Задачи:
- Развивать умение работать с дополнительной литературой, развивать интерес к народным традициям; продолжить знакомство с православными праздниками, мифами и легендами
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде
Эпиграф:
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище. (С. Красиков.)
Вступительное слово учителя (Вальс цветов П. И. Чайковского.)
- О возникновении цветов на нашей планете сложено много легенд. Вот одна из них: в стародавние времена во мраке и стуже лежала Мать Сыра Земля. И пронзил однажды Ярило – у древних славян бог солнца, земли и плодородия, пламенем взора своего слои мрака над спавшей Землёй. Сразу воссияло красное Солнышко, даруя свет и тепло просыпающейся планете. Жадно пила она щедрые солнечные лучи, нежилась в юной своей красе, набираясь до краёв животворной силой. Молвил тогда Ярило: “Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми….”
Вот так и пришли на Землю цветы. С тех пор каждую весну пробуждается Ярило от зимнего сна, садится на коней своих и украшает Мать Сыру Землю цветами и злаками, оживляет поля, луга, рощи и дремучие леса.
- Мы сегодня говорим о цветах, потому что мы закончили изучать какой отдел Царства Растения? (после ответа на доске открывают магнитную табличку).
- Ярким проявлением любви к цветам являются праздники цветов, проводимые у разных народов. Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купала (Ивана Травника).
Ночь на Ивана Купалу (сообщение ученика)
Только несведущие да совсем пропащие могут спать в ночь с 23 на 24 июня (по новому стилю 7 июля), когда вновь решается судьба мира: быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. Каждый год сражение выигрывают силы Добра, но победа эта не приходит сама собой.
Пока длится это святое и странное время, нужно многое успеть, через костер перепрыгнуть, в живительных водах омыться, травы собрать, которые только на Купалу и набираются особой целебной силы. А еще нужно стадо через угли прогнать, чтобы скот от всех хворей избавить. Ну а самые отважные побредут в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет.
В древние времена после праздника выносили за деревню и бросали в реку чучело богини любви и лета Лады. Наверное, думали, что раз на Масленицу сжигают чучело зимы – Марены, то после солнцеворота следует распрощаться с Ладой. Потом опомнились и стали и весной, и летом терзать Смерть-Матрену. Так ей, злодейке, и надо!
Имя Купала означает ярко-белый. Потому белый цветок кличут купавой, а для особой белизны подобрали слово “кипень”. Так и говорят: кипенно-белый цвет.
Православная церковь в этот день чествует память Иоанна Предтечи, который крестил самого Иисуса Христа. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой.
- Давайте немножко поиграем.
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок –
И остался стебелёк. (одуванчик)Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое –
Что это такое? (ромашка).Беленькие горошки на зелёной ножке. (ландыш)
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты,
Яркие, пахучие…
Ай-ай-ай! Колючие ! (розы)Хоть прячется Алёна
За веточкой зелёной,
Но красная щека
Видна издалека. (яблоко)
Давайте немного прогуляемся по полю, лугу, лесу, заглянем на садовые участки – везде цветы.
На экране – картинки с точным изображением растения (лилия, роза, василёк, тюльпан, люпин).
Учитель: Мы с вами подольше задержимся на этом растении.
На экране – изображение лилии (желательно белой).
- Я не случайно выбрала именно этот цветок. Совсем недавно весь православный мир отмечал большой праздник – Рождество Христово. Может быть кто-то из вас был в это время в церкви или смотрел трансляцию богослужения по телевизору, и вы не могли не заметить, что церковь празднично украшена веточками елей и белыми лилиями. Это не случайно – для христиан белая лилия – символ невинности и чистоты.
Дома ученики готовят сообщение о следующих растениях:
Иван-да-марья,
Берёза,
Калина.
Сообщение № 1.
- Все знают этот скромный лесной цветок (проекция на экран). Я хочу рассказать красивую легенду, которая меня поразила.
История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи – Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома. Брата похитили птицы и унесли в дальние края. Поэтому Кострома росла одна, не зная о том, что когда-то у нее был брат. Выросла она писаной красавицей и похвалялась, что нет ей равного жениха, а потому она и замуж ни за кого не пойдет. Услыхали ее похвальбу боги, страшно разгневались и решили наказать дерзкую Кострому – вернули на родину Купалу. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней жениться. Купала и не возражал – очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре! Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку – Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер.
Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, - Кострома. Раньше этот цветок так и назывался – Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали: на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы – Марией. Так цветок обрел новое имя – Иван-да-Марья. Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы. Да, и символы очищения от греха остались все те же: огонь, через который парами прыгают влюбленные, и вода, которой поутру умываются.
Сообщение № 2.
- А я хочу рассказать о другом растении – калине. В книге “Времена года” говорится: “Все породы деревьев смолистых называются красным лесом. Все остальные породы деревьев, теряющие свои листья, называются черным лесом или чернолесьем. К нему принадлежат и кустарники: калина, орешник, шиповник. Растет калина в сырых лиственных лесах, на лугах, по берегам рек. Весной цветет белыми душистыми цветками. Осенью, в сентябре, украшает лес яркими гроздьями ягод, которые остаются на ветвях до морозов. Название “калина” в переводе с древнеславянского означает “кустарник”, растущий на болоте. По другой версии “красный” - из-за как бы раскаленного цвета плодов. У многих славянских народов калина считалась символом девичьей красоты, любви и счастья”.
Калина считалась также “свадебным деревом” и была непременной участницей свадебным деревом” и была непременной участницей свадебного обряда. Букетами калины украшали столы, свадебные караваи, девичьи венки, блюда с угощениями. Невеста перед свадьбой дарила жениху полотенце, расшитое листьями и ягодами калины. Косточка плода своей формой напоминает сердце, поэтому в народе рубиновые плоды калины стали символом мужества людей, которые отдали свою жизнь в борьбе с врагами.
Рассказывают, что это сердца девушек, которые заводили отряды татаро-монгол в непроходимые дебри для спасения своих близких. Из крови их, погибших от вражеских сабель, выросли кусты калины, поэтому ягоды калины красные, как кровь, и напоминают всем об их великом подвиге.
Девочка исполняет песню:
В саду Маша гуляла,
В саду Маша гуляла,
Гуляла, гуляла, гуляла,
Красавица Маша гуляла.Цвет калины срывала,
Цвет калины срывала,
Срывала, срывала, срывала,
Красавица Маша срывала.Во пучочки вязала,
Во пучочки вязала,
Вязала, вязала, вязала,
Красавица Маша вязала.Край дорожки бросала,
Край дорожки бросала,
Бросала, бросала, бросала,
Красавица Маша бросала.
На Украине существовало такое предание: “Давно когда-то плыли через море брат и сестра. Он доплыл до берега, а у нее не хватило сил. Умирая, она просит брата: “Не пей, братец, из этого моря воды – это кровь моя, не лови рыбы – это тело мое, не коси травы – это косы мои, не ломай калины – это красота моя”.
Растет калина в лесу над водой, что придает ее образу оттенок печали, робости, даже незащищенности, поэтому в большинстве народных преданий, стихотворений, песен ее образ связывают с трагическими событиями.
В одной из украинских легенд калина – это возлюбленная молодогказака, которая не смогла соединиться с любимым и стала калиной. Рассказана эта легенда по пьесе Леси Украинки:
Казак умирает, а девушка плачет:
Ты возьми меня в могилу, она горе спрячет.
Ой, и мать не станет так тужить о сыне.
Как ты, моя калиночка, в девичьей кручине.
Сообщение № 3.
- А я хочу начать свой рассказ с загадки, которую в своё время не сразу отгадали, как рассказывал мне папа, даже Знатоки из передачи “Что? Где? Когда?”:
Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья:
первое – больным на здоровье,
другое – от темени свет,
третье – дряхлых, вялых пеленанье,
а четвёртое людям – колодец.
Седьмая неделя после Пасхи называется семицкой (Русальной, зелёной, зелёными святками), а четверг семицкой недели – Семик.
В семицкую неделю повсеместно совершались обряды поминовения усопших родителей, сохранившиеся до наших дней. Правда, сегодня праздник сводится к посещению всей семьёй могил своих родных. А ещё в начале XX в. в городах и сёлах устраивались народные гулянья с ярмарками и балаганами.
