Проблемы обычного школьного урока привлекают к себе пристальное внимание. От школы и учителя требуют не только знания, сформировать программные умения и навыки у всех учащихся, но главное, научить школьников творчески распоряжаться ими. К сожалению, урок математики зачастую сводится к изучению учебных вопросов программы с использованием преимущественно объяснительно-иллюстративного метода: “Делай как я!”.
Возможно, поэтому учащиеся на занятиях устно бойко анализируют условия задачи, решают её, а на контрольной работе аналогичную ей решить не могут, так как на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свою работу не могут.
Мы, учителя, часто объясняем неудачи учеников их ленью, нежеланием учиться, недостаточным их умственным развитием и т. п. Несомненно, в какой-то части эти суждения верны. Однако не в такой значительной мере, как это кажется на первый взгляд. В силу ряда объективных и субъективных причин на уроках математики недостаточно используются психо-физиологические возможности ребенка. Сухие формулы, логические сентенции (цепочки) не окрашены эмоционально, классическая форма ведения урока не дает ему возможности работать в свойственном ему ритме, недостаточна мотивация, чрезвычайно мало “опорных пунктов” в процессе мышления.
Дети идут на урок чаще всего за общением с друзьями, с учителями. Радость и удовлетворение они испытывают от работы, позволяющей им открыть себя, узнать свои возможности, самоутвердиться.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Поэтому подбираются методы и формы обучения, стимулирующие развитие самостоятельного мышления, привитие навыков организации активного обучения и приобретения знаний. Это особенно эффективно в подростковом возрасте, когда формируются интерес, склонности к той или другой области знаний, школьному предмету.
Большую роль в этом играют дидактические игры. Следует сразу отметить: “То, что детям кажется развлечением, для учителя – тяжкое испытание!”
Препятствиями для их проведения являются: постоянная загруженность учителя подготовкой отчетных документов, уроков, сложности в создании сценария и режиссуры игры, отсутствие должного методического, профессионального мастерства, психологические особенности личности преподавателя, его организаторские возможности.
Игра – это творчество и труд. Увлекшиеся игрой дети не замечают, что они учатся: познают и запоминают новое, ориентируются и принимают решение в необычных, постоянно меняющихся ситуациях, пополняют понятийный запас, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру, прилагают все усилия, чтобы проявить себя, с положительной, значимой среди одноклассников стороны, внести максимально возможный для них вклад в усилия его команды.
Наибольший педагогический эффект игра дает в классе, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, которым математика кажется скучной и сухой наукой.
Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувства состязательности и взаимопомощи, прививает навыки коллективной работы.
Систематическое использование дидактических игр (собственных модификаций игр “Лабиринт”, “Лото”, “Авторалли”, “Всезнайки”, тематических викторин и праздников) на разных этапах изучения программного материала по математике является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, повышающим качество знаний, умений и навыков, развития их умственной деятельности.
Методическая разработка итогового занятия по математике в V классе при изучении темы “Десятичные дроби” в форме игры “АВТОРАЛЛИ”
Ученики класса распределяются учителем с учетом их пожеланий на группы. В каждую группу входят как сильные, так и средние, слабые по успеваемости ученики. Каждая группа – это экипаж автомобиля, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает законы сложения, вычитания, умножения и деления дробей. Победит тот экипаж, который наберет, пройдя по всей трассе, большее количество баллов.
При проведении урока целесообразно ставить следующие задачи:
- В эмоционально окрашенной, многофакторной психологической обстановке закрепить пройденный материал по теме.
- Оценить результаты обучения с целью последующего анализа методики обучения и внесения корректив для уроков в классах параллели и индивидуально для неусвоивших тему.
- Обучить учеников работе в нестандартных и экстремальных ситуациях.
- Дать навыки совместной работы в микро-коллективе.
- Проводить коррекцию поведения учащихся и решения задач опосредованным способом – введением в команды учеников, оказывающих помощь в решении задач (“техпомощь”) и в масштабе класса – учеников, способных оценить результаты работы учеников и команд, - “судьи”.
- Ознакомить учащихся с вариантом оценки их работы в баллах (тестирование).
- Расширить кругозор детей в области техники.
