Элективный курс "Основы объектно ориентированного программирования в Delphi"

Разделы: Информатика


В настоящее время мы с грустью наблюдаем, что в информатике программирование постепенно отступает на второй план. Обычный Паскаль и Бейсик мало привлекают школьников. Поэтому, будущее – за визуальным объектно-ориентированным программированием.

Основная цель курса – повысить интерес школьников к программированию. Познавательные цели обучения определяются тем фактом, что при изучении этого курса учащиеся знакомятся со многими интересными алгоритмами, используемыми для решения практически важных задач.

Воспитательные цели состоят в формировании умения учащихся ставить задачу и доводить ее до степени завершения и умения работать в группе.

Курс ориентирован на школьников, владеющих основами работы на компьютере, знакомых с основами алгоритмизации. Знание конструкций языка программирования Паскаль желательно, но не обязательно.

Первые уроки по Delphi можно проводить без изучения Паскаля, используя изменение свойств объектов и события от мыши. Легкость создания проекта повышает интерес школьников к программированию.

А тем, кто уже занимался программированием на Pascal, будет не сложно освоить систему объектно – ориентированного программирования Delphi. Затруднения могут возникнуть при изучении среды программирования и при переходе от процедурного стиля программирования к объектно – ориентированному, основанному на использовании свойств и методов компонентов.

Создавая собственные проекты на Delphi учащиеся работают в различных, практически важных программных средах и получают прочные навыки работы в них. Одновременно они гораздо лучше осваивают идеи “оконного” интерфейса и операционных систем, построенных на его основе.

Курс рассчитан на 34 часа, которые можно проводить в 10 и 11 классах при параллельном изучении Turbo Pascal или в 11 классе после его изучения.

Используя полученные знания и умения, учащиеся, могут создавать собственные программные продукты: игры, тесты, обучающие программы и др.

Тематическое планирование

Тема

Часы

1. Простые проекты в Delphi

11

2. Вычисления в проектах

8

3. Графика в Delphi

2

5. Мультимедиа в проектах

2

4. События мыши

4

6. Создание приложений

7

Итого:

34

Содержание программы

1. Простые проекты в Delphi  (11 часов)

  • иметь представление о понятия: объект, свойство, значение, имя
  • знать структуру окна Delphi
  • знать типы и назначение файлов, создаваемых Delphi
  • Знать основные свойства объектов панели Standard
  • уметь сохранять проект, переключаться между окнами
  • уметь изменять свойства объектов в Инспекторе объектов и программе

2. Вычисления в проектах (8 часов)

  • иметь представление о понятия: переменная, тип, значение
  • знать объекты для ввода и вывода информации
  • знать функции преобразования типов
  • уметь использовать основные алгоритмические конструкции в проекте

3. Графика в Delphi (2 часа)

  • иметь представление о понятиях: пиксель, цвет, стиль;
  • знать объекты для вывода графики;
  • знать основные операторы графики;
  • уметь использовать методы для создания графических изображений.

5. Мультимедиа в проектах (2 часа)

  • знать объекты и свойства объектов для создания мультимедийного изображения;
  • уметь использовать свойства объектов и алгоритмические конструкции для создания мультимедиа.

4. События мыши (4 часа)

  • иметь представление о понятиях: событие, метод;
  • знать события мыши и клавиатуры;
  • уметь использовать методы и события в проектах.

6. Создание приложений (7 часов)

  • знать методы работы с диалогами, меню, таймером;
  • уметь создавать законченное приложение, состоящее из нескольких форм, меню, панели инструментов.

Поурочное планирование

Номер урока

Тема урока

  Первый проект в Delphi
  Проект “Светофор”
  Проект “Телевизор”
  Проект “Судьба”
  Проект “Ромашка”
  Простые проекты 1 (шарик, робот, прыгун)
  Простые проекты 2 (счетчик, Томагочи)
  Проект “Бешеная кнопка”
  Проект “Купи козу”
  Проект “Автосалон”
  Проект “Тараканьи бега”
  Мультфильм и видеофильм
  Проект “Площадь треугольника”
  Проект “Решение квадратного уравнения”
  Проект “Стоимость Интернета”
  Проект “Таблица умножения”
  Проект “Математика”
  Проект “Математика”
  Проект “Кораблик”
  Проект “Трапеция”
  Проект “Конструктор Лего”
  Проект “Конструктор Лего”
  Проект “Кубики”
  Проект “Альбом”

25-26

Проект “Текстовый редактор”

27-30

Проект “Графический редактор”

31-34

Проектная деятельность

В Приложении1 представлено описание некоторых проектов.

Добро пожаловать в замечательное путешествие в страну визуального программирования. Я надеюсь, что предложенный элективный курс станет первым кирпичиком знаний в Вашем городе Дельфы.