Тема: Герб.
Цели:
- Уточнение представлений учеников о гербе.
- Развитие наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы, обобщать.
- Воспитание умения слушать, культуры общения.
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.В., Саплин А.И.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о деньгах. Давайте вспомним, как назывались стороны монеты.
Дети: Аверс, реверс.
Учитель: Что было изображено на аверсе монеты?
Дети: Герб той страны, где выпускалась монета.
Учитель: Сегодня мы будем работать над понятием “герб”, будем учиться различать и сравнивать гербы, постараемся понять, какую функцию они выполняют.
II. Общее понятие о гербе
Учитель: Скажите, что вы знаете о гербе?
Дети: Герб от польского – наследство, эмблема, отличительный знак, сочетание фигур и предметов.
Учитель: Сравните эти определения.
Дети сравнивают, находят сходства и различия.
Учитель: Найдите и прочитайте в энциклопедии определение герба.
Дети: “Герб – отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что древнейшим прообразом (вариантом) герба были изображения животных, покровителей племен в первобытном обществе? Предшественниками гербов были знаки собственности (знамена, метки – у славян, тамги – у тюрков и монголов). Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторяющиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира.
Учитель: Скажите, о каких гербах вы слышали или читали?
Высказывания детей.
III. Понятие родового герба
Учитель: Другое название семейного герба – родовой.
Что такое родовой герб и когда такие гербы появились, рассказывает ученик, подготовивший самостоятельно это сообщение по этому вопросу.
Учитель: В сообщении Саши говорилось о рыцарях, и поэтому послушайте Сергея, который подготовил сообщение о рыцарских турнирах. Будьте внимательны, по тексту будут заданы вопросы.
Сообщение второго ученика.
Учитель: Какие новые слова вы отметили?
Дети: Герольд, геральдика. (Вывешиваются таблички со словами.)
Учитель: Что вы знаете из прочитанных об этом книг?
Дети: Герольд – с немецкого глашатай, проверяли родословную, объявляли правила турнира, следили за ходом турнира.
Учитель: Сравните эти определения.
Дети сравнивают, находят сходства и различия.
Учитель: Кому интересно более подробно узнать о герольдах, прочтите книгу Е.Д. Смирнова “Путешествие в историю”.
Учитель: Найдите и прочитайте в энциклопедии определение геральдики.
Дети: “Геральдика – наука, изучающая гербы”.
Учитель: Знаете ли вы, как возникла геральдика?
Дети: Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Основателями геральдики были герольды. Вывод: понятия “герольд” и “геральдика” связаны между собой. (На доске показывается связь между понятиями.)
Учитель: Ребята, зачем герб рыцарю?
Дети: Так как письменность была развита слабо, отличительные знаки рода обозначали в виде рисунков.
IV. Правила составления гербов
Учитель: Гербы составлялись по определенным правилам.
Вывешиваются плакаты с изображением гербов.
Какие особенности составления гербов вы заметили?
Дети: Цветовое решение, форма щитов на гербе (из какой страны рыцарь), изображение животных и растений.
Учитель: Где помещали родовые гербы?
Дети: На зданиях, воротах замков, каретах.
V. Групповая работа по обсуждению герба
Учитель: Охарактеризуйте герб и предположите, кому он принадлежал.
Обсуждение задания в группах, выступления детей.
VI. Обобщение
Учитель: Решим для себя, как мы усвоили те понятия, которые встретились на уроке. Отгадайте исторический кроссворд.
- Отличительный знак, эмблема, сочетание фигур и предметов. (Герб)
- Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир)
- Глашатай на рыцарском турнире. (Герольд)
- Наука о гербах, гербоведение. (Геральдика)
Открывается кроссворд, сравниваются ответы, выявляются ошибки.
VII. Итог урока
Учитель: Что нового узнали? Что такое герб, геральдика? Кто такие герольды?
Ответы детей.
Учитель: Чему научились?
Дети: Научились читать гербы, сравнивать их, находить отличительные признаки гербов.
Учитель: Для чего нам эти знания?
Дети: Уметь связывать родовой герб с гербом города или государства.
Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу.