Итоговое занятие по математике в 5-м классе при изучении темы "Десятичные дроби" в форме игры "Авторалли"

Разделы: Математика


Проблемы обычного школьного урока привлекают к себе пристальное внимание. От школы и учителя требуют не только знания, сформировать программные умения и навыки у всех учащихся, но главное, научить школьников творчески распоряжаться ими. К сожалению, урок математики зачастую сводится к изучению учебных вопросов программы с использованием преимущественно объяснительно-иллюстративного метода: “Делай как я!”.

Возможно, поэтому учащиеся на занятиях устно бойко анализируют условия задачи, решают её, а на контрольной работе аналогичную ей решить не могут, так как на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свою работу не могут.

Мы, учителя, часто объясняем неудачи учеников их ленью, нежеланием учиться, недостаточным их умственным развитием и т. п. Несомненно, в какой-то части эти суждения верны. Однако не в такой значительной мере, как это кажется на первый взгляд. В силу ряда объективных и субъективных причин на уроках математики недостаточно используются психо-физиологические возможности ребенка. Сухие формулы, логические сентенции (цепочки) не окрашены эмоционально, классическая форма ведения урока не дает ему возможности работать в свойственном ему ритме, недостаточна мотивация, чрезвычайно мало “опорных пунктов” в процессе мышления.

Дети идут на урок чаще всего за общением с друзьями, с учителями. Радость и удовлетворение они испытывают от работы, позволяющей им открыть себя, узнать свои возможности, самоутвердиться.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Поэтому подбираются методы и формы обучения, стимулирующие развитие самостоятельного мышления, привитие навыков организации активного обучения и приобретения знаний. Это особенно эффективно в подростковом возрасте, когда формируются интерес, склонности к той или другой области знаний, школьному предмету.

Большую роль в этом играют дидактические игры. Следует сразу отметить: “То, что детям кажется развлечением, для учителя – тяжкое испытание!

Препятствиями для их проведения являются: постоянная загруженность учителя подготовкой отчетных документов, уроков, сложности в создании сценария и режиссуры игры, отсутствие должного методического, профессионального мастерства, психологические особенности личности преподавателя, его организаторские возможности.

Игра – это творчество и труд. Увлекшиеся игрой дети не замечают, что они учатся: познают и запоминают новое, ориентируются и принимают решение в необычных, постоянно меняющихся ситуациях, пополняют понятийный запас, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру, прилагают все усилия, чтобы проявить себя, с положительной, значимой среди одноклассников стороны, внести максимально возможный для них вклад в усилия его команды.

Наибольший педагогический эффект игра дает в классе, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, которым математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувства состязательности и взаимопомощи, прививает навыки коллективной работы.

Систематическое использование дидактических игр (собственных модификаций игр “Лабиринт”, “Лото”, “Авторалли”, “Всезнайки”, тематических викторин и праздников) на разных этапах изучения программного материала по математике является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, повышающим качество знаний, умений и навыков, развития их умственной деятельности.

Методическая разработка итогового занятия по математике в V классе при изучении темы “Десятичные дроби” в форме игры “АВТОРАЛЛИ”

Ученики класса распределяются учителем с учетом их пожеланий на группы. В каждую группу входят как сильные, так и средние, слабые по успеваемости ученики. Каждая группа – это экипаж автомобиля, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает законы сложения, вычитания, умножения и деления дробей. Победит тот экипаж, который наберет, пройдя по всей трассе, большее количество баллов.

При проведении урока целесообразно ставить следующие задачи:

  1. В эмоционально окрашенной, многофакторной психологической обстановке закрепить пройденный материал по теме.
  2. Оценить результаты обучения с целью последующего анализа методики обучения и внесения корректив для уроков в классах параллели и индивидуально для неусвоивших тему.
  3. Обучить учеников работе в нестандартных и экстремальных ситуациях.
  4. Дать навыки совместной работы в микро-коллективе.
  5. Проводить коррекцию поведения учащихся и решения задач опосредованным способом – введением в команды учеников, оказывающих помощь в решении задач (“техпомощь”) и в масштабе класса – учеников, способных оценить результаты работы учеников и команд, - “судьи”.
  6. Ознакомить учащихся с вариантом оценки их работы в баллах (тестирование).
  7. Расширить кругозор детей в области техники.

Проведение урока-игры строится из нескольких периодов:

  • подготовительного периода;
  • проведение игры-урока;
  • период анализа;
  • оценка труда учащихся и учителя.

Подготовительный период включает в себя:

Выбор сюжета и подготовку сценария урока-игры.

