Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.
Я нахожу такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Существует множество образовательных технологий, форм и методов работы, но на практике, опираясь на свой педагогический опыт, наиболее эффективными, соответствующими современным требованиям, на мой взгляд, являются нижеперечисленные.
Проект на уроках немецкого языка
Особое место в реализации личностно - ориентированного подхода в процессе обучения занимает использование проектной методики. Важно подчеркнуть, что проектная методика имеет большую практическую направленность. Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Положительной стороной такой формы работы является и то, что создание проекта – это, прежде всего, творческий процесс, где каждый ребенок становится равноправным участником. Это приводит к созданию ситуаций успеха и играет важную роль в процессе обучения и воспитания.
Работа над проектами начинается на первой ступени обучения. В третьем классе обучающиеся получают не очень сложные задания. Например, при работе над темой “В школе” обучающиеся создают проект здания школы, где они могли бы вместе учиться (Рисунок 1). При этом развиваются их творческие способности, активизируется использование лексики по проблеме.
В 6 классе мы выполняем проектную работу “Мой класс”. Сначала я предлагаю каждому обучаемому написать небольшой рассказ о ком-то из своих одноклассников. После этого подвожу их к идее создать нечто интересное о классе. Почти каждый раз это бывают разные формы исполнения: альбом, стенгазета, коллаж и т.п. Получив задание, ребята группируются по интересам, но я стараюсь сделать так, чтобы в группу входили школьники с разными уровнями обученности. Работа в микрогруппах проводится под наблюдением учителя, который выступает в роли советчика, помощника. Презентация проекта проводится во время проведения недели иностранного языка в рамках Старостаничного социокультурного образовательного округа. Это помогает ребятам из разных школ узнать друг друга, сплачивает их.
В одиннадцатом классе, где я работаю по учебному пособию Г. И. Ворониной “Deutsch - Kontakte”, также широко применяется проектная технология. Уровень исполнения проекта заметно отличается от других ступеней обучения. При работе над проектным заданием обучаемые применяют не только языковые знания, но и знания, полученные на других уроках, например, истории, информатики и т.д. Такие работы отличаются объёмностью, грамотностью, своеобразностью исполнения. Ярким примером являются работы, выполненные по темам “Учёба”, “Выбор профессии”, “Роль иностранного языка в нашей жизни” в форме презентации Power Point. Практический выход таких проектов состоит в использовании их для профориентации учащихся девятых классов и предпрофильной подготовки.
Очень интересной оказалась работа над проектом “Кулинарная книга”. Её создание было вызвано познавательной потребностью учащихся – сравнить кулинарные рецепты страны изучаемого языка и русской кухни. Так же я преследовала цель научить использованию причастных оборотов, которые чаще встречаются в специальной литературе. Для того чтобы “зажечь” ребят я предлагаю им самим сначала перевести аутентичный текст из кулинарной книги, привезённой из Германии. На следующем этапе мы разбираем не только особенности написания таких текстов, но и кулинарные пристрастия немцев. Практический выход этой работы – кулинарная книга, которой могут пользоваться все желающие.
Мною было проведено исследование развития творческих способностей и языковых знаний, умений и навыков при работе над проектами определенной группы учащихся. Работа каждой группы оценивалась по четырём аспектам: объем, внешнее оформление, время исполнения, уровень сложности языкового материала. Сравнительный анализ работ учащихся показал, что в группах, где применялся метод проектов начиная с начального этапа обучения (со второго класса), объем выполняемого задания был больше, чем у учащихся, не работавших по данной методике. В работах виден творческий подход к выполнению заданий, ярко выражена творческая фантазия. Это заметно даже во внешнем оформлении проектной работы. Проект выполнялся за более короткий срок, что говорит об определенной организованности учащихся. Спектр поиска информации заметно расширился: использовались не только учебные пособия, но и аутентичные материалы, доказывая тем самым, что языковой уровень у этой группы учащихся выше.
