Цели:
- Расширить понятие о труде как постоянной заботе о людях, о себе.
- Показать значение человека как труженика, умельца, мастера своего дела.
- Познакомить с представителями разных профессий и результатами их труда.
- Развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать любовь к трудовой деятельности, бережное отношения к продуктам труда, уважение к людям труда и их профессиям.
Подготовительная работа:
Игре предшествуют беседы с родителями, экскурсии к ним на работу, выпуск газеты “Наши родители на работе” с фотографиями, рисунками, краткой информацией о том, что они делают, чем занимаются на работе, какое значение имеет их работа для них самих и для других людей. Учащиеся готовят заранее карточки-визитки с названием издания (журнала или газеты) и придумывают вопросы, которые будут задавать родителям о профессии. Учитель поручает детям пригласить своих пап и мам в школу, чтобы они выступили на пресс-конференции и рассказали о своей работе. Вместе с родителями разрабатываются план выступления и последующая организация одного из этапов конкурса умельцев. Родители приносят на выставку изделия, которые они сделали сами.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вступительное слово учителя.
– Ребята, сегодня подводим некоторые итоги
нашего совместного знакомства с трудом взрослых,
с профессиями ваших родителей, приобретения вами
некоторых умений и навыков.
Вы хорошо знаете, что каждый человек на земле –
от мала до велика – должен трудиться, так как без
труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет
основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим
специалистом, человек должен много знать и много
уметь.
Сегодня вы за школьной партой. Учение – тоже
труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы
будете молодыми людьми, и перед вами встанет
серьезный вопрос: “Кем быть?” Вы сейчас много
мечтаете, и мы, взрослые, должны помочь вам
выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в
выборе.
Наш классный час пройдет в несколько этапов. И
первый этап будет в виде пресс-конференции.
– Вы когда-нибудь участвовали в пресс-конференции? Кто знает, что обозначает это слово.
– Понятие “пресс-конференция” состоит из двух слов: пресс – означает, что в мероприятии участвуют представители прессы – журналисты из различных периодических изданий; конференция – собрание специалистов по каким-либо вопросам. Таким образом, пресс-конференция – это собрание представителей печати, перед которыми выступают, т.е. сообщают информацию, отвечают на вопросы члены делегации. Сегодня наша делегация состоит из представителей разных профессий.
– На нашей пресс-конференции в качестве журналистов будете выступать вы, а сообщать информацию – представители разных профессий.
Первый этап: “Спрашиваем – отвечайте”
Перед доской составлены парты таким образом, чтобы образовался большой длинный стол, за которым рассаживаются члены делегации (родители учащихся). В другой части класса в произвольном порядке садятся “журналисты”.
– Уважаемые “журналисты”, сегодня перед вами выступят ваши родители, но не в обычной своей роли, а в роли работников, тружеников, мастеров, представителей разных профессий.
Перед детьми выступают пилот, учитель, повар, медсестра, продавец, пожарный, железнодорожник. После каждого выступления – вопросы “журналистов”. Перед тем как задать вопрос, они называют свое “издание”.
Примерные вопросы:
– Где вы учились? Что изучали?
– Сколько лет работали?
– Нравится ли вам Ваша профессия? Чем?
– О чем мечтали в детстве?
– Почему Вы выбрали именно эту профессию?
– Расскажите об истории своей профессии.
– Чем Вы увлекаетесь?
– Какие трудности встречаются в Вашей работе?
– Много ли надо учиться?
– Какими качествами нужно обладать, чтобы
работать по Вашей профессии?
Второй этап: “Выставка”
После пресс-конференции все приглашаются
посмотреть выставку изделий, которые
подготовили родители: игрушки, посуда, обувь,
одежда, сувениры, печеные изделия и др.
Экскурсоводами на выставке выступают родители.
Дети задают им вопросы:
– Из чего изготовлены изделия?
– Для кого они предназначены?
– Где их продают?
– Трудно ли их делать?
– Люди каких профессий их изготавливают?
Третий этап: “Приглашаем к игре”
Игра “Узнай профессию”
Ведущий (родитель) перечисляет инструменты, а дети должны назвать профессию:
– Стетоскоп, градусник, шприц…
– Указка, ручка, книга…
– Гаечный ключ, отвертка…
– Ложка, нож, поварешка…
– Весы, калькулятор, гирьки…
– Кисти, краски, холст…
– Тряпка, ведро, швабра…
Игра “Загадай профессию”
Родитель загадывает профессию, дети задают ему вопросы, на которые он может отвечать только “да” или “нет”
– Работает на заводе? (Нет)
– Шьет одежду? (Нет)
– Чинит машины? (Да) и т.д.
Затем дети загадывают профессии, показывают с помощью пантомимы, что делает представитель данной профессии. Остальные дети и родители угадывают, какая профессия задумана.
Игра “Отгадай загадку”
1-й ученик:
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)
2-й ученик:
Он опускается в забой
Его работа под землей. (Шахтер)
3-й ученик:
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка! (Слесарь)
4-й ученик:
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
5-й ученик:
Заболела эта книжка,
Изорвал ее мальчишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею. (Переплетчик)
Четвертый этап: “Трудовая эстафета”
Проводят те родители, которые выступали на пресс-конференции. Учащиеся выбирают представителей для каждого этапа.
- Соревнуются медсестры (проводит и оценивает медсестра): кто быстрее и аккуратнее забинтует “больному” палец.
- Конкурс поваров: приготовить бутерброд.
- Конкурс продавцов: взвесить овощи и подсчитать, сколько они стоят.
- Конкурс пожарников: на стулья положена одежда, по сигналу нужно быстро одеться и раздеться.
Родители-ведущие подводят итоги эстафеты, награждают победителей в различных номинациях: “Вежливый продавец”, “Быстрый пожарник”, “Внимательная медсестра”, “Искусный повар”.
Подведение итогов.
– Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод: что все работы хороши – выбирай на вкус! Я думаю, когда вы вырастете, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но помните, что любая профессия нужна и важна!
1-й ученик:
– Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
2-й ученик:
– За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям!
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
3-й ученик:
Стало быть, так и выходит –
Все, что мы делаем – нужно!
Значит, давайте трудиться,
Честно, усердно и дружно!
– В заключение классного часа давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”.
Учитель читает начало предложения, учащиеся хором заканчивают.
Трактор водит – … (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил – … (маляр),
Доску выстругал – … (столяр),
В доме свет провел – … (монтер),
В шахте трудится – … (шахтер),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Кто все знает – … (молодец)!
– Наш классный час подошел к концу. Вы хорошо потрудились! Молодцы! Мы еще будем говорить с вами о выборе будущей профессии, будем ходить на экскурсии, выставки. Ведь этот выбор очень важен. Главное – не ошибиться.
Напутственное слово родителей.
После классного часа учащимся-“журналистам”
дается задание: написать статью о любой
профессии, о которой узнали в ходе
пресс-конференции.
Остальные учащиеся готовят иллюстрации об этих
же профессиях.