать слова по составу;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • развивать ум, сообразительность, логическое мышление;
  • обогащать словарный запас.

Используемый материал: карточки с заданиями; картинки гномиков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Настрой на работу.

Учитель. Нам с вами предстоит интересная серьезная работа. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки, я жду от вас полных ответов. И еще, внимательно следите за ответом своих товарищей.

II. Постановка цели урока

У. Сегодня на уроке мы закрепим уже имеющиеся у нас знания по теме “Состав слова”. Будем образовывать новые слова. Как вы думаете, зачем нужно учиться образовывать новые слова?

Дети. Это необходимо для того, чтобы наша речь была красивой, многообразной, грамотной.

У. А помогут нам повторить тему гномы из сказки “Белоснежка и семь гномов”. Они недавно побывали в стране Русского языка и подружились с частями слова. С какими же частями слова они подружились?

Д. Они подружились с Корнем, Основой, Окончанием, Приставкой и Суффиксом.

У. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. А начнем мы с минуток красивого письма.

III. Чистописание

1. Буквенный диктант.

У. Задания для чистописания нам предлагает гномик, который дружен с Корнем. <Рисунок 1>.

Выпишите безударные гласные, которые спрятались в словах.

Смельчак, связать, кричать, дрожать, далекий, тяжелый, воздушный, мирить, пастух, веселый.

Учитель диктует слова. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

В какой части слова стоят безударные гласные?

Д. Безударные гласные стоят в корне слова.

У. Как проверить безударную гласную в корне слова?

Д. Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Например, волна' – во'лны. Или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне. Например, смельча'к – сме'лый.

У. Назовите безударные гласные в корне, которые нужно проверять?

Д. Безударные гласные А, Е, И, Я, О нужно проверять.

У. Напишите эти буквы в соединении, как показано на доске.

На доске.

У. Молодцы. Все теперь у нас в порядке. Буквы все записаны в тетрадке.

2. Разбор слов по составу.

У. Это задание гном принес от Суффикса. <Рисунок 2>

На доске.

лыжи лыжня лыжник

У. Что вы можете сказать об этих словах?

Д. Эти слова однокоренные.

У. Докажите.

Д. Они имеют общий корень -лыж- и близкие по смыслу. Лыжи – это плоские деревянные дощечки для хождения по снегу. Лыжня – след, накатанный лыжами. Лыжник – человек, который катается на лыжах.

У. При помощи какой части слова образованы слова лыжня лыжник?

Д. При помощи суффикса.

У. Что еще вы можете сказать о словах?

Д. Это все существительные.

У. Докажите.

Д. Слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? (лыжник), что? (лыжи, лыжня).

У. Запишите красиво и аккуратно слова в тетрадь. Самостоятельно разберите их по составу.

Один ученик работает у доски.

У. С чего вы начали разбор слова по составу?

Д. Сначала выделили в слове окончание, затем основу, корень слова, суффикс.

IV. Работа с предложением

У. А вот это задание гном принес от Приставки. <Рисунок 3>.

Нам предлагают поработать с предложением.

На доске.

Лыжня привела ребят к домику лесника.

У. Запишите предложение в тетрадь каллиграфическим почерком.

Подчеркните грамматическую основу предложения.

Один ученик работает у доски.

Что мы называем грамматической основой?

Д. Грамматическую основу предложения составляет подлежащее и сказуемое.

У. Что такое подлежащее?

Д. Подлежащее – это главный член предложения. Обозначает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?

У. Что такое сказуемое?

Д. Сказуемое – это главный член предложения, показывает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы: что делает?, что сделает?

У. Как называются остальные члены предложения?

Д. Второстепенные члены предложения.

У. Выпишите словосочетания.

Дети выписывают самостоятельно. Затем коллективная проверка.

У. Найдите в предложении слово с приставкой. Выделите приставку.

– Молодцы. Наши гости довольны.

V. Словарная работа

У. Сегодня словарную работу мы проведем не совсем обычно. Ее нам тоже подготовили гости. <Рисунок 4>.

На доске прикреплены карточки.


У. Восстановите слова. Выделите во всех словах основу.

Дети работают самостоятельно. Взаимопроверка.

VI. Припоминание теоретического материала

У. Ребята, для вас гномы подготовили блиц-турнир. <Рисунок 5>.А вы знаете значение слова блиц-турнир?

