Применение технологии развития критического мышления в преподавании иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В последние годы учителя ИЯ рассматривают роль ученика на уроке как активного участника образовательного процесса. Это заставляет принимать во внимание, что ученик делает и как он воспринимает информацию во время урока, а не то, что делает учитель.

Учителю, который хочет научить уч-ся мыслить, следует следить за тем, как ученики получают знания, а не за тем как они их просто воспроизводят. Получение знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление.

Этим навыкам можно научить на практике, как игре в теннис или плаванию, но для этого требуется больше усилий, чем предполагают многие учителя.

Существует несколько определений критического мышления, но все они включают общую концепцию. Скривлен и Пол определяют критическое мышление как “хорошо организованный процесс активного восприятия, анализа, синтеза, оценки информации, собранной с помощью наблюдения, собственного опыта, рефлексии и коммуникации”.

Как критическое мышление (КМ) можно применить в обучении ИЯ?
Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Важную роль в этом процессе играет самосознание. Благодаря КМ и самосознанию можно понять связь между мыслями и эмоциями. Хотя принято считать, что они независимы друг от друга, но на самом деле чувства основаны на определённом уровне мысли и мысли появляются на определённом уровне чувств.

Учитель ИЯ может способствовать КМ на уроке, помогая ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения.

Восприятие

Мы слышим, видим, осязаем и чувствуем с помощью органов чувств. Этот процесс проходит так спонтанно, что мы думаем, что восприятие – это пассивный процесс. Но это не так. Мы интерпретируем, делаем выводы из информации, которую получаем. Воспринимать – это значит делать заключения. Через выводы мы создаём своё видение реальности. Наша версия реальности может быть искажена нашим прошлым опытом, образованием, культурными ценностями. Чтобы помочь ученикам осознать своё восприятие и как оно может отличаться от восприятия других людей, учитель ИЯ может использовать упражнения с оптическими иллюзиями.

Упражнение №1 научит уч-ся разным способам видения и поможет им осознать, что люди воспринимают одни и те же вещи по-разному.

Упражнение № 1 (activity #1)

Покажите ученикам картинки одну за другой и спросите, что они видят. Большинство скажут, что они видят портрет женщины (рисунок 1), несколько фигур (рисунок 2), старика в лодке (рисунок 3). Пусть они посмотрят на картинки по-другому: вверх ногами, вертикально; обсудят друг с другом, что увидели. Спросите, что они увидели. Некоторые увидят: слово LIAR (рис. А по диагонали), слово LIFE (рис. В белые пропуски между чёрными), большую птицу с человеком в клюве (рис. С вверх ногами).

Это упражнение поможет уч-ся понять, что образы можно воспринимать по разному, не только на уроках ИЯ, но и в реальной жизни. Ученики получат возможность обсудить на ИЯ, что они увидели, узнать новые слова, отработать структуры в Present Continuous (e.g., “What is the man in the boat doing?”)

Предположение

Предположение – это мысли, которые говорящий принимает как должное, как аксиому в математике. Идеи, которые необходимо проверить, допускаются как правильные. Вследствие этого приводятся аргументы, кажущиеся логичными. Тем не менее, если начальная предпосылка неправильная, результат также будет неверный. Сконцентрировав внимание уч-ся на КМ, учитель помочь ученикам сделать предположения и оценить их правдоподобность. Обычно мы ассоциируем личные интересы с интересами коллектива (предполагая, что хорошо для себя, хорошо и для каждого). Предполагать – это один из основных шагов КМ.

Есть много способов для выработки предположений. Один из них – дать уч-ся прочитать рассказ, а затем объяснить свои предположения. Учителю следует быть внимательным и не давать категоричную оценку “правильно” или “неправильно”. Иначе уч-ся не будут высказываться. Этот рассказ – шутка поможет уч-ся осознать значимость предположений.

Упражнение № 2

Жарким летним днём доставщик грузов подъехал к дому, вышел из грузовика и направился к крыльцу. На ступеньках сидела маленькая девочка. “Твоя мама дома?”, - спросил он её. Девочка кивнула и ответила: “Да”. Доставщик вернулся к грузовику, вытащил большую коробку с матрацем и пружинами и понес тяжёлую поклажу по ступенькам к двери. Покраснев и вспотев от напряжения, он позвонил в дверь. Никто не открывал. Улыбнувшись девочке, он позвонил ещё раз. Опять никто не ответил. Подождав, он позвонил в третий раз. Не было никаких признаков, что в доме кто-то был. Тогда он обратился к девочке: “Я думал, ты сказала, что твоя мама дома”. “Да”, ответила она, “но я живу не здесь”.

После прочтения шутки задайте уч-ся такие вопросы:

- Что заставило мужчину предположить, что девочка жила в этом доме?

- Ты бы предположил так же на месте этого человека?

- Что бы ты сделал, чтобы убедиться, что девочка из этого дома или что в доме кто-то есть?

- Делал ли ты неверные предположения раньше. Какие? Что ты предположил неверно?

Обсудите с уч-ся трудно ли избежать предположений и как это важно, думая критически, учитывать эти предположения. Только так мы определяем, имеет ли смысл какая-то мысль. Учитель может использовать формулу”AFAN” для анализа предположений.

