В настоящее время мы с грустью наблюдаем, что в информатике программирование постепенно отступает на второй план. Обычный Паскаль и Бейсик мало привлекают школьников. Поэтому, будущее – за визуальным объектно-ориентированным программированием.
Основная цель курса – повысить интерес школьников к программированию. Познавательные цели обучения определяются тем фактом, что при изучении этого курса учащиеся знакомятся со многими интересными алгоритмами, используемыми для решения практически важных задач.
Воспитательные цели состоят в формировании умения учащихся ставить задачу и доводить ее до степени завершения и умения работать в группе.
Курс ориентирован на школьников, владеющих основами работы на компьютере, знакомых с основами алгоритмизации. Знание конструкций языка программирования Паскаль желательно, но не обязательно.
Первые уроки по Delphi можно проводить без изучения Паскаля, используя изменение свойств объектов и события от мыши. Легкость создания проекта повышает интерес школьников к программированию.
А тем, кто уже занимался программированием на Pascal, будет не сложно освоить систему объектно – ориентированного программирования Delphi. Затруднения могут возникнуть при изучении среды программирования и при переходе от процедурного стиля программирования к объектно – ориентированному, основанному на использовании свойств и методов компонентов.
Создавая собственные проекты на Delphi учащиеся работают в различных, практически важных программных средах и получают прочные навыки работы в них. Одновременно они гораздо лучше осваивают идеи “оконного” интерфейса и операционных систем, построенных на его основе.
Курс рассчитан на 34 часа, которые можно проводить в 10 и 11 классах при параллельном изучении Turbo Pascal или в 11 классе после его изучения.
Используя полученные знания и умения, учащиеся, могут создавать собственные программные продукты: игры, тесты, обучающие программы и др.
Тематическое планирование
Тема |
Часы |
1. Простые проекты в Delphi | 11 |
2. Вычисления в проектах | 8 |
3. Графика в Delphi | 2 |
5. Мультимедиа в проектах | 2 |
4. События мыши | 4 |
6. Создание приложений | 7 |
Итого: | 34 |
Содержание программы
1. Простые проекты в Delphi (11 часов)
- иметь представление о понятия: объект, свойство, значение, имя
- знать структуру окна Delphi
- знать типы и назначение файлов, создаваемых Delphi
- Знать основные свойства объектов панели Standard
- уметь сохранять проект, переключаться между окнами
- уметь изменять свойства объектов в Инспекторе объектов и программе
2. Вычисления в проектах (8 часов)
- иметь представление о понятия: переменная, тип, значение
- знать объекты для ввода и вывода информации
- знать функции преобразования типов
- уметь использовать основные алгоритмические конструкции в проекте
3. Графика в Delphi (2 часа)
- иметь представление о понятиях: пиксель, цвет, стиль;
- знать объекты для вывода графики;
- знать основные операторы графики;
- уметь использовать методы для создания графических изображений.
5. Мультимедиа в проектах (2 часа)
- знать объекты и свойства объектов для создания мультимедийного изображения;
- уметь использовать свойства объектов и алгоритмические конструкции для создания мультимедиа.
4. События мыши (4 часа)
- иметь представление о понятиях: событие, метод;
- знать события мыши и клавиатуры;
- уметь использовать методы и события в проектах.
6. Создание приложений (7 часов)
- знать методы работы с диалогами, меню, таймером;
- уметь создавать законченное приложение, состоящее из нескольких форм, меню, панели инструментов.
Поурочное планирование
Номер урока |
Тема урока |
Первый проект в Delphi | |
Проект “Светофор” | |
Проект “Телевизор” | |
Проект “Судьба” | |
Проект “Ромашка” | |
Простые проекты 1 (шарик, робот, прыгун) | |
Простые проекты 2 (счетчик, Томагочи) | |
Проект “Бешеная кнопка” | |
Проект “Купи козу” | |
Проект “Автосалон” | |
Проект “Тараканьи бега” | |
Мультфильм и видеофильм | |
Проект “Площадь треугольника” | |
Проект “Решение квадратного уравнения” | |
Проект “Стоимость Интернета” | |
Проект “Таблица умножения” | |
Проект “Математика” | |
Проект “Математика” | |
Проект “Кораблик” | |
Проект “Трапеция” | |
Проект “Конструктор Лего” | |
Проект “Конструктор Лего” | |
Проект “Кубики” | |
Проект “Альбом” | |
|
Проект “Текстовый редактор” |
|
Проект “Графический редактор” |
|
Проектная деятельность |
В Приложении1 представлено описание некоторых проектов.
Добро пожаловать в замечательное путешествие в страну визуального программирования. Я надеюсь, что предложенный элективный курс станет первым кирпичиком знаний в Вашем городе Дельфы.