Подбор задач по теме и оценка их в баллах. Количество заданий и их сложность определяются факторами: целью игры, наличием учебного времени, содержанием задания, возрастом, подготовленностью и количеством играющих. При этом учитываются соображения о том, что во время командной игры учебная деятельность активизируется и появляются возможности к решению задач в большем количестве, чем на обычном уроке.

Подготовка реквизита к уроку: рисуется “План местности - трасса “Авторалли” (Рисунок 1), график “Авторалли” - этапы урока (Рисунок 2), готовятся регулировочные флажки, эмблемы экипажей, путевые листы (Рисунок 3), конверты с заданиями, призы.

Распределение учащихся по командам и ролям, исполняемым ими во время игры.

Судейская бригада (количество судей в соответствии с количеством экипажей) готовится учителем заранее. Ими в виде заданий на дом решаются задачи, которые будут использоваться в игре, проверяются и оцениваются учителем. При необходимости с будущими судьями проводится работа над ошибками.

В состав “Техпомощи” учителем назначаются ученики, усвоившие материал по теме урока и способные объяснить ученикам порядок решения предлагаемых задач. При наличии возможностей из состава экипажей выделяются фотокорреспонденты.

Доведение до класса замысла и сценария урока.

Планирование урока по времени:

- инструктаж по правилам проведения игры – 5 мин.;
- этап игры “Дремучий лес” 7 мин. + 3 мин. “техпомощи”;
- этап игры “Река – кисельные берега” – 4 мин. + 3 мин. “техпомощи”;
- этап игры “ Авария” – 7 мин. + 3 мин. “техпомощи”;
- этап игры “Пески зыбучие” – 8 мин. + 3 мин. “техпомощи”;
- этап игры “ Берендеево болото” – 5 мин. + 3 мин. “техпомощи”;
- этап игры “Скоростной участок” – 4 мин. + 3 мин. “техпомощи”;
ПЕРЕРЫВ – 5- 10 мин.;
- Подведение итогов (судейский разбор) – 20 мин.;
- Награждение участников “Авторалли” – 5 мин.

Перед уроком на классной доске пишутся списки экипажей и таблица оценки результатов “гонки” в зависимости от набранных в соревновании баллов.

Оценка Количество баллов
________ __________
“5” 36-46
“4” 25-35
“3” 14-24
“0!” 0-13

Содержание оценочных показателей может изменяться в зависимости от подготовленности класса, сложности заданий и т. д.

Алгоритм урока-игры.

Перед стартом проводится инструктаж экипажей. До учащихся доводится сценарий и правила игры, условия оценки работы экипажей, права и обязанности членов экипажей и судей. Обращается внимание на то, что судьи будут оценивать результаты работы после решения задач каждого этапа игры, что оценка работы будет проводиться не только в командном зачете, но и в личном. Ученики предупреждаются о возможности наложения штрафных баллов, о снятии экипажа с трассы за некорректное поведение.

После инструктажа проводится жеребьевка, распределяющая по командам судей, а экипажи по маркам автомобилей, на которых предстоит преодолеть маршрут.

После объявления старта членам экипажей выдаются карточки с заданиями, включается таймер, регистрирующий время прохождения данного участка трассы, выставляется сигнал общего движения – зеленый флажок. За 2-3 минуты до окончания выделенного для преодоления данного этапа времени судьей – хронометристом выставляется желтый флажок, который означает, что экипажи могут использовать в течение этого времени помощь в решении заданий от своей “техпомощи”. По окончании установленного графиком времени для преодоления участка трассы выставляется красный флажок. Судьями в каждом экипаже собираются карточки с заданиями и листы с решениями задач, во время прохождения экипажами очередного этапа “Авторалли” ими оцениваются результаты работы индивидуальные и по-экипажно.

С началом следующего этапа действия судей и экипажей повторяются.

Карта гонки выбрана произвольно, с этапами, названными в порядке последовательности: “Дремучий лес”, “Река – кисельные берега”, “Певучие пески”, “Берендеево болото”, “Скоростной участок”. Эти фантастические, приближенные к сценарию игры названия, обусловлены необходимостью отделить задания друг от друга, дать участникам время для короткого отдыха и, самое главное, предоставить ученикам возможность найти ошибки в решении задач, объяснить их и, не наслаивая их, правильно решать последующие задания.

После завершения гонки судья – хронометрист заполняет общий путевой лист (протокол соревнования).

В это время проводится “судейский разбор”. В ходе его выявляются причины “поломок” автомобилей, как часто приходилось вызывать “техпомощь” и по какой причине. При объяснении причин невыполнения задач, с целью выяснения правильности и полноты усвоения пройденного материала, личного вклада в результаты команды могут быть заслушаны пояснения членов других экипажей. За правильный ответ на разборе этим экипажам начисляется дополнительный балл, а неправильном – 1 балл снимается. Правила, как ранее указывалось, могут от игры к игре изменяться.