Опыт показывает, метод проектов помогает развить индивидуальные способности каждого ребёнка, создает положительный психологический климат в группе и направлен на формирование познавательной активности учащихся.
Применение технологии коллективного способа обучения на уроках иностранного языка.
Технология коллективного способа обучения помогает приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, что позволяет относить её к личностно-ориентированным технологиям.
На первый взгляд использование этой технологии может показаться достаточно простым. На самом деле это кропотливый труд учителя совместно с психологом на протяжении долгого промежутка времени.
Прежде чем приступать к использованию технологии коллективного способа обучения мною была выбрана группа учащихся, для которой с помощью психолога была составлена педагого-психологическая характеристика.
На основании полученных результатов можно проанализировать ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков обучаемости и обученности каждого обучающегося данной группы. Анализ индивидуальных признаков помог сделать вывод о сложившейся ситуации во всем классном коллективе (информация, которая важна не только для учителя-предметника, но и для классного руководителя).
Были рассмотрены следующие важные для оптимизации процесса обучения характеристики каждого обучаемого: темперамент, право-левополушарность, ведущий канал восприятия и социально-психологичекая характеристика.
Имея такого рода характеристику класса можно более точно определить наиболее эффективный состав групп при использовании одной из форм коллективного способа обучения: групповая, парная, индивидуальная.
В своей практике я организую работу в равноценных группах, которая основана на принципах дифференциации, смешанных, интерактивных группах. При организации групповой работы класс делится на две и более группы для решения конкретных задач. В зависимости от ситуации каждая группа получает определенное задание одинаковое или дифференцированное.
Проведенные на разных этапах обучения исследования дали интересные, на мой взгляд, результаты.
Например, при работе над темой “Сложноподчиненные предложения” класс делится на равноценные группы, которые получают одинаковое задание: составить сложноподчиненные предложения по опорам. На заключительном этапе работы одному из учащихся предлагается на доске выполнить подобное задание. Выбор кандидатуры остаётся за учителем. Результаты исследования показали, что обучающиеся с низким уровнем обученности справились с заданием. Хотя самостоятельная работа по этой же теме на предыдущем уроке показала низкий уровень обученности этих школьников. Можно сделать вывод, общение в группах взаимно обогащает обучающихся, проведение совместных действий ведет к активизации учебно-познавательной деятельности, формированию познавательной активности.
Положительные результаты дало исследование работы в интерактивных группах. Например, в пятом классе при повторении спряжения глагола haben класс делится на три группы на основе принципа дифференциации: с низкой, средней и высокой степенью обученности. Перед всеми участниками процесса обучения стоит единая цель – повторение спряжения и активизация употребления глагола haben. Первая группа получает задание с помощью содержательных фрагментов (по принципу методики, созданной М. Монтессори) составить предложения с глаголом haben. Им нужно только найти соответствующие фрагменты предложения. Вторая группа должна согласовать употребление глагола haben с подлежащим в предложениях, что в некоторой степени усложняет задание. Третьей группе, самой подготовленной, предложено перевести с русского на немецкий язык предложения с глаголом haben (на этом этапе обучения задание такого типа требует определенного уровня подготовки). Все группы справились с заданием.
На следующем этапе урока были созданы смешанные группы, которым предлагалось совершенно одинаковое задание. Сущность этого этапа была в том, чтобы быстро и правильно выполнить задание – ответить на вопросы, используя ту же самую грамматическую структуру, что и на предыдущих этапах – предложения с глаголом haben. Абсолютно все обучаемые, не зависимо от уровня обученности, включились в совместную деятельность. В результате совместных действий на основе взаимопонимания и уважения задание выполнено. Одна из основных задач урока – повторение и активизация употребления структур с глаголом haben – решена. Но самым большим достижением урока стали коммуникация, общение, особый положительный психологический климат в классе.
Практика показывает, использование групповых технологий способствует формированию познавательной активности обучающихся, повышению качества образовательного процесса. Такой вид работы требует от учителя более тщательной подготовки к проведению уроков, но результат оправдывает все затраты.
Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способности, творческую личность. Приобретенные таким образом человеческие качества помогут обучаемым в их дальнейшей жизни, в процессе социализации и становления личности. Применяя групповую деятельность в процессе обучения, мы следуем главному принципу государственной политики в области образования, который подразумевает “гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности”.
Роль контроля в формировании
познавательной активности учащихся,
применение тестовых контрольно-измерительных
материалов
Использование даже самых современных методик и технологий будет малоэффективным, если не отслеживать результаты работы, не проводить мониторинг качества обученности и успеваемости. Контроль овладения знаниями, умениями и навыками, являясь заключительным этапом определенных действий, выступает, прежде всего, индикатором эффективности использования той или иной технологии. На протяжении многих лет я занимаюсь изучением положительных аспектов, созданием и апробацией на практике тестовых контрольно-измерительных материалов.
Если рассматривать контроль как один из способов формирования познавательной активности учащихся, то следует рассмотреть его полифункциональность.
В ходе контроля не только учитель получает представление об уровне обученности школьников, но и каждый обучаемый сам контролирует процесс своего познания, что позволяет ему правильно воспринимать результаты контроля, скорректировать процесс своей познавательной активности. Анализируя результаты контроля можно судить о правильности выбранного направления в процессе обучения, это позволяет объективно оценивать сложившуюся методическую ситуацию.
Несмотря на то, что проблема тестовой формы контроля недостаточно изучена, в последнее время наблюдается повышенный интерес к тестовым контрольно-измерительным материалам. Это объясняется тем, что вопросы организации и практического проведения такого вида контроля не слишком сложны, но могут давать необходимый эффект в формировании речевых навыков учащихся.
Положительные стороны тестовых контрольно-измерительных материалов показаны в предлагаемой схеме:
Т Е С Т |
1. Экономичность. 2. Совершенствование учебно-воспитательной работы. 3. Рациональная организация контроля. 4. Возможность оценки усвоения обширного материала. 5. Помогает сосредоточиться на извлечении информации. 6. Требует минимального применения продуктивных форм. 7. Инструмент адаптации. 8. Способствует развитию навыков и умений учащихся. 9. Подготовка к ЕГЭ. |
Интерес к тестовым контрольно-измерительным материалам возрастает. Это обусловлено наличием положительных аспектов в тестовой форме контроля. Одним из положительных качеств тестовых контрольно-измерительных материалов является возможность обучаемому самому проверить уровень своих знаний. Каждый тестовый контрольно-измерительный материал имеет ключ для проверки правильности выполнения заданий и шкалу оценки.
Следует отметить, при создании тестовых КИМов я обращала внимание на познавательные и личностные интересы учащихся. При подборе текстов для чтения и аудирования, ситуаций для контроля письменной и устной речи учитывались и возрастные особенности учащихся. Практика показывает, школьники с неизменным интересом, любопытством относятся к культуре и традициям народа страны изучаемого языка. Отвечающие этим требованиям тексты и ситуации способствуют развитию познавательной активности школьников.
Не случаен выбор предъявления ситуаций при контроле навыков и умений устной речи (Приложение 1). Зрительные опоры для решения коммуникативных задач в предлагаемых ситуациях аутентичны и базируются на аутентичном материале. Кроме этого использование принципа наглядности позволяет: более полно и точно раскрыть сущность задания; привлечь внимание обучаемого; обеспечить эмоциональное влияние на обучаемого.
Для того чтобы выяснить положительные аспекты контрольно-измерительных материалов подобного типа, мною был проведен опрос учащихся. Во время предъявления задания при организации контроля уровня обученности в монологическом высказывании всем респондентам был задан вопрос: “Как вы думаете, о чем идет речь в задании?” Практически во всех случаях ответ был однозначным: “О каком-либо городе”. Уровень тревожности был минимален, чем в случаях применения задания с использованием только текстового задания. Во втором случае ребенок, получив задание, начинает с беспокойством его читать, встретив незнакомое слово, он обычно нервничает, качество ответа снижается. В случае сочетания графической и текстовой трактовки задания, обучаемый уже на первом этапе предъявления получает своеобразную подсказку. Меньше времени уходит на восприятие задания, тем самым, высвобождая определенный промежуток времени для последующего детального ознакомления с текстовым заданием. Ответ, таким образом, является грамотно спланированным, логически связанным.
