Раздел 1
Художественные и технические особенности графики
С древнейших лор рисунох служит человечеству второй “речью”, средством передачи мыслей и чувств, сплачивает людей в труде и отдыхе.
В XV в. рисунок приобрел самостоятельное значение, стал особым видом искусства ведениями, графики, человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюра, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки – все это произведения станковой и прикладной графики. Само слово “графика” происходят от греческого слова “графо” – “пишу”, “черчу”, “рисую”.
Часто единственное средство изображения в графике – черная краска – линия и пятно на белой бумаге. Всего только черное и белое. Как же удается рисунку (или гравюре) убедить нас в том, что в белом и черном заключен весь многоцветный мир? Почему такой рисунок для нас – отражение самой действительности? Ответ на это только один: человек приспосабливается к средствам и условиям. Раньше, чем он нашел краски для воспроизведения многоцветной картины мира, в его руки попали уголь, мягкий камень или твердый осколок для выцарапывания рисунка. Человек открыл способ изображать предметы, довольствуясь лишь его контуром или силуэтом. Способ оказался настолько простым, что от него не отказались и потом, когда средств изображения стало больше.
Особая условность графического изображения, его лаконизм – не недостаток. Именно эти особенности позволяют графике выразить даже то, что не воспринимается зрением, что недоступно живописи.
Язык графики понятен людям всей Земли, В самом деле, графика может показать блеск молнии и сияние звезд в небе, чудеса сказки и мечту человека. В этом смысле графика близка литературе, которая рассказывает обо всем, о чем пожелает. Рассказывает, но не показывает. А графика может показать.
Основа графики, ее главные средства выражения – это рисунок. В основном он лишь начало, подход к изображению, в графике он все – и начало и конец. Графический рисунок – тонкая вещь. Рисунок создают рассудком и чувством и только реализуют, воплощают руками. Чем меньше в рисунке линий, штрихов, пятен, тем ответственнее каждое прикосновение карандаша или кисти к бумаге.
Графика – искусство, в основе которого лежат линия, контраст черного и белого.
Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или черной) поверхностью бумаги – основного материала графики. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики –особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.А. Фаворского “воздух белого листа”. Пространственное ощущение создает не только не занятые изображением участки листа, но часто и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскосщой характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свонственнъг тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета.
Но художник график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намеком на него, обращаясь к воображению зрителя, незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности. Емкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств образно-выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершенными композицияим самостоятельную художественню ценность имеют натурные наброски, эскизы.
Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска. Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописость и бархатистость офорта, контрастность ксилографии, мягкие светогеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и др.). Важными особенностями графики являются ее способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во многих экземплярах, последовательность раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр и рисунков Домье, Хогарта, Мазереля, Кибрика, Шмаринова и др.).
По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства – рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линии, силуэт, цветовое пятно.
Рисунок, выполненный в одном экземпляре – произведение уникальное. Печатная графика позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров. Основным видом печатной графики является гравюра (на дереве, линолеуме, металле, камне).
С изображением гравюра графика заняла выдающееся место среди других видов искусства, стала массовой, приобрела исключительное значение в общественной жизни,
Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, как впрочем, и все другие виды изобразительного искусства. Но именно графика привлекает детей больше всего разнообразием техник, простотой исполнения.
Техника рисования карандашом
Карандаш – (тюркское кара таш) – черный камень. Графитные карандаши приготовляются из графитного порошка. Наиболее мягкие номера пропитываются жирами и минеральными веществами, а твердые воском или его заменителем.
Оболочка, рубашка делается из древесины кедра. Для рисования карандашом годится всякая плотная, хорошо проклеенная бумага. Для рисования карандаш должен быть заточен очень остро и длинно (от 1,3 см до 3 см) конической формы. Для заострения кончика карандаша пользуются наждачной бумагой. Ошибочно проведенные линии удаляются мягкой резинкой. Жесткая резинка, содержащая порошок пемзы или стекла, вместе с линией стирает слои бумаги и потому не пригодна.