По окончании подсчета баллов, полученных экипажами, объявляются результаты гонки и и предлагаемые судьями оценки, происходит, по возможности, награждение призами.

Анализ урока.

Оценки судей являются предварительными. По окончании урока-игры учитель просматривает и проверяет работы, выставляет уточненные оценки в журнал. По общему путевому листу учитель видит результаты работы, направления в теме, которые необходимо доработать на следующих уроках.

Какие положительные, кроме вышеописанных, качества такого типа урока-игры?

Открывается возможность сочетать преимущества массовой оценки знаний учащихся с помощью карточек-матриц заданий на этапах урока-игры “Авторалли” (Рисунок 4) и игровых факторов.

Имеется возможность статистической обработки результатов работы школьников и учителя.

В урок вносятся элементы бальной (тестовой) системы оценки.

Появляется возможность более точного планирования дополнительной работы над темой.

Поэтапный, активизирующий обучение тип игры “Авторалли” можно применять для занятий по любому предмету, в других параллелях (кроме старших классов), по разным темам, может, в зависимости от условий, изменяться.

Необходимыми условиями для проведения вышеописанного типа урока-игры являются:

  • высокий уровень организованности работы и дисциплины класса,
  • достаточно высокий уровень подготовки учащихся по математике (предмету),
  • способность учителя управлять работой класса в нестандартной обстановке.

В противном случае, даже при большой оформительской работе, в результате будет практически нуль!

Выводы:

  1. Закрепление темы в форме урока-игры “Авторалли” позволяет в яркой, эмоционально окрашенной обстановке активизировать и поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу (предмету).
  2. Эта форма достаточно универсальна, может применяться по разным параллелям, предметам и темам с пятого по девятый классы.
  3. Проведение урока-игры требует большого количества времени на его подготовку, высокого профессионализма учителя.

Рисунок 1. План местности - трасса “Авторалли”

Рисунок 2. График “Авторалли”

 

Рисунок 3. Путевой лист экипажа АвтоВАЗ”

№ п/п Состав команды Эксперт Оценки выполнения заданий
Домашнего Контрольная работа Игра Итоги повторения тем
Баллы за задания по сценарию игры Всего баллов за игру Оценка за игру Общее количество баллов Общая оценка
                   
                   
                   
                   

Рисунок 4. Матрица заданий на этапах урока-игры “Авторалли”

Задания Количество баллов за этап Время прохождения этапа
“Лес” 52-(15,54:1,48+3,4) х 28 = (13,08)

1) 15,54 : 1,48 = (10,5)
2) 10,5 + 3,4 = (13,9)
3) 13,9 х 2,8 = (38,92)
4) 52- 38,92 = (13,08)

8 7 мин.
“Река

1) 1,4 + 0,6 = (2)
2) (2) – 1,7 = (0,3)
3) (0,3) х 1,2 = (0,36)
4) (0,36) : 9 = (0,04)
5) (0,0)4 + 0,96 = (1)

10 4 мин.
“Авария”

1) 22,47 : 2,14 = 1,5 (10,5)
2) 3,24 х 0,1 = 32,4 (0,324)
3) 2,2 + 5,07 = 7,9 (7,27)

6 7 мин.
“Болото” 2,136 : ( 1,9 – Х) = 7,12

1) 1,9 – Х = 2,136 : 7,12
2) 1,9 – Х = 0,3
3) Х = 1,9 – 0,3
4) Х = 1,6

4 5 мин.
“Скоростной участок”

1) 7 + 0,2 = (7,2)
(7,2) : 9 = (0,8)
(0,8) х 3 = (2,4)
2,4 + 0,6 = (3)
2) 6,42 х 10 = (64,2)
3) 3,8 : 10 = (0,38)
4) 4,432 : 0,01 = (443,2)
5) 8,1 х 0,01 = (0,081)

10 4 мин.
Всего: 46 35 мин.

Список литературы:

  1. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. / М.“Просвещение”/1991.
  2. Гончарова Л.В./Предметные недели в школе. Математика/Волгоград, “Учитель”/ 2001.
  3. Окунев А.А. /Спасибо за урок, дети!/ М. “Просвещение”/1988.
  4. Соловейчик И.Л./Математика. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. 5-11 классы/М. “Первое сентября”/2003.
  5. Коваленко В.Г./Дидактические игры на уроках математики/ М. “Просвещение”/ 1990.