Уровень овладения грамматикой можно проверить в этом случае с помощью сформулированного определенным образом задания, используя изучаемые на данном этапе обучения грамматические конструкции. Например, предлагаемое задание сопровождается следующим текстом:
Ihr Freund reist durch Deutschland. Er schickt Ihnen dieses Foto. Was meinen Sie, wo dieses Foto gemacht wurde? Warum? Ьber welche Sehenswьrdigkeiten dieser Stadt kцnnen Sie noch erzдhlen?
Текст задания является в некоторой степени подсказкой в выборе лексики при ответе. Ко всему этому стоит добавить, что во многих случаях у обучаемого появляется желание самому подготовить задание подобного образца, найти интересную зрительную опору. В этой деятельности достигается преследуемая цель – формирование познавательной активности учащихся.
Особое внимание хотелось бы обратить на применение тестовых контрольно-измерительных материалов электронного образца. Практика показывает, их применение в образовательном процессе представляет большой интерес, как для учителя, так и для учащихся. Они могут быть различного вида. На мой взгляд, наиболее эффективными являются электронные тестовые контрольно-измерительные материалы по аудированию. Таким образом, улучшается качество восприятия текста, создаются комфортные условия для выполнения задания. На завершающем этапе обучаемый получает сведения о результатах своей работы. Задания могут носить не только тестовый характер. Например, в контрольно-измерительных материалах по аудированию для 7 класса прослушав текст “Der Bauer und seine drei Sohne” ученик должен выполнить задание и творческого характера: выразить своё мнение, ответив письменно на вопрос. Шкала оценки письменной речи прилагается.
Прежде всего, хочется отметить экономичность тестовых контрольно-измерительных материалов такого образца. Электронные тесты способствуют развитию навыков и умений учащихся не только по предмету иностранный язык, но и совершенствуют навыки владения компьютером, что очень важно для процесса социализации обучаемого на современном этапе развития общества.
На сегодняшний день электронные тестовые контрольно-измерительные материалы, к сожалению, мало применяются учителями в образовательном процессе. Существует ряд объективных причин, объясняющих сложившуюся ситуацию: не достаточно укомплектованы компьютерами, компьютерными лингафонными кабинетами образовательные учреждения (особенно сельские школы), электронные тестовые контрольно-измерительные материалы мало представлены в продаже. Мне приходится создавать материалы такого типа собственноручно. В старших классах обучаемые, которые хорошо владеют компьютерными технологиями, помогают мне, выбирая создание электронных тестовых контрольно-измерительных материалов в качестве проекта.
Умело, используя контроль в процессе формирования познавательной активности учащихся, можно достичь определенных результатов, что доказывают исследования, проводимые мною на протяжении ряда лет в МОУ СО Старостаничной школе. В исследовании принимали участие три группы учащихся одной параллели. В процессе обучения в экспериментальной группе систематически применялись тестовые контрольно-измерительные материалы различного вида. Мониторинг качества знаний показал, что обучаемые экспериментальной группы имеют более высокий уровень качества знаний.
На мой взгляд, это ещё раз доказывает, применение разнообразных по своему содержанию тестовых контрольно-измерительных материалов дает положительные результаты. Стоит отметить, в экспериментальной группе, не смотря на имеющиеся ошибки в выполнении заданий, время используется рациональнее. Если в обычных группах наблюдаются случаи, когда обучаемые даже не приступали к последнему блоку заданий, то в экспериментальной группе за редким исключением старались максимально выполнить задания. Ученик может сам контролировать свои достижения при выполнении работы и правильно распределяет отведенное время. После оглашения результатов в этой группе не возникает вопросов о причине определенного оценивания ответов учащихся. Оценивание в данном случае является открытым.
