Цели урока:
- развивать навыки логического мышления, самостоятельный исследовательской работы, внимательность, умение сравнивать и анализировать, находить закономерности, рассуждать, делать вывод;
- формировать навыки работы с графиками;
- воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственное отношение к труду.
Эпиграф урока: “Всякая физическая теория должна быть математически красивой” - М.Дирак.
Структура урока:
- Организационный момент (1-2 мин.)
- Повторение газовых законов (3-5 мин.)
- Постановка проблемы (1-2 мин.)
- Решение графических задач (20 мин.)
- Самостоятельная работа (5 мин.)
- Подведение итогов, оценки за урок (3 мин.)
- Домашнее задание (5 мин.)
Ход урока
Преподаватель (П:): Сегодняшний наш урок мы посветим решению задач по теме: “Газовые законы”. Для этого заполним таблицу №1 Ваших опорных листов. Каждый ряд получает задание построить изотерму в трех различных системах координат pV – pT – VT. По одному человеку от каждого ряда выходят к доске и заполняют свою часть таблицы (на доске плакат с системами координат, в которых изображаются данные графики, прил.1).
П: А теперь творческое задание для всех: сравните свои графики с графиками на доске и в последней четвертой колонке изобразите варианты замкнутых циклов, содержащих три изопроцесса в каждой системе координат. Это поможет Вам в дальнейшем для изображения перевода цикла из одной системы координат – в другую.
П: Укажите, какой график, из приведенных на таблице (на доске новая таблица состоящая из 4-х графиков, прил. 2) лишний?
Ученики (У:): Четвертый график является лишним, так как на нем изображен изохорный процесс.
П: Усложним задание: теперь на таблице представлено 6 графиков. Нужно определить какой из них соответствует изохорному нагреванию (прил.3).
В это время преподаватель вызывает к доске двух учащихся для работы по карточкам (прил.4). На доске появляется таблица, изображающая циклический процесс (задание 2 опорного листа).
П: Рассмотрите данный цикл и укажите как изменялось давление при каждом переходе из одного состояния в другое.
Учащиеся работают на опорных листах, а один ученик у доски.
У: Переход 1-2 идет с постоянным давлением, 2-3 – давление увеличивается, так как увеличивается температура. Для того чтобы определить, как изменилось давление в следующем переходе необходимо сделать дополнительное построение: провести две изобары через точки 3 и 4. Таким образом, получается, что при переходе 3-4 давление увеличивается., так как объем уменьшается. И последний переход 4-1 - давление уменьшается.
П: Проверьте правильности Ваших решений с решением на таблице.
В это время, учащиеся у доски закончили решение. Преподаватель проверяет правильность выполнения и оценивает работу учащихся.
П: А теперь устный счет (прил.5). Определите по графику чему стала равна температура газа в точке 2, если в точке 1 она была Т?
Пока учащиеся определяют по графику изменение температуры, три человека из класса решают тестовые задания (прил.6).
П: Проверим устный счет.
У: Так как переход из точки 1 в точку 2 осуществляется ступенчато, то и температура будет изменяться последовательно: сначала увеличится в 3 раза (так как увеличилось в три раза объем), а потом еще в 2 раза (так как увеличился давление). Таким образом, температура в точке 2 будет в 6 раз больше температуры в точке 1 : 2*3 =6.
П: Сдайте тестовые задания и приготовьтесь к физическому диктанту.
Физический диктант.
П: В координатах pV изобразите замкнутый цикл, состоящий из трех изопроцессов: 1-2 – изохорное охлаждение, 2-3 – изобарное расширение, 3-1 – изотермическое сжатие. А теперь опишите изменение температуры при каждом переходе.
Чтобы проверить и оценить данную работу учащихся, предлагается обменяться опорными листами с соседом по парте и выставить оценки по соответствующей схеме: верный график – 3 балла, верное описание – 5 баллов. Если есть недочеты – 4 балла.
Таким образом, каждый учащийся получает оценку за урок.
П: Домашнее задание. Еще раз дома повторите тему “Газовые законы” и решите задачи из сборника под редакцией Рымкевича: №536-540, из сборника под редакцией Степановой №629, 632. Решить последние задачи на опорном листе.