А – assumptions (предположения)

F – for (за)

A – against (против)

N – now what? (Что из этого?)

Каждая буква поднимает определённый вопрос:

А – Что я предположил? (“What have I assumed?”)

Что я принял как должное? (What have I taken for granted?”)

Нужна ли мне дополнительная информация? (“Do I need more information?”)

Каковы факты? (“What are the facts?”)

F – Есть ли основания для моего мнения? (“What is the evidence for my opinion?”)

Можно ли доверять моим предположениям? (“Is it good evidence?”)

Это факт или нет? (“Is it a fact or belief?”)

Каковы причины моей убеждённости? (“What are the reasons for my beliefs?”)

A – Есть ли альтернативы моей точке зрения? (What are the alternatives to my point of view?”)

Могу ли взглянуть на это по-другому? (“Can I see this another way?”)

Что если моё изначальное предположение неверно? (“What if my starting assumption is wrong?”)

N – Вопрос для того, чтобы принять конечное решение.

Предубеждения

Предубеждения – это главное препятствие КМ. Они есть у каждого человека, т.к. мы все имеем свои представления, что является правдой, ложью, что хорошо или плохо. Расовые или религиозные предрассудки влияют на то, как мы думаем. Думать критически не означает, не иметь собственного мнения, наоборот, каждый должен быть готов к представлениям, которые могут изменить его мнение. Мы, учителя ИЯ, должны использовать такие представления, чтобы изменять предубеждения уч-ся.

Упражнение № 3

Это упражнение должно использоваться с учётом языкового уровня уч-ся. Чтобы ученики осознали свои предубеждения, дайте им незаконченные предложения. Например, спросите их какие чувства, мысли, мнения приходят им на ум когда они слышат следующие фразы или слова: школа – это место, где я …, женщины (женщинам следует…), учителя (учителя всегда…), образование – это.… Затем обсудите с уч-ся их ответы.

Ценности

В КМ важно знать о ценностях, на которых мы строим свои суждения. Необходимо показать уч-ся способы определения ценностей т.к. как уч-ся судят о том, что сказано или написано, зависит, разделяют они ценности говорящего или нет.

Упражнение № 4

Попросите уч-ся написать или обсудить 5 самых важных ценностей для них, поставить по степени значимости с самого важного до менее важного. Сначала начните с себя:

- Я ценю семью, друзей, деньги, образование, карьеру.

- Семья самое ценное для меня потому, что она поддерживает меня всю мою жизнь.

- Я ценю друзей, т.к. с ними я могу поделиться счастьем, горем и т.д.

- Деньги значимы для меня, т.к. без них я не могу жить нормально.

Затем уч-ся говорят о себе, объясняя причину своего выбора. Упражнение даёт им практику в аудировании и говорении.

Разрушение привычек

Привычки могут быть полезными, особенно те, что повторяются регулярно, такие как, прием пищи, ходить в школу каждый день. Без привычек мы бы тратили много времени, решая, что делать дальше. С другой стороны, когда нам надо думать критически, нам приходится нарушать привычки. Хороший мыслитель не идёт проторенным путём, у него богатое воображение; когда один метод не работает, пытается найти новый; смотрит на вещи и видит различные возможности. Планируя что-то, он может отступить от плана ради лучшей идеи; создаёт несколько версий вместо одной.

Для практики создания нового способа мышления уч-ся выполняют следующие упражнения. Они помогут им разрушить привычку негативного мышления.

Упражнение № 5

Попросите уч-ся вести журнал благодарностей, в котором они пишут обо всём, что они ценят в себе, уроках, учителях.

- Мне нравятся уроки ИЯ потому, что…

- Я ценю свою семью, потому что…

- Мне нравится, как мои друзья разговаривают со мной, потому что…

- Мне нравится школа, потому что…

Будет интересно услышать хотя бы одно положительное предложение от ученика, который не любит школу или учить ИЯ.

Упражнение № 6

Изменять перспективу – другой способ нарушить привычку негативного мышления. В следующем упражнении от уч-ся требуется описать, что они хотят. Например: вместо того, чтобы сказать “Я не хочу больше болеть, “ они могут сказать “Я хочу быть здоровым”. ( первое предложение нацелено на болезнь, а второе на здоровье) Также “Я не хочу отставать по английскому языку” можно изменить на “Я хочу быть успешным в английском”. Уч-ся пишут или говорят предложения, которые меняют их негативное мнение на позитивное. Спросите их, почему они хотят изменить свои отрицательные привычки на позитивные. Обсудите с ними, что хорошего в позитивном мышлении для них.

Новая точка зрения

Мы думаем что то, как мы воспринимаем окружающий нас мир – это единственно правильный способ. Это происходит из-за влияния эгоцентризма.

Эгоцентризм – это неспособность или нежелание считаться с другими точками зрения. Результатом является отказ принимать новые точки зрения, идеи, факты. Попытка увидеть другую точку зрения или быть открытым к её восприятию – это важная черта КМ. Восприятие разнообразия точек зрения, открытость к альтернативным решениям, принятие новых объяснений, выводов, создание новой точки зрения – это цели, которых можно добиться на уроках ИЯ для развития КМ.