Учитывая все положительные стороны тестов, принимая во внимание их недостатки, я продолжаю заниматься исследованием, разработкой и апробацией различных видов тестовых контрольно-измерительных материалов (Приложение 2).
Внеклассные мероприятия как способ формирования познавательной активности обучающихся.
Школьники, изучая иностранный язык, практически не имеют возможности говорить на нем, пользоваться полученными знаниями вне класса. Внеклассные мероприятия помогают решить эту проблему. Ежегодно мы проводим такие мероприятия как Масленица (Приложение 3), Рождество, заочное путешествие по Германии для младших школьников и т.д.
В нашей школе стало уже традицией проведение рождественских праздников на немецком языке, которые позволяют ребятам применять свои знания на практике (Приложение 4). Этой традиции уже девять лет.
Работа, проводимая при подготовке к этому мероприятию, предполагает создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала учащихся. При этом формируется познавательная активность, внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать.
Во время подготовительного этапа ведётся большая работа над проблемой, на которой базируется конкретное мероприятие (овладение лексикой, грамматическими образцами, активизация материала в упражнениях и т.д.).
Практика показывает, для школьников очень привлекателен музыкальный конкурс. Он заключается в исполнении под фонограмму немецкой народной песни с соответствующим танцевальным сопровождением. Ребята могут сравнить немецкую народную музыку с русской, познакомиться с элементами немецкого народного костюма. Очень ярко в этом случае проявляется лингвострановедческая сторона обучения, идёт соприкосновение с реалиями немецкого языка, формируется толерантное отношение к другой культуре.
Проведение подобных мероприятий - это результат совместной деятельности педагогов и учащихся. Здесь они выступают на равных, что способствует развитию нормального общения между учителем и учеником. На организационном этапе праздника я стараюсь привлечь как можно больше учащихся, выявить как можно больше их талантов и возможностей.
При подборе артистов важно, на мой взгляд, привлечь учащихся разных ступеней обучения. Тогда младшие школьники будут стремиться узнать как можно больше, видя, как владеют и пользуются языковыми знаниями их старшие товарищи.
Когда весь мир отмечал 250 лет со дня рождения великого композитора В.А. Моцарта, совместно с ребятами мы подготовили и провели ряд мероприятий, посвященных его творчеству. Было проведено внеклассное мероприятие на немецком языке „Wolfgang Amadeus Mozart – einer der bekanntesten Komponisten der Welt“. Мы совершили небольшое путешествие в мир музыки и “посетили” город Зальцбург – город, в котором родился композитор.
У учащихся второй ступени проводились уроки, посвященные творчеству Моцарта. Ребята слушали музыку композитора и с помощью рисунка старались передать свое восприятие, чувства. Было предложено на немецком языке рассказать, что изображено на картине и почему. Учащиеся выбирали наиболее подходящее название музыкальных произведений из предложенных учителем.
Именно такая форма работы как внеклассные мероприятия вносит, на мой взгляд, наиболее существенный вклад в формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения немецкого языка. Конечно, он требует от самого учителя определенных творческих способностей, но как показывает опыт, результат превосходит все ожидания.
В течение ряда лет мною проводилась работа в рамках осуществления формирования познавательной активности обучающихся на уроках иностранного языка на основе концепции личностно-ориентированного образования.
Предложенная система работы, основывающаяся на принципах культуросообразности, опоры на познавательную и социальную активность детей, гуманизации, ценности и непрерывности учебно-воспитательного процесса, дает положительные результаты.
Единственное, что, на мой взгляд, не стоит забывать, основным звеном этой деятельности является ребенок с его личностными особенностями. Очень верно об этом сказал когда-то
К. Роджерс: “Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой внутренний мир. Я буду поддерживать и подбадривать тебя, чтобы ты пробовал что-то новое, чтобы ты рисковал на пути к познанию, но я никогда не буду толкать тебя силой”.