Чтобы движения руки и пальцев во время рисования были более свободными, не кладите кисть руки на бумагу, а пользуйтесь как точкой опоры только мизинцем. Короткие линии проводятся движением пальцев, а длинные – движением руки. Все линии проводятся сначала очень легко, чтобы была возможность поправить.
Контурный, то есть чисто линейный карандашный рисунок располагает большими возможностями. Пользуясь только линиями, очертанием формы изображаемого предмета можно дать почувствовать его положение в пространстве, его объем и характер поверхности (фактуру). Карандашные линии могут иметь различный тон – от самого светлого до самого темного, быть различными по толщине резкими и расплывчатыми, сплошными и прерывающимися. Усиливая или ослабляя нажим на карандаш, линиями можно предавать большую или меньшую степень черноты.
Техника рисования углем
Уголь применяется в рисовании давно. Великие итальянские мастера эпохи Возрождения широко пользовались им в своих работах. Художник Ченнини в “трактате о живописи”, написанном в конце XIV в., дает способ приготовления углей.
Наберите прямых, тонких, толщиною в карандаш, веточек березы или ивы. Очистив ветки от коры, нарежьте из них пучок палочек одинаковой длины (10–12 см). Этот пучок свяжите тонкой проволокой. Найдите круглую жестяную банку, вложите пучок в середину банки, и заполните банку сухим речным песком. Плотно закройте банку крышкой и замажьте глиной, чтобы в банку не проникал воздух. Поставьте банку в протопленную печь на раскаленные угли и через несколько часов выньте банку из печи и проверьте, хорошо ли прожжены угли. Если угли прожжены недостаточно, поставьте их на некоторое время вторично в печь, но следите за тем, чтобы не пережечь уголь. Пережженный уголь не держится на бумаге, рассыпается на части.
“Прессованный уголь” приготовляется из угольного порошка в соединении с растительным клеем, прессованный уголь чернее угля, полученного посредством обжига в печи.
Выбор бумаги при рисовании углем имеет большое значение. Работать лучше на малопроклеенной бумаге с ровной шероховатой поверхностью, которая хорошо держит уголь, годится оберточная бумага обратная сторона обоев и т.д.
Трудности рисования углем заключаются в том, что уголь легко стирается и осыпается при малейшем прикосновении руки. Чтобы не повредить рисунок, приходится работать с большой осторожностью.
Можно применять в рисовании углем следующий прием. Вначале весь рисунок покрывается тонким слоем угля. На этом ровном фоне, как на серой бумаге, намечается контур, затем тампоном (кусочком ваты, свернутым шариком), снимается уголь в светлых местах. В дальнейшем углем усиливается, где нужно, общий тон и наносятся тени, мякишем хлеба или резинкой выбираются самые светлые места.
Рисунки, исполненные углем, крайне не прочны. Уголь легко осыпается, поэтому законченные рисунки углем фиксируются (закрепляются) фиксативом.
Самый простой фиксатив можно приготовить из жидкого обезжиренного молока с примесью небольшого количества сахара. Фиксатив наноситься на рисунок, положенный горизонтально на стол, из пульверизатора.
Можно так же пропитать уголь маслом. Уголь опускается на одну-две минуты е растительное масло (очищенное). Рисунок таким углем хорошо держится на бумаге, как фиксированный.
Работа пером, палочкой
Перо – очень выразителыюе и своеобразное выразительное средство. Но техника его требует от художника безупречного чувство рисунка. В основе рисования пером лежит линия. Пером можно работать контуром; в ажурно-кружевном характере, где из линий как бы сплетается, орнамент. Можно работать и точками, и пунктиром и штрихом. При этом характер выр^ительности изображения будет в каждом случае различным.
Работать пером лучше всего по гладкой бумаге, можно пользоваться и мелованными видами ее. Для рисования используются самые разнообразные перья. Вместо стального пера можно пользоваться и другими инструментами: гусиным пером, остро заточенной палочкой или спичкой с прорезью на конце, бамбуковой палочкой, заточенной “лопаточкой”, или с несколькими прорезами на конце.