Проведение урока-игры строится из нескольких периодов:
- подготовительного периода;
- проведение игры-урока;
- период анализа;
- оценка труда учащихся и учителя.
Подготовительный период включает в себя:
Выбор сюжета и подготовку сценария урока-игры.
Подбор задач по теме и оценка их в баллах. Количество заданий и их сложность определяются факторами: целью игры, наличием учебного времени, содержанием задания, возрастом, подготовленностью и количеством играющих. При этом учитываются соображения о том, что во время командной игры учебная деятельность активизируется и появляются возможности к решению задач в большем количестве, чем на обычном уроке.
Подготовка реквизита к уроку: рисуется “План местности - трасса “Авторалли” (Рисунок 1), график “Авторалли” - этапы урока (Рисунок 2), готовятся регулировочные флажки, эмблемы экипажей, путевые листы (Рисунок 3), конверты с заданиями, призы.
Распределение учащихся по командам и ролям, исполняемым ими во время игры.
Судейская бригада (количество судей в соответствии с количеством экипажей) готовится учителем заранее. Ими в виде заданий на дом решаются задачи, которые будут использоваться в игре, проверяются и оцениваются учителем. При необходимости с будущими судьями проводится работа над ошибками.
В состав “Техпомощи” учителем назначаются ученики, усвоившие материал по теме урока и способные объяснить ученикам порядок решения предлагаемых задач. При наличии возможностей из состава экипажей выделяются фотокорреспонденты.
Доведение до класса замысла и сценария урока.
Планирование урока по времени:
- инструктаж по правилам проведения игры – | 5 мин.; |
- этап игры “Дремучий лес” | 7 мин. + 3 мин. “техпомощи”; |
- этап игры “Река – кисельные берега” – | 4 мин. + 3 мин. “техпомощи”; |
- этап игры “ Авария” – | 7 мин. + 3 мин. “техпомощи”; |
- этап игры “Пески зыбучие” – | 8 мин. + 3 мин. “техпомощи”; |
- этап игры “ Берендеево болото” – | 5 мин. + 3 мин. “техпомощи”; |
- этап игры “Скоростной участок” – | 4 мин. + 3 мин. “техпомощи”; |
ПЕРЕРЫВ – | 5- 10 мин.; |
- Подведение итогов (судейский разбор) – | 20 мин.; |
- Награждение участников “Авторалли” – | 5 мин. |
Перед уроком на классной доске пишутся списки экипажей и таблица оценки результатов “гонки” в зависимости от набранных в соревновании баллов.
Оценка Количество баллов ________ __________ “5” 36-46 “4” 25-35 “3” 14-24 “0!” 0-13
Содержание оценочных показателей может изменяться в зависимости от подготовленности класса, сложности заданий и т. д.
Алгоритм урока-игры.
Перед стартом проводится инструктаж экипажей. До учащихся доводится сценарий и правила игры, условия оценки работы экипажей, права и обязанности членов экипажей и судей. Обращается внимание на то, что судьи будут оценивать результаты работы после решения задач каждого этапа игры, что оценка работы будет проводиться не только в командном зачете, но и в личном. Ученики предупреждаются о возможности наложения штрафных баллов, о снятии экипажа с трассы за некорректное поведение.
После инструктажа проводится жеребьевка, распределяющая по командам судей, а экипажи по маркам автомобилей, на которых предстоит преодолеть маршрут.
После объявления старта членам экипажей выдаются карточки с заданиями, включается таймер, регистрирующий время прохождения данного участка трассы, выставляется сигнал общего движения – зеленый флажок. За 2-3 минуты до окончания выделенного для преодоления данного этапа времени судьей – хронометристом выставляется желтый флажок, который означает, что экипажи могут использовать в течение этого времени помощь в решении заданий от своей “техпомощи”. По окончании установленного графиком времени для преодоления участка трассы выставляется красный флажок. Судьями в каждом экипаже собираются карточки с заданиями и листы с решениями задач, во время прохождения экипажами очередного этапа “Авторалли” ими оцениваются результаты работы индивидуальные и по-экипажно.
С началом следующего этапа действия судей и экипажей повторяются.
