Цели:
- всесторонне формировать навык чтения учащихся;
- познакомить учащихся с новым автором и его произведением;
- с помощью приема словесного рисования развивать воссоздающее воображение, речь;
- обогащать словарный запас учащихся;
- прививать интерес к чтению;
- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
I. Организация класса
II. Разминка
1. Интонационная разминка (повышение и понижение голоса).
2. Задание на расширение поля зрения.
3. Задание на выразительность чтения и развитие памяти.
Мы любим очень-очень
Смотреть “Спокойной ночи!”.
Кончится сказка –
Мы закроем глазки,
Ляжем на бочок –
И молчок!
(Т. Тонина)
III. Проверка домашнего задания
Л.Н.Толстой “Филипок”.
– Какие чувства вызывает у вас Филипок?
– Ребята, с помощью родителей или словаря, вы должны были объяснить некоторые значения слов, которые встретились в тексте. Вот они:
подённая работа
слобода
сени (в сенцах)
бежать во весь дух
немой
украдкой
IV. Новый материал
– Сегодня мы будем знакомиться с одним из произведений Виктора Авдеенко. На странице 141 нарисована обложка книги В.Авдеенко “Спокойной ночи, тётеньки и дяденьки!.. Ой!”. Знакомы вам герои, нарисованные на обложке? Кого из героев телепередачи “Спокойной ночи, малыши!” художник не нарисовал?
V. Кукольный спектакль
– Вы любите слушать истории, которые приключаются с этими героями? Сейчас ребята покажут вам кукольный спектакль по произведению Вячеслава Свальнова “Как Врединка совесть нашла”.
Как Врединка совесть нашла
– А скажи-ка мне Врединка, – спросил как-то Хрюша, – где моя любимая книжка с картинками, которую ты у меня взяла на минутку и уже неделю не возвращаешь?
– Не знаю, – беззаботно ответила Врединка, продолжая играть в кубики, – наверное, потеряла.
– Совесть ты потеряла! – обиделся Хрюша и ушел в другую комнату.
– Что же мне делать без совести? – задумалась Врединка. – Каркуша, хочешь быть моей совестью?
– Нет, Врединка, не хочу. Ты чего доброго, и меня потеряешь. А я не люблю, когда меня теряют.
– И мы не любим! – закричали Филя, Степашка.
– Иди и ищи свою совесть! Сказал Мишутка.
И Врединка пошла искать свою совесть. Сначала она искала под кроватью, но нашла только футбольный мяч.
– Наверное, это не совесть, – подумала Врединка, положила мяч на коврик и залезла под стол. Там были зеркальце с ручкой и набор карандашей.
В шкафу обнаружилась коробка с шахматами, а под ней Хрюшина книжка с картинками.
– Ой, мое зеркальце! – обрадовалась Каркуша. – Спасибо, Врединка, что нашла!
– И за мячик спасибо, – сказал Мишутка.
– И за шахматы, – ответил Филя.
– И за карандаши, – вторил Степашка.
– И за книжку! – сказал Хрюша.
– Пожалуйста, – вздохнула Врединка, – вот только моей совести нигде нет.
– Как же нет! – удивился Хрюша. – Ты же нашла мою книжку. Значит, и с совестью у тебя все в порядке. Давай вместе картинки смотреть!
– Могла ли эта сказка быть в этом сборнике?
– А вот наше новое произведение “Маленькая Баба-Яга” помещено в этот сборник.
– Как вы предполагаете, сколько же лет Бабе-Яге, раз она маленькая?
– Сейчас узнаем.
VI. Чтение 1 части сказки учителем
VII. Чтение 2 части учащимися
VIII. Вопросы в конце произведения
– Что общего между Врединкой и Бабой-Ягой?
IX. Чтение по ролям
– Каким голосом нужно читать последние слова маленькой Бабы-Яги
Последнюю часть сказки дети читают по ролям.
X. Работа в тетради
Необходимо нарисовать портрет маленькой Бабы-Яги.
XI. Итог урока
– Чему учит эта сказка?
Домашнее задание: чтение 2-й части сказки по ролям; придумать свою историю с героями “Спокойной ночи, малыши!”.