Вместо туши можно пользоваться и обычными черными или любого другого цвета чернилами для авторучек. Чернила даже более удобны в работе, так как не подвержены столь быстрому высыханию, как тушь. Чернила не засоряют пера в процессе работы и легко сходят с него на бумагу при рисовании. Недостаток их – меньшая прочность в сравнении с тушью.
Рисунок на гипсе (алебастре)
Эта техника поможет усвоить строгие законы соотношений белого и черного. Белый – для передачи света, черный – для теней и контуров, что составляет сущность и отличительную особенность как таковой.
Способ приготовления гипсовых (алебастровых) дощечек в емкость с водой засыпается гипсовый порошок или алебастр. После образования густой массы выкладывается его содержимое в коробку нужной формы и размера, можно использовать майонезную баночку из пластмассы, а также блюдо из фольги и т.д. Когда гипс (алебастр) затвердеет, его следует вынуть из формы, почистить шероховатости на поверхности и подравнять края, если они деформировались. После полной просушки гипсовой (алебастровой) дощечки, кружочка или той формы, которая получилась, ее покрывают черной (или любого другого темного цвета) краской так, чтобы ее поверхность была однородно окрашена.
Для процарапывания рисунка до находящегося под слоем краски белого гипса (алебастра) можно использовать резцы различного типа: гвоздь, иглу, шило, перочинный нож и т.д.
Тонкие, близко прочерченные или совмещенные штрихи создают игру светотени, а более выскобленные участки поверхности дают ощущение света. И хотя этот способ не предназначен для печати, по своему конечному результанту и создаваемому эффекту он напоминает гравюру.
Гипсофафия
Гипс является превосходным материалов для гравирования и резьбы. На поверхность дощечки из гипса перенесите с помощью кальки предварительно выполненный рисунок. Вооружившись штихелями применяемыми в гравюре по дереву или линолеуму, прочертите, соскоблите и углубите те участки поверхности, которые при печатании должны оставаться белыми.
Техника печати такая же, как при печати линогравюры.
Печатная техника лежит в основе обширного круга графических работ. Среди них одна из простейших.
Монотипия
Монотипия – это оттиск с непросохшего живописного или графического изображения, исполненного маслянвй, акварельной краской на стекле, пластмассовой доске, или на плотной бумаге. Так как количество оттенков красок может быть любым в монотипии, оттиск отличается от обычного живописного произведения только своей специфической фактурой, мягкими краями пятен, как бы расплывчатостью их очертаний.
Это качество монотипии сообщает ей особую прелесть. Иногда еще делают светлые штрихи и пятна, которые воспроизводятся и в оттиске. Ищут и других возможностей разнообразить фактуру. Например, рисунок выполняют не на гладкой пластине, а на грунтованном холсте, на фактурам картоне.
На первых занятиях можно провести с детьми такую игру “Бабочка расправляет крылья”. Согнув альбомный лист пополам, на одной половине намазать несколько красочных пятен, потом плотно прижать его половинки одна к другой, и отжать линейкой к месту сгиба. Рисунок симметрично отпечатался на другой половине листа. При помощи этого незамысловатого приема легко объяснить детям законы симметрии.
Еще доступнее детям так называемая диатипия
– от греческого dia – сквозь, через. Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные отличия.
Валиком для накатки фотографий, наносится слой краски на стекло или любую другую гладкую поверхность (линолеум, плотный картон, ДВП и т.д.). Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом, ручкой или просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к стеклу, получился оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой, цветным фоном в случае, если вы пользовались цветной бумагой.
В этой технике работают многие художники – графики. Дня наглядности использовала книгу “Н.И. Фешин” изд. 1975 г. “Художник РСФСР” Ленинград.
Есть способ высокой печати, совсем простой, но по-своему интересный. Это печать с аппликации на картон, впервые примененная художником К.В. Кузнецовым.