Тщательно отобранные упражнения помогут уч-ся понять свои взгляды, найти другие точки зрения, увидеть их сильные и слабые стороны, обобщить их.

Для этого можно использовать упражнение № 8.

Упражнение № 7

1. Разделить класс на 3 группы: А, В, С. Можно больше, если класс большой.

2. Каждая группа представляет свою философию. Каждая группа общается с другой, исходя из своей философии.

Группа А: вы полагаете, что все люди изначально плохие и жестокие; у них животные инстинкты, и они постоянно ищут удовольствия. Лучший способ контролировать их – использовать угрозы и наказания.

Группа В: вы верите, что все люди изначально хорошие и могут осуществлять свои цели если им не мешать. Нет нужды их контролировать. Всё, что им нужно – показать, что их любят и понимают.

Группа С: верят, что люди ни хорошие ни плохие. Общество и окружение, в котором они живут, определяют, будут ли они хорошими или плохими. Чтобы ими управлять, их надо убеждать и поощрять.

3. Каждая группа входит в жюри присяжных, которое решает, какое наказание заслуживает подозреваемый 25 лет, без жены и работы, с 10-летним сыном на попечении. Подозреваемый был пойман на краже продуктов на сумму 40 долларов. Каждая группа должна осудить действия мужчины и решить, какое наказание он заслуживает исходя из своей философии. Каждая группа не рассказывает заранее о своих принципах другим.

4. Уч-ся даётся 10-15 мин. на обсуждение. Один из группы представляет свой вердикт.

5. После высказывания каждой группы обсудите с уч-ся, как они чувствовали себя, представляя точку зрения, которую они не разделяли или слушали решения, которые им не нравились.

6. Спросите уч-ся, чью философию они разделяют и почему.

Оценка.

Это важный элемент КМ и используется для того, чтобы:

- знать о ценностях и понимать, почему они таковыми являются;

- рассматривать другие точки зрения;

- признавать различие между предположением и фактом;

- оценить запас своих знаний;

- отличить предрассудки от фактов.

Оценка является важной частью КМ и учитель должен сконцентрировать свои усилия на учебных целях. Оценка какого-то факта должна строиться на полезной информации. Во время процесса оценки число вопросов для обсуждения не лимитировано, но нужно отобрать вопросы в соответствии с уровнем мышления уч-ся, которого вы хотите добиться. Их можно разделить на 4 группы:

- краткое изложение и определение;

- анализ;

- гипотеза;

- оценка.

Учитель учит уч-ся анализировать, высказывать гипотезу, задавать оценочные вопросы на уроках чтения. Упражнение № 8 описывает такие приёмы.

Упражнение № 8

Учитель читает текст “Тропические леса”.

“Rain Forests”

In the rain forest of the tropics, native people have been losing their land rapidly to development. Companies that invest in the rain forest have been taking over large areas of land for logging, agriculture, cattle raising, and mining. When the forest disappears, so does indigenous way of life.

Foreign investment has been increasing the demand for forest products, but it hasn’t brought the land itself back under their native control. Corporations from industrialized nations have been inviting tribes to participate in the rain forest harvest, to gather nuts or copaiba oil. This cooperation with outside companies has been changing the native culture. More native people have been working for foreign bosses and have been selling products to foreign markets, rather than to traditional local markets. Companies that have been advertising rain forest products have been selling products such as hair conditioners and skin creams. Consumers are eager to support products that can benefit native people without harming the forest, and they are happy to hear that some profits return to the rain forest countries.

However, some native people are cautious. They feel that reliance on foreign markets weakens their independence. They ask why they need the foreign companies and what benefits come from foreign markets. They have been selling diverse forest products in their own local markets for years and have been conserving the forest at the same time. Native people have been asking for protection of the rain forest and preservation of their traditional lifestyle.

Убедитесь, что все уч-ся поняли текст. Затем задайте им вопросы:

аналитические (analysis questions):

Why have native people been losing their land?

What are the reasons for companies to invest in the rain forests?

What are the reasons for some native people to be cautious?

What is the main concern related to the foreign companies that have invested in the rain forests?

гипотетические (hypothesis questions):

What would happen if the foreign companies hadn’t invested in rain forests?

What will happen if foreign companies continue to invest in rain forests?

оценочные (evaluation questions):

Is it logical or illogical for native people to work for foreign bosses?

Do the foreign companies make the forest and native way of life disappear?

What is your solution to the conflict?

What are the advantages or disadvantages for native people working for foreign companies?

Эти вопросы больше мотивируют уч-ся мыслить критически, чем задания на краткое изложение текста или такие вопросы как:

Who has been losing the land rapidly to development?

What are the big foreign companies doing on large areas of land in the rain forests?

Who is concerned about the investment of foreign companies in the rain forest?

В открытой и демократичной обстановке класса уч-ся будут чувствовать себя свободно выражать свои мысли и мнения. Учителю необходимо уметь отбирать и подбирать упражнения, учебный материал для развития КМ.