Основа семицкой и троицкой обрядности – культ растительности. В России – это культ берёзы, ставшей символом русской природы. На Троицу (в субботу вечером) украшали зеленью дома снаружи и внутри, пол в избе обязательно устилали душистыми травами и цветами, а на улице ставили молодые деревца. Этот старинный обычай вошёл и в церковный ритуал – церковь тоже украшали зеленью, пол устилали травой, а к обедне ходили с букетами цветов. Зелень должна была обеспечить плодородие, хороший урожай, принести здоровье людям и домашнему скоту, уберечь от всего нечистого, вредоносного.
Почти повсеместно в русских деревнях существовал обряд “завивания берёзки” и заплетания венков. В Семик до обеда всей семьёй ходили на могилы родителей, где после поминовения ели ритуальные блюда – яичницу и блины. Затем девушки и молодые женщины уходили в рощу завивать на берёзах венки. Завивали веночки “на желание”, “на себя” и на всех родных. Потом девушки выбирали одну берёзку, украшали её лентами, бусами, платками, а в некоторых местах ещё и печеньем в виде веночков (козулями) и устраивали праздничную трапезу с яичницей, кашей, пирогами и квасом. Первая ложка каши давалась берёзке а после трапезы вокруг деревца водили хороводы и пели песни.
В этот же день проводился ещё один обряд – кумления. В центре большого венка, сплетённого из берёзовых веток, подвешивались крестики, а в нижней части – кукушка (кукла из тряпок или соломы). Девушки по очереди парами целовали крестики, потом друг друга и давали клятву “не браниться, не ругаться”, обменивались кольцами и крестиками. После этого они считали себя кумами, сестрами. Завершался обряд “похоронами кукушки” - “до новых берёз”, “до новой травы”.
В воскресенье, в Троицу, также непременно до обеда ходили на кладбище. После этого девушки отправлялись развивать венки. На венках загадывали: если чей-то венок на берёзке распался или завял, то или сама девушка, или тот из её семьи, на кого она завила венок, заболеет или умрёт. Одну из молодых берёзок срубали и несли в деревню с песнями и плясками. Каждая девушка в венке из берёзовых веток и первых цветов старалась к вершине берёзки прикрепить свою ленту одним концом, чтобы за другой конец держаться, как бы получая от берёзки живительную силу.
В одних местах срубленное дерево устанавливали на улице и водили хороводы, а когда приходили парни, начинались игры и совместная трапеза. В других областях с берёзкой обходили всех девушек, которые устраивали угощение. Уже к вечеру молодёжь с грустными песнями шла к реке, где берёзку “раздевали” и бросали в воду, умывались, черпая воду из центра венка, чтобы быть красивыми, а потом гадали на венках – бросали их в реку и смотрели - потонет или нет? остановится или поплывёт дальше? чей венок плывёт первым, чей остаётся последним? Бросали свои венки и влюблённые. Если венки сблизятся – значит, скоро свадьба, а коли потонут – смерть.
Троицей называют день сошествия Святого Духа, т. к. с этого дня открылось миру действие всей Пресвятой Троицы: Дух Святой был послан на землю Сыном, вознесшимся к Отцу. С этого дня христиане поклоняются Пресвятой Троице – одному богу в Трёх лицах: Отцу, Сыну и Святому Духу.
(видеосюжет “Троица А. Рублёва”).
Аптечный ряд.
Учитель:
- Цветковые растения не только радуют нас своей красотой, но и помогают нам, когда нам больно. Существует много книг (показать) о лекарственных свойствах растений. Но в каждой семье существуют свои рецепты, которые передаются из поколения в поколение. Я просила вас поговорить со своими бабушками и мамами, чтобы они поделились с нами своими секретами.
Ученики зачитывают некоторые рецепты.
Учитель:
- Вот и закончилась наша прогулка. Русская пословица гласит: “В гостях хорошо, а дома лучше. ” Это потому, что дома, в семье всегда ждут любящие мама, папа, сестра, брат, бабушка или дедушка. И если нам хочется доставить радость нашим близким, мы дарим им цветы. Давайте посмотрим на фотографии из ваших семейных альбомов.