Диатипия с аппликацией
Вырезать из альбомной бумаги несколько силуэтов людей животных – что задумаете, и наклейте их на картон. Краску нанести на валик ножом и раскатать по стеклу в разных направлениях, чтобы на валике она лежала ровным слоем. Затем валикам провести в разных направлениях по наклеенным силуэтам. Сверху на картон положить лист чистой бумаги и придерживая его одной рукой, протрите сверху круговыми движениями ложкой. Когда снимите листок, увидите, что силуэты вышли черными, (или тем цветом, каким вы печатали), а вокруг них, как сияние лежит белый ореол, а фон в зависимости от шероховатости картона, будет более или менее темным.
Последующие работы можно усложнять, наклеив детали одежды, отдельные части фигуры, лица человека, например брова, глаза, нос, губы, волосы – нитки, платье – кружева.
Можно работать и способами, которые известны профессионалам, но применяются ими редко. Один из них
Граттаж - от французского gratter – скрести, царапать.
Подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский, создавая свои фантастически повышенно экспрессивные произведения. Для покапза детям этой техники профессионалами я использовала книгу “Сказка об Иване-Царевиче и сером волке” в иллюстрациях Юрия Селиверстого изд. “Малыш”, 1967 г.
Возьмите плотную бумагу и тщательно протрите парафином (можно свечой) в различных направлениях, равномерно покрыв всю бумагу. После чего лист покрывают гуашью любого цвета (можно гуашь с тушью). Когда краска высохнет, то пером, иглой, скребком проскабливают белые штрихи.
Если до парафина бумагу кое-где покрыть акварельными красками, штрихи получатся цветными. Так передают освещение ночного города, огни фейерверка или блеск воды и тому подобное. Этот способ полезен как один из путей подготовки к работе над гравюрой.
Линогравюра
Это уже вполне профессиональный вид графики. В отличие от гравюры на дереве, насчитывающей около XV веков существования, гравюра на линолеуме – явление сравнительно новое в искусстве. Впервые ввели линолеум в практику французы в начале ХХ в. В России первым ознакомился с этим видом гравирования художник Н.В. Шевердяев. С 1917 г. линолеум стал популярным и широко используемым для книжных, газетных и журнальных иллюстрации, портретов, плакатов.
В настоящее время в стране уже много десятков художников – граверов на линолеуме, среди которых особенно выделяются своим мастерством И.А. Соколов, П.H. Староносов, М.В. Маторин, В.И. Соколов, И.Н. Павлов и другие.
Линолеум требует серьезного изучения техники работы, без знания технических приемов этого материала хороших результатов добиться трудно. Линолеум – материал из холста, пропитанный смесью пробковой муки, канифоли и льняного масла. Этот материал легко поддается резьбе и дальнейшей обработке.
Основным инструментом для гравирования на линолеуме считается резец. При отсутствии инструментов, можно сделать штихели из прутков зонтика, перьев плакатных, толстой стальной проволоки, гвоздей.
Рисунок наносится на линолеум карандашом или через копировальную бумагу переводится, изображение в этом случае зеркальное. Берем в руки резец. Всякая проведенная им бороздка будет в отпечатке белой линией. Резцом старайтесь проводить линии от себя, поворачивая каждый раз линолеум.
Когда гравюра вырезана, ее очищают от крошек и приступают к печатанию. Для печатания необходимо иметь следующие приспособления:
1. Валик – можно фотографический
2. Типографскую краску (или масляную, в крайнем случае, гуашь).
3. Косточку – ручку от зубной щетки или ложку столовую.
Небольшое количество краски растирается на стекле, кафеле, куске линолеума. Комки сухой краски, “пенки” удаляем. Прежде, чем класть краску на валик, посмотрим какая бумага приготовлена для печати: если гладкая, краски на валик кладется немного, если шероховатая и рыхлая – больше.
Краску на валик кладем равномерно, тонким слоем, затем раскатываем краску по стеклу. Раскатав краску на стекле, берем валик в руку и начинаем матать равномерно по награвированному линолеуму от себя и к себе. Нельзя возить валик по награвированной доске, иначе краска вотрется и “завалит” гравюру.