Карта гонки выбрана произвольно, с этапами, названными в порядке последовательности: “Дремучий лес”, “Река – кисельные берега”, “Певучие пески”, “Берендеево болото”, “Скоростной участок”. Эти фантастические, приближенные к сценарию игры названия, обусловлены необходимостью отделить задания друг от друга, дать участникам время для короткого отдыха и, самое главное, предоставить ученикам возможность найти ошибки в решении задач, объяснить их и, не наслаивая их, правильно решать последующие задания.
После завершения гонки судья – хронометрист заполняет общий путевой лист (протокол соревнования).
В это время проводится “судейский разбор”. В ходе его выявляются причины “поломок” автомобилей, как часто приходилось вызывать “техпомощь” и по какой причине. При объяснении причин невыполнения задач, с целью выяснения правильности и полноты усвоения пройденного материала, личного вклада в результаты команды могут быть заслушаны пояснения членов других экипажей. За правильный ответ на разборе этим экипажам начисляется дополнительный балл, а неправильном – 1 балл снимается. Правила, как ранее указывалось, могут от игры к игре изменяться.
По окончании подсчета баллов, полученных экипажами, объявляются результаты гонки и и предлагаемые судьями оценки, происходит, по возможности, награждение призами.
Анализ урока.
Оценки судей являются предварительными. По окончании урока-игры учитель просматривает и проверяет работы, выставляет уточненные оценки в журнал. По общему путевому листу учитель видит результаты работы, направления в теме, которые необходимо доработать на следующих уроках.
Какие положительные, кроме вышеописанных, качества такого типа урока-игры?
Открывается возможность сочетать преимущества массовой оценки знаний учащихся с помощью карточек-матриц заданий на этапах урока-игры “Авторалли” (Рисунок 4) и игровых факторов.
Имеется возможность статистической обработки результатов работы школьников и учителя.
В урок вносятся элементы бальной (тестовой) системы оценки.
Появляется возможность более точного планирования дополнительной работы над темой.
Поэтапный, активизирующий обучение тип игры “Авторалли” можно применять для занятий по любому предмету, в других параллелях (кроме старших классов), по разным темам, может, в зависимости от условий, изменяться.
Необходимыми условиями для проведения вышеописанного типа урока-игры являются:
- высокий уровень организованности работы и дисциплины класса,
- достаточно высокий уровень подготовки учащихся по математике (предмету),
- способность учителя управлять работой класса в нестандартной обстановке.
В противном случае, даже при большой оформительской работе, в результате будет практически нуль!
Выводы:
- Закрепление темы в форме урока-игры “Авторалли” позволяет в яркой, эмоционально окрашенной обстановке активизировать и поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу (предмету).
- Эта форма достаточно универсальна, может применяться по разным параллелям, предметам и темам с пятого по девятый классы.
- Проведение урока-игры требует большого количества времени на его подготовку, высокого профессионализма учителя.
Рисунок 1. План местности - трасса “Авторалли”
Рисунок 2. График “Авторалли”
Рисунок 3. Путевой лист экипажа “ АвтоВАЗ”
№ п/п | Состав команды | Эксперт | Оценки выполнения заданий | ||||||
Домашнего | Контрольная работа | Игра | Итоги повторения тем | ||||||
Баллы за задания по сценарию игры | Всего баллов за игру | Оценка за игру | Общее количество баллов | Общая оценка | |||||
Рисунок 4. Матрица заданий на этапах урока-игры “Авторалли”
Задания | Количество баллов за этап | Время прохождения этапа |
“Лес” 52-(15,54:1,48+3,4) х 28 = (13,08)
|
8 | 7 мин. |
“Река”
|
10 | 4 мин. |
“Авария”
|
6 | 7 мин. |
“Болото” 2,136 : ( 1,9 – Х) = 7,12
|
4 | 5 мин. |
“Скоростной участок”
|
10 | 4 мин. |
Всего: | 46 | 35 мин. |
Список литературы:
- Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. / М.“Просвещение”/1991.
- Гончарова Л.В./Предметные недели в школе. Математика/Волгоград, “Учитель”/ 2001.
- Окунев А.А. /Спасибо за урок, дети!/ М. “Просвещение”/1988.
- Соловейчик И.Л./Математика. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. 5-11 классы/М. “Первое сентября”/2003.
- Коваленко В.Г./Дидактические игры на уроках математики/ М. “Просвещение”/ 1990.