Тема урока: "Знакомство с лаковой живописью". 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 7


Тип урока: комбинированный (рассказ и практическая работа)

Цели:

  • познакомить ребят с народным декоративным творчеством российских центров лаковой миниатюры: Палех, Жостово, Мстера, Холуй;
  • развивать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;
  • научить применять традиции в творческих работах, используя его жанровое многообразие, богатое цветовое решение, гармонию красок и формы.

Зрительный ряд: слайды с изображением лаковой миниатюры, инструменты для выполнения работ, шкатулки и пластины с лаковой живописью.

Музыкальный ряд: Аудиозапись отрывков из оперы Римского-Корсакова “Садко”.

Эпиграф:

Самая существенная черта русского народного промысла – праздничное ощущение радости.

Л. Н. Толстой

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1.5 мин.)

2. Рассказ из истории лаковой живописи (20 мин.)

– Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел декоративно-прикладного творчества “Лаковая живопись”.

– Русская лаковая живопись – поистине уникальное явление искусства, имеющее давние и прочные традиции. Известность этого самобытного искусства связана со значительным расширением производства декоративных лаковых изделий в нашей стране с 1930 года. Именно с той поры в экспозициях многих музеев и выставок, а постепенно и в быт людей стали входить необычные по своему очарованию, украшенные миниатюрной живописью на черном или цветном фоне лаковые шкатулки, настольные приборы, декоративные пластины, крышки альбомов, ножи для резания бумаги и другие предметы. Некоторые из них мы сейчас посмотрим на слайдах.

Звучит музыка из оперы Римского – Корсакова “Садко”, показ слайдов.

– Лаковые изделия мастеров Федоскино, Палеха, Холуя, Мстеры, Жостова вскоре вышли и на международную арену не только как музейные экспонаты, но и как художественная продукция внешней торговли страны. Работы русских мастеров всегда оценивались очень высоко. Позже мы с вами попробуем научиться различать работы мастеров Федоскино, Палеха, Мстеры, Холуя, Жостова.

– А вот как же лаковая живопись появилась у нас в России?

– Было это очень давно.
XIV-XV века справедливо называют эпохой великих географических открытий. Это был период замечательных путешествий, крупнейших исследований материков, океанов, стран и народов. В 1480 году Бартоломеу Диас дошел до южной оконечности Африки, в 1492 году впервые отправился в путешествие Христофор Колумб, за ним последовал Америго Веспуччи, в 1498 г. Васко да Гама, переплыв Индийский океан, открыл морской путь в Индию, а в 1520 году совершил кругосветное путешествие Фернан Магеллан.
Европа узнала и получила многое: в Испанию, Португалию, Голландию, Англию, Францию и Россию стали поступать золото, серебро, драгоценные камни, тончайшие шелка, а также не ведомые ранее экзотические товары – разнообразные пряности и картофель, орехи кокосовых пальм, морские раковины наутилусы, огромные страусовые яйца. Вместе с диковинами пришли в Европу художественные лаковые изделия азиатских мастеров (Японии и Китая). Давайте некоторые из них посмотрим на слайдах.
Вторая половина XVII века стала временем не только приобретения лаковых произведений и восхищения их красотой, но и временем упорного труда по созданию своих, местных художественных расписных лаков, подобных привезенным из заморских стран. Давайте посмотрим репродукции из книг , где показаны фотографии этих изделий.
На рубеже XVII-XVIII столетий лаковое искусство стало развиваться и в России. На русской почве лаковая живопись приобрела свои характерные особенности, укоренилась и прочно вошла в историю русского искусства. В лаковой живописи русских художников поистине витал русский дух. В своих произведениях они показывали пейзажи родных просторов, сцены народных гуляний, праздников, эпизоды русских сказок, былин, мифов и пр.

3. Выбор темы для рисования (10 мин.)

Показ слайдов, открыток, иллюстраций из книг под музыку.

– У нас в Усть-Илимске, тоже изготавливают предметы лаковой живописи. Для этого была создана школа народных ремесел, где готовят специалистов лаковой миниатюры, резьбы по дереву, по работе с берестой. С этой школой мы познакомимся во время экскурсии туда. А вот на работы местных мастеров можно посмотреть сейчас. (Показ пластин и шкатулок, выполненных местными мастерами, и фотографии их работ.) Наши ребята старшеклассники тоже учатся выполнять такие работы в школьной студии. Посмотрите их. (см. Приложение)

– На следующем уроке мы с вами узнаем историю создания лаков, технологию изготовления пластин и шкатулок, которой пользовались русские мастера.
Мы с вами будем пользоваться современной технологией, с которой тоже познакомимся позже. Для этого вам понадобится различные инструменты и материалы.

Под запись дается перечень необходимых материалов и инструментов, а также – задание на дом – то, что ребята должны сделать вместе с родителями.

– Сейчас, давайте перейдем к практической части нашего занятия. Чтобы необходимый рисунок выполнить на пластине, необходимо научиться рисовать эскизы в натуральную величину. Так как живописью и графикой вы занимаетесь уже давно, то эскиз выполнить будет не очень сложно. Просмотрите еще раз открытки и выберите себе понравившуюся.

4. Фронтальная, практическая работа (40 мин.)

– Теперь приступайте к работе. Выполните копию открытки в карандаше. Попробуйте передать все тонкости и штрихи.

5. Итог урока (8,5 мин.)

– Итак, наше занятие подходит к концу, рисунки почти все сделали грамотно, молодцы, на следующем уроке мы начнем работать над этим эскизом в цвете.

Приводим кабинет в порядок, еще раз повторяю домашнее задание.