Затем лист бумаги накладывается на гравированный линолеум. Наложив бумагу. пригладьте ее осторожно рукой и протрите косточкой, ложкой круговыми движениями. Когда протерты все выпусклые месте, снимаем бумагу с угла и слегка тянем к себе. Не снимайте бумагу рывком с доски. С одной матрицы можно снять до сотни оттисков.
Цветная линогравюра. Вырежьте одну фигуру на линолеуме и приступайте к многократной печати, используя различные цвета или оттенки одного и того же цвета. Ван придется неоднократно покрывать краской матрицу а при очередной смене цвета тщательно ее промывать.
В этих целях лучше всего пользоваться гуашью, которая хорошо растворяется в воде и легко смывается с рук и рабочего инструмента. Меняя всякий раз расположение фигур, и накладывая друг на друга фигуры контрастных цветов, вы сможете получить самые разнообразные оттиски. Для печати можно использовать цветную бумагу.
Гравирование сухой иглой
Сухая игла – это специальный резец из твердой стали с тонким иглообразным концом /можно использовать шило/, исцользуемый для непосредственной обработки металлической поверхности без применения кислот. Поэтому нет необходимости вощить медную иди цинковую пластину.
После нанесения рисунка сухой иглой, металлическая пластинка слегка подогревается на электроплитке а затем с помощью кожаного тампона краска загоняется в углубления. Когда все прорезанные штрихи и линии окажутся заполненными краской, необходимо чистой тряпкой снять с поверхности пластины лишнюю краску и окончательно протереть ее ладонью руки.
Процесс печати: пластина вновь подогревается и устанавливается на станок (можно использовать валики для отжима белья стиральной машины) на печатную форму накладывается влажный лист бумаги, а затем слой чистой 'промокательной бумаги и кусок ткани.
Затем, подготовленный таким образом слой прокатывается между вращающимися валиками, которые плотно прижимают металлическую пластину к бумаге, и в результате получается первый оттиск.
Прием гравирования сухой иглой может быть с успехом применен в школе, поскольку здесь не нужно иметь дело с ядовитой азотной кислотой. Для этого необходимо обзавестись небольшим печатным станком (или использовать валики для отжима белья стиральной машины). Что касается электроплитки и типографской краски, то все это нетрудно достать при желании. Для чистки пластины после печати можно использовать обычный скипидар.
Техника гравирования сухой иглой увлекательный, интересный вид работы. Гравюры создают ощущение легкости, бархатистости, отличаются изяществом исполнения.
Техника водяной печати
Подробно разработала приемы работы в этой тезнике художница Линда Маркус. Для работы в этой технике нужна бумага, оладающая хорошей приклеивающей способностью, но не глянцевая, с нее краска соскальзывает.
Понадобится скипидар или бензин для растворения красок ванночка, в которую наливаем воду t 20–30°С. Величина ванночки чуть больше размера бумаги. Начинаем работу. Наливаем на воду, растовренную в скипидаре или бензине масляную краску любых цветов. Краска начинает свое движение по воде. Для ускорения движения можно подуть на воду, тогда на бумаге останутся причудливые побеги краски. Все должно происходить очень быстро. Быстро покрыть бумагой воду и быстро снять. Полученный оттиск нужно полностью просушить. Можно так же на затонированной таким способом, бумаге отпечатать растения, травинки, листья. Вы принесли с прогулки несколько травинок, цветков для гербария. Когда растения немного подсохнут, тонкие травиночки уже на следующий день, более крупные цветы и сочные стебли через два, три дня. Не давайте пересохнуть растениям, иначе они не отпечатаются во всей красе, раскрошатся.
Осторожно берем растение и легкими движениями кисти покрываем его гуашевой краской (густой), затем растение укладывается покрашенной стороной вниз на подготовленный оттиск (в технике водяная печать) или на чистый лист бумаги и покрываем другим листом бумаги, прижимаем растение рукой или прокатываем валиком. После чего бумагу снимаем, а “шесте с ней и растение. А его изображение навсегда остается запечатленным на вашей работе.
При необходимости аккуратно подкрашиваются не прокрашенные места. В этой технике можно выполнять тему “Обои, шторы” (3 кл. программа Б. Неменского).