Д. Блиц-турнир – значит надо отвечать быстро, четко и постараться безошибочно.

  • Из каких частей состоит слово? (Из корня, основы, приставки, суффикса и окончания.)
  • Какая часть самая главная? Почему? (Корень – это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных слова.)
  • Что такое корень слова? (Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов.)
  • Как определить в слове корень? (Нужно подобрать несколько родственных слов, найти у них общую часть. Она и будет корнем.)
  • Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)
  • Как найти окончание в слове? (Необходимо изменить слово. Часть, которая изменяется и будет окончанием.)
  • Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении.)
  • В каждом ли слове есть окончание? (Нет. Не в каждом. Её нет, например, в словах кот, человек.)
  • Что такое основа слова? (Основа – это все слово без окончания.)
  • Как образуются однокоренные слова? (Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов.)
  • Что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
  • Как безошибочно определить в слове приставку? (Для того чтобы правильно выделить в слове приставку, нужно правильно определить в слове корень, так как приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. Или можно подобрать родственное слово с другой приставкой или родственное слово без приставки.)
  • Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых сло.)
  • Что нужно знать, чтобы правильно выделять суффикс в слове? (Нужно соблюдать порядок разбора слов по составу, потому что, если в слове правильно найдено окончание, верно обозначен корень, то можно без труда выделить суффикс.)
  • В какой последовательности выполняется разбор слова по составу. (Окончание, основа, корень, суффикс, приставка.)

У. Молодцы. Вы не только умеете применять свои знания на практике, но и знаете хорошо теорию. Но прежде чем мы будем работать дальше, давайте немного отдохнем.

V. Физкультминутка

VI. Работа с деформированными предложениями текста

У. А вот письмо принес гном от Окончания. <Рисунок 6>. В этом письме – текст. Только что-то не все понятно в этом тексте. Нам надо составить три предложения, при этом изменить окончания выделенных слов.

На доске:

Пышный, лежат, снег, ковер, двор, на.
Крыша, дом, покрыл, он, земля.
Сверкают, серебро
, все, вокруг.

В тетради у детей:

На дворе пышным ковром лежит снег.
Он покрыл крыши домов и землю.
Все вокруг сверкает серебром.

У. Запишите текст в тетрадь. Выделите окончания слов, которые вы изменяли.

VII. Словообразовательная работа.

1. Упражнение в различении и образовании слов с различными приставками.

У. Проведем небольшую разминку “Кто больше!” Вспомните и запишите в тетрадь приставки, которые вы знаете.

Задание выполняется самостоятельно 1 минуту.

От данных слов образовать 2-3 однокоренных слова при помощи приставок

в-

на-

за-

пере-

про-

по-

от-

вы-

Ходить, писать, плыть, лить.

2. Упражнение в различении и образовании слов с различными суффиксами.

От данных слов образовать 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов

-к-

-ик-

-н-

-ск-

-ушк-

-оньк-

-еньк-

-ищ-

-ник-

-чик-

Корм, двор, глаз, береза.

VIII. Тестовые задания

У. Наши гости предлагают нам выполнить небольшие тестовые задания:

1. В какой строчке записаны не родственные слова?

1) Чеснок, чесночный, чесночок.
2) Смешной, смешить, смешать.
3) Водичка, водяной, водянистый.

2. В каком из слов отсутствует приставка?

1) Облако;
2) Обработка;
3) Обход;
4) Объезд.

3. В каком слове отсутствует суффикс?

1) Травка;
2) Мышка;
3) Книжка;
4) Собака.

4. В какой строке состав всех слов соответствует схеме

1) Повязка, поездка, переход, подъезд.
2) Наклейка, посадка, постройка, походка.
3) Находка, разгрузка, прекрасный, красивый.

IX. Подведение итогов и выставление оценок

У. Мы сегодня проделали большую работу. Какую тему мы с вами повторили?

Д. Повторили тему “Состав слова”.

У. Есть ли у вас вопросы, которые остались не выясненными по этой теме? Большое спасибо вам за урок. Ну, а чтобы мы всегда помнили эту тему, гномик <Рисунок 7> дарит нам вот такую таблицу со стихами. <Приложение>. Я рада за вас, за ваши успехи.

Учитель выставляет оценки.

